Еще несколько лет назад за услугами Социального фонда России необходимо было обращаться с заявлением в клиентские службы по месту жительства. Сегодня тенденция развития ведомства такова, что большинство услуг и выплат можно получить дистанционно. А часть из них и вовсе без подачи заявления.
О проактивных услугах, онлайн-сервисах фонда и оптимизации процесса назначения мер поддержки рассказала управляющий отделением СФР по Ставропольскому краю Елена Долгова.
- Елена Васильевна, одна из задач краевого отделения Социального фонда сегодня – упрощение подачи заявлений. Расскажите, какие услуги сейчас доступны жителям Ставрополья дистанционно?
- Сегодня на портале Госуслуг доступны практически все основные услуги по направлениям деятельности фонда, включая пенсии, больничные, социальные выплаты, пособия семьям с детьми, меры поддержки семьям военных, выплаты по уходу за гражданами с инвалидностью и пожилыми.
На портале каждый гражданин может проверить электронную трудовую книжку и узнать сведения о состоянии своего пенсионного счёта. Граждане с инвалидностью и их представители могут получить технические средства реабилитации, зарегистрировать автомобиль для парковки на специальных местах и оформить путёвку в санаторий для лечения.
- Если гражданину удобнее обратиться в Соцфонд лично, такая возможность остается?
- Конечно, если жители Ставрополья желают обратиться в отделение СФР лично, они могут подойти в любую из 33 клиентских служб фонда в нашем крае. Отмечу, что прием ведется по экстерриториальному принципу – без привязки к месту жительства человека. Не стоит забывать, что оформить выплаты и получить услуги СФР можно и в ближайших офисах МФЦ.
Кроме того, отмечу, что в каждой из наших клиентских служб есть цифровые зоны самообслуживания для клиентов. Гостевые компьютеры помогут в тех случаях, когда нет возможности воспользоваться электронными услугами из дома. Пошаговые инструкции и специалисты отделения при необходимости помогут посетителям получить услуги, в том числе сделать учетную запись на портале Госуслуг.
В цифровой зоне посетителям доступны не только простые услуги типа выписки по выплатам или справочной информации, но и подача полноценных заявлений о назначении пенсий и социальных пособий.
- Отделение Соцфонда регулярно оптимизирует механизмы работы, множество видов господдержки оформляются без подачи заявления. Расскажите о таких выплатах подробнее.
- Сегодня ряд услуг региональное отделение СФР предоставляет проактивно, то есть без подачи заявлений от граждан при наступлении определенных жизненных ситуаций.
Например, при рождении ребенка родители имеют право на ряд выплат и пособий по линии СФР. На основе сведений органов ЗАГС Социальный фонд проактивно оформляет новорожденному СНИЛС, выдает семье сертификат на материнский капитал и направляет эти сведения в личный кабинет мамы на портале Госуслуг.
При наступлении инвалидности отделение беззаявительно назначает гражданам пенсии по инвалидности и ежемесячные денежные выплаты на основании данных Федерального реестра инвалидов.
С 1 января текущего года отделение перешло к оформлению в проактивном режиме социальных и страховых пенсий по случаю потери кормильца. Фонд назначает выплаты в течение пяти рабочих дней после поступления сведений из ЗАГС.
Без заявлений от граждан оплачиваются листки нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, выплачиваются единовременные пособия при рождении ребенка работающим гражданам, устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии.
С начала прошлого года отделение СФР в беззаявительном порядке производит специальные социальные выплаты медикам. Они назначаются и выплачиваются на основании сведений, представленных медицинскими организациями. Никаких документов или заявлений со стороны самих получателей не требуется.
- Упрощается ли для жителей Ставрополья назначение страховой пенсии?
- Да, региональное отделение СФР большинство пенсий по старости назначает по одному заявлению на портале Госуслуг, без дополнительных действий и подтверждающих документов со стороны самого человека.
По достижении пенсионного возраста гражданина фонд проверяет соблюдение условий назначения страховой пенсии на основании сведений, которыми располагает. Если индивидуальный лицевой счет человека содержит полные сведения о периодах его страхового стажа и иной деятельности, фонд уведомляет о возможности подать через портал Госуслуг заявление о назначении страховой пенсии по старости в автоматическом режиме.
Электронный сервис предварительно предлагает гражданину ответить на несколько вопросов, чтобы уточнить полноту сведений о пенсионных правах, и рассчитает размер его пенсии.
В случае согласия человека пенсия назначается фондом автоматически. Соответствующее уведомление поступает заявителю в личный кабинет в течение трех часов. Выплата пенсии будет осуществляться согласно выбору гражданина: перечисляться на банковский счет, указанный в заявлении, или доставляться Почтой России.
- Как граждане могут узнать, какие меры поддержки им положены или какие услуги уже оказываются?
- Информацию об уже назначенных выплатах можно получить, заказав на портале Госуслуг выписку о назначенных мерах социальной поддержки.
Если гражданин на Госуслугах подписался на получение соответствующих уведомлений, то сведения о полагающихся мерах поддержки будут поступать сразу же после наступления события, которое дает на них право.
Информацию обо всех выплатах и пособиях СФР можно получить на сайте ведомства, где все необходимые сведения четко структурированы по категориям.
И конечно, любую информацию в компетенции фонда можно получить в клиентских службах СФР или офисах МФЦ.
- Куда могут обратиться наши граждане, если у них остались вопросы?
- Помимо личного посещения клиентской службы, жители края могут позвонить на номер единого контакт-центра СФР: 8-800-1-00000-1.
Также получить ответы на все интересующие вопросы можно в официальных сообществах краевого отделения СФР в социальных сетях. Написать обращение можно и на сайте фонда.
Фото пресс-службы отделения СФР