С первым главным редактором «Вечерки» Женей Пучковым мы начинали свою журналистскую деятельность в далекие 1960-е годы в краевой газете «Молодой ленинец»
Оба были молодые, работали с энтузиазмом и с удовольствием. Иначе работать в «молодежке», как любовно называли ее сотрудники, было нельзя. Но вскоре Евгения пригласили на краевое радио, где он показал себя уже довольно зрелым журналистом. А потом случилось то, что случилось. Трофим Максимович Клименко, заместитель председателя краевого комитета по телевидению и радиовещанию, предложил Евгению, как выходцу из «Молодого ленинца», пригласить журналиста из «молодежки» на освободившуюся на краевом радио должность редактора музыкальных передач в литературно-музыкальной редакции. Выбор Евгения пал на меня, поскольку он знал, что моей темой в «молодежке» была культура.
Газета – радио - газета
Расставаться с газетой, которая дала мне путевку в жизнь и которой я отдал 14 прекрасных во всех смыслах лет, было нелегко. Но и отказаться от приглашения на краевое радио, конечно, тоже не мог. Так я сменил на моем новом месте известного ставропольского поэта-фронтовика Вячеслава Пятко. И снова потекли в работе будни, полные встреч с деятелями культуры и искусства, писателями и поэтами, композиторами и музыкантами, профессиональными и самодеятельными коллективами хоров и ансамблей.
Но Евгений Пучков - человек творческий. Покинув краевое радио и помня начало своей журналистской деятельности в «Молодом ленинце», задумал организовать городскую газету и даже название придумал - «Вечерний Ставрополь». Ему дали, как говорится, добро, и началась подготовка сигнального номера. И вот тут Женя вспомнил обо мне, хотя, я считаю, что он никогда и не забывал. Пучков пригласил меня на должность заместителя главного редактора по выпуску газетного номера. Должность эта высокая и не менее ответственная - от макетирования полос до выпуска номера в свет. К тому времени я отдал краевому радио 14 лет, столько же, как и в «молодежке». С одной стороны, расставаться с краевым радио было очень трудно, с другой - вспомнилось замечательное время работы в газете, и мне захотелось снова вернуться в те первые годы моей журналистской деятельности.
Дело случая
Попал я в штат краевой молодежной газеты, можно сказать, по воле случая. Отслужив в Белоруссии срочную службу в армии, я вернулся домой. Моя мама, работавшая в краевом драматическом театре реквизитором, устроила меня в электроцех на должность электрика. Летом вместе с театром мы съездили на гастроли на Кавминводы. Но мама стала искать для меня более серьезную профессию, по ее мнению. Она смогла с кем-то договориться, чтобы устроить меня на только что открывшийся в Ставрополе завод «Электроавтоматика». Но и там я проработал недолго. Мастер высокого класса Костя Зарытовский – до сих пор помню его фамилию – пытался всеми силами сделать из меня хорошего слесаря. Но, к его большому сожалению, этого не получилось. Видно, не приспособлены были мои руки к такой работе. Уйдя с завода, я с год проработал в «Спорткульторге», где продавал лыжи, коньки, санки и другой спортивный инвентарь. А потом появилось еще одно место работы – гарнизонный Дом офицеров. Туда меня взяли подсобным рабочим и ночным сторожем. Когда хозяин стрелкового тира, что относился к Дому офицеров и располагался рядом в полуподвальном помещении, уходил в очередной трудовой отпуск, на его должность ставили меня. И вот однажды зашел в стрелковый тир Валерий Куролесов, журналист из отдела рабочей молодежи «Молодого ленинца», у которого я был внештатником в то время, когда работал на «Электроавтоматике» и писал для газеты небольшие зарисовки о рабочих завода. Увидев меня в тире, Валерий тут же сказал улыбаясь: «Должность у тебя здесь, конечно, хорошая, но я могу предложить тебе другую. Место редактора газеты не обещаю, а вот должность курьера освободилась. Так что приходи». И я, конечно же, пришел.
«Будем работать вместе»
Курьером я проработал с полгода, носил из редакции в типографию и обратно газетные полосы завтрашнего номера газеты. Ответственный секретарь редакции Лидия Гнеушева и ее заместитель Юрий Воробьев заметили, что я достаточно хорошо вник в процесс производства газетного номера, и перевели меня на освободившееся место выпускающего. Это была уже моя первая творческая с техническим уклоном работа. Кстати, работая курьером, а затем выпускающим, я успевал в 9 часов побывать в Кинопрокате на просмотре нового кинофильма и затем написать на него рецензию. Так определилась основная тема моего будущего журналистского творчества. А еще через четыре года Лидия Гнеушева ушла на повышение в редакцию «Ставропольской правды», Юрий Воробьев занял ее место, а меня перевели на должность его заместителя. Моя творческая работа, теперь уже в секретариате, продолжалась.
До сих пор помню, что, когда принимал решение перейти в «Вечерний Ставрополь», коллеги в радиокомитете меня отговаривали. Геннадий Хасьминский произнес даже такой монолог «Тебя, Виталий, слушает в эфире и знает вся ставропольская культура. А ты идешь всего лишь в городскую газету». А вот Олег Даусон, старший редактор нашей литературно-музыкальной редакции, понял и согласился с моим решением. И я его понял, ведь он пришел на краевое радио тоже из газеты, из «Ставропольской правды». Так Евгений Пучков вновь изменил мою жизнь на правильно выбранном пути журналиста.
Скажу, не хвалясь, что в новый творческий коллектив я влился очень легко. Сразу подружился с первым заместителем главного редактора Михаилом Василенко. Первое, что он мне сказал, не скрывая открытой улыбки: «Будем работать вместе». А работать мне на всех этапах выпуска газеты предстояло очень и очень немало - от макетирования номера до выпуска его в печать. Но я ведь еще оставался журналистом и должен был продолжать писать. Тем более что тема моя, культура, идет со мной ни много ни мало почти 30 лет. И снова пошли интересные встречи с творческими людьми, выливавшиеся затем в статьи и репортажи. И родилась тут в моей голове идея подготовить цикл материалов, повествующих о любимых песнях. Я стал налаживать старые связи, бывшие у меня все годы, и приглашать читателей рассказывать от всей души о своей любимой песне. И они, конечно же, откликнулись, и творческая работа, скажу прямо, закипела. Мы сразу же определили название нашего цикла - «Вспомним песню».
В течение двух лет было опубликовано 32 материала, в которых авторы рассказывали, какую роль сыграла в их судьбе любимая песня. Самыми активными авторами опубликованных материалов стали фронтовик капитан 3 ранга Леонид Булатов, побывавшая в Москве и так интересно рассказавшая о ней Евгения Петровна Почекаева, наш постоянный читатель Лев Бозин, пенсионерка Зоя Антоновна Лебедева с дочерью Галиной Петренко, ставрополец из рода казаков Сергей Степанович Ложников, две неразлучные подруги - Екатерина Николаевна Терещенко и Изабелла Александровна Индылова, фронтовик гвардии лейтенант Юрий Губанов, дитя войны Августа Тимофеевна Лаптева, полковник Юрий Тихонов, член Ставропольского Есенинского клуба Светлана Арсентьевна Рябкова, семья Балуевых – Александр, Валентин и Рафаэль, коренная ставропольчанка Валентина Филипповна Олейникова.
«Вечерка» и хобби
С самой юности появилось у меня хобби: я стал коллекционером - геральдистом и фалеристом. Это была страсть к познанию истории страны, о которой ярко рассказывали собранные за многие годы гербы России и интересные значки по той же теме. Со временем все было оформлено в папках и планшетах. Неоценимую помощь в этом оказали мне жена Людмила и сын Сергей. Из 60 планшетов, укрепленных на трех стенах нашей квартиры, 20 нашли отражение в статьях, опубликованных в «Вечернем Ставрополе».
Мое второе хобби - кроссворды, которыми я давно занимался. Они тоже должны были появиться на страницах новой газеты. В этом мне снова помогли хорошо знакомые кроссвордисты. Помню, Михаил Василенко спросил меня: «А не слабо нам будет публиковать кроссворды не один раз в неделю, а в каждом номере?». Я подумал и ответил: «Не слабо».
Отбросив ложную скромность, признаюсь, что десятилетняя работа в «Вечернем Ставрополе» оказалась для меня очень плодотворной. Кроме всего, о чем я рассказал, мне удалось на основе опубликованных в газете материалов выпустить в свет три авторские книжки: «Память», «Широка страна моя родная» и «Встречи с музой». Годы работы в «Вечерке» запомнились навсегда.
Виталий ЗАДОРОЖНЫЙ,член Союза журналистов РФ