Запутанные судьбы  известных полотен Франца Рубо | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Ф.А. Рубо. Смерть генерал-майора Слепцова на реке Гехе 10 декабря 1851 года (из собрания Ставропольского краевого музея изобразительных искусств)
Запутанные судьбы  известных полотен Франца Рубо

Запутанные судьбы  известных полотен Франца Рубо

8 октября
15:56

К 170-летию со дня рождения легенды Кавказской войны XIX века Николая Слепцова

Этот рассказ многими нитями связан с землями и событиями Северного Кавказа, с легендарным графом Михаилом Воронцовым, в честь которого была названа в Ставрополе Воронцовская роща, с Николаем Мартыновым, смертельно ранившим на дуэли в окрестностях Пятигорска Михаила Лермонтова, и героем долгой Кавказской войны XIX века, любимцем и легендарным командиром Терского казачьего войска генерал-майором Николаем Слепцовым. Трагический момент его гибели стал сюжетом картины Франца Рубо «Смерть генерала Слепцова на реке Гехе 10 декабря 1851 года». Фрагмент этого уникального раритетного полотна сегодня можно увидеть в залах «Золотой коллекции» Ставропольского краевого музея изобразительных искусств. Именно с ним и связана ещё одна интереснейшая и загадочная «Живописная история».

В Шотландии XVIII века художник Роберт Баркер придумал принцип объемных изображений, а в 1793 году в Лондоне было представлено его первое панорамное полотно, создававшее для зрителей эффект погружения в событие. В XIX веке панорамы пережили расцвет популярности и способствовали развитию жанра изобразительного искусства. Сегодня всему миру известны знаменитые «Бородинская панорама», панорама «Оборона Севастополя», написанные для России уроженцем Одессы Францем Рубо – русским художником французского происхождения, основоположником русской школы батальной панорамы. Несмотря на отсутствие в нашем городе такой достопримечательности, знакомство с творчеством Франца Рубо в этом жанре можно начать в залах «Золотой коллекции» Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, где находится фрагмент (или эскиз) его первой работы на пути к данной области живописи.

После окончания Одесской художественной школы, будучи студентом Баварской академии художеств, во время каникул Франц Рубо ежегодно приезжал в Россию, путешествовал по Кавказу, который стал одной из самых любимых тем художника. В 1886 году талантливый выпускник академии получил заказ написать для Храма Славы в Тифлисе серию из 17 (или 19) картин на тему истории Кавказских войн. В рамках этого заказа был написан «Штурм аула Ахульго», в основе сюжета – военная операция августа 1839 года, осуществлённая отрядом Отдельного Кавказского корпуса под командованием генерал-лейтенанта Павла Граббе. Кстати, именно в этом штурме особо отличился Николай Мартынов – участник роковой дуэли с Михаилом Лермонтовым.

Вскоре Рубо задумал создать панораму «Штурм аула Ахульго». В её создании ему помогали немецкие художники. В 1891 году она была представлена в Мюнхене, Баварская академия художеств присвоила Рубо почетное звание профессора, автора наградили баварским орденом Святого Михаила. Затем панораму с успехом демонстрировали в Париже. Дважды посетивший её президент Французской Республики Сади Карно делает автора кавалером французского ордена Почётного легиона, а в 1896 году на всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде для панорамы «Штурм аула Ахульго» построили специальное здание.

Художник Николай Каразин писал: «Сколько знания, таланта и вкуса… Собравшаяся на центральной площадке панорамы довольно многочисленная группа художников с восторгом смотрела на все эти чудеса искусства и с чувством уважения на их автора, скромного и тихого Рубо».

Несмотря на разницу событий во времени, встречаются предположения, что эпизод Кавказской войны «Смерть генерала Слепцова на реке Гехе 10 декабря 1851 года» также был одним из фрагментов панорамы. Как бы то ни было, сюжет картины был выбран неслучайно: о личности генерал-майора Слепцова среди кавказского казачества и по сей день ходят легенды. Об этом фантастически храбром красавце, преданном своему долгу и Родине человеке в Год защитника Отечества хочется вспомнить и сказать особо.

Призвание к военной службе у Николая Павловича Слепцова проявилось еще в юности. Обучаясь в Горном институте Санкт-Петербурга, где изучались и военные науки, Слепцов выделялся среди воспитанников по строевым занятиям и в особенности по фехтованию, удостаиваясь в состязаниях первых призов. Однако юноша страстно мечтал о военной карьере и все время просил отца о переводе его в школу гвардейских подпрапорщиков. После шестилетних просьб отец дал на это свое согласие.

Николай в ответ написал большое письмо, полное восторга и благодарности: «…Вы решились — и для меня нет препятствий! Предо мной обширное поле к блаженству. Теперь я забываю превратность судьбы; мне кажется, что я счастлив навсегда, навеки; по крайней мере, в эти минуты — совершенно!..».

Через четыре года после окончания этого привилегированного учебного заведения по собственному желанию Николай Слепцов переводится в Нижегородский драгунский полк, квартировавший на Кавказе. Так, осенью 1840 года в его жизнь вошла Кавказская война, а через пять лет, 19 января 1845-го, произведенный в чин майора Слепцов был назначен командиром 1-го Сунженского линейного казачьего полка. Принимая полк, Николай Павлович отдал приказ, который многое говорит о его характере, воинских, душевных и нравственных качествах:

«Высочайшим приказом в 19 день января 1845 года назначен я командиром 1-го Сунженского линейного казачьего полка. Обязанность моя — заботиться о благосостоянии вашем, и я приступаю к трудному долгу своему с удовольствием. Желание государя и правительства, чтобы вы на новой линии были твердым оплотом для защиты дарованных вам земель…».

Этот приказ Слепцов выполнил с честью. Основанная им Сунженская линия и ее станицы достигли полного благоустройства и процветания, а сунженцы, как и их командир, славились отвагой и доблестью. Слепцов был награждён орденами, среди которых орден Святого Георгия IV степени, золотая сабля. В 1850 году на личном свидании с главнокомандующим князем Михаилом Воронцовым ему было дано согласие на опасную военную операцию, в которой полк Слепцова разбил около 3000 противников и потерял трех казаков! За это командир был произведён в генерал-майоры.

Следующий, 1851 год стал для Николая Павловича роковым. Шла военная операция близ реки Гехи. Для её осуществления по приказу Слепцова казаки рубили в лесу просеку (именно поэтому на картине «Смерть генерал-майора Слепцова на реке Гехе 10 декабря 1851 года» изображены спиленные деревья). Последний боевой подвиг и кончина Слепцова подробно описаны его адъютантом Мартыном Афонасовым:

«В воскресенье, 10-го числа, выдался серенький денек. Зимы не было и в описываемое время цвел даже терновник. До 10 час. утра было все спокойно. Наконец, в начале третьего часа дня, раздался первый выстрел из орудия. В одно мгновение, Николай Слепцов очутился на неприятельском берегу, и его белый конь уже гарцевал впереди; за ним стремглав, в беспорядке, неслись любимые сотни… На Н.П. было пальто распахнутое, темного цвета, виднелась серая черкеска, и мелькал красный верх папахи. Вдруг Мелихову показалось, что конь рванулся в сторону, и седок, покачнувшись, как будто склонился. Инстинктивно бравый казак очутился около командира. Тотчас Мелихов, соскочив с седла, принял обожаемого генерала на руки. Последний не промолвил ни единого слова. Мелихов крикнул: «Дежурство сюда, бросай завал, командир ранен! Через полчаса Н.П. Слепцова не стало... Не поддается никакому описанию беспредельное горе отряда от казака и солдата до офицера. …Вся станица была на лицо, рыдания превратились в зловещий гул, кругом стоял стон неописуемый!.. Сунженский полк и Сунженская линия созданы были Слепцовым в осуществление предначертаний князя Воронцова. Слепцов был верный и точный исполнитель воли этого наместника» (Из издания «Один из кавказских героев» // Исторический вестник, № 12. 1901).

Николаю Павловичу довелось прожить всего 36 лет… В Петербурге, еще не знавшем об этой смерти, 23 декабря 1851 года Высочайшим приказом Слепцов был назначен начальником Владикавказского военного округа. Узнав о гибели одного из своих любимых генералов, Николай I повелел: «Станицу Сунженскую впредь именовать Слепцовскою. В сей станице воздвигнуть генерал-майору Слепцову памятник». Из государственной казны на его сооружение было выделено 6300 рублей. Имя генерала увековечили во многих городах, воинских частях и военных учебных заведениях России. На Ставрополье именем героя названа одна из улиц поселка Горячеводского.

Возвращаясь к истории картины Франца Рубо, надо отметить, что, выполняя этот важный заказ, живописец изучал исторические события и даже знакомился с местами сражений. На Кавказе художник создал целую галерею этюдов и набросков, которые легли в основу больших полотен, созданных для Храма Славы в Тифлисе. Согласно условиям, для каждой своей картины Рубо должен был заготовить эскиз, представить его на рассмотрение комиссии, а затем – на утверждение Главного начальника Кавказского края. Известно, что оригинал картины Франца Рубо «Смерть генерал-майора Слепцова на реке Гехе 10 декабря 1851 года» был такого же размера, как и находящийся в экспозиции, и принадлежал Чечено-Ингушскому государственному музею изобразительных искусств. Во время военных действий в Чечне 1994 – 1996 годов многие произведения искусства получили серьёзные повреждения или исчезли. Из открытых источников известно, что оригинал был отреставрирован меценатом и передан Грозненскому музею.

Картина с одноимённым названием, представленная сегодня в нашей экспозиции, была передана из Музея горских народов (г. Ростов-на Дону) в Ставропольский краеведческий музей в 1936 году, а в 1962-м стала частью коллекции СКМИИ. Вот так запутанные судьбы известных полотен Франца Алексеевича Рубо (210-летие со дня его рождения Россия будет отмечать в следующем, 2026 году), то теряясь, то вновь попадая в поле внимания исследователей и зрителей, привели нас в коллекцию краевого музея. Предполагается, что этот фрагмент (или эскиз) картины о герое Кавказской войны Николае Слепцове, принадлежит, согласно сведениям из источников поступления, кисти автора.

По-прежнему остаётся загадкой: было ли это полотно эскизом или фрагментом первой батальной панорамы Франца Рубо? Позднее художник создал знаменитые панорамы обороны Севастополя и Бородинского сражения, но на создание первой панорамы выдающегося русского живописца вдохновил легендарный героический Северный Кавказ.

Татьяна ДИЕВА, почётный работник культуры СК

Читайте также

«СВОя Россия – СВОя Победа!»

Одна из самых востребованных мер поддержки участников СВО в России – автомобили с ручным управлением. В Ставропольском крае выдано 9 таких машин. Экспертным советом Госфонда выделено две нозологии, по которым их можно получить. Это инвалиды-колясочники с травмой позвоночника и парные ампутанты. Сначала в фонде выявляют таких нуждающихся, потом их переобучают в ДОСААФ на вождение автомобилей с ручным управлением, после подаются документы на рассмотрение, и парни получают транспортные средства.

8 октября

Дальневосточный военный финал  и его ставропольские герои

Инициаторы и организаторы патриотических встреч помогают развивать молодое поколение, решая сложную педагогическую задачу в форме новых тематических экскурсий, квестов, мастер-классов, квизов и других интеллектуальных игр. Дружный коллектив музейно-выставочного комплекса «Россия – моя история» и его директор Илия Гомзяк творчески решают сложные задачи, завоёвывая популярность и признание ставропольцев и гостей города. А исторический парк с его фонтаном «Россия» уже традиционно стал наиболее притягательной культурной площадкой Ставрополя.

8 октября

Осторожно, ГАЗ!

Своевременная диагностика позволяет выявить неисправности, расчет остаточного ресурса. Без заключений о состоянии ГО решение о ремонте принимать нельзя. Крайне важно вовремя проводить такие мероприятия, чтобы как можно скорее дать ход дальнейшей процедуре, которая хоть и стандартна, но многогранна и сложна: необходимо выбрать квалифицированного подрядчика, составить проект, провести работу с собственниками. Это порой становится камнем преткновения в общении с жильцами – многие не хотят или не могут предоставить доступ к внутриквартирному оборудованию. А ведь только после этих договоренностей могут проводиться строительные работы и, если все благополучно, будет произведен ввод в эксплуатацию. Но не все люди понимают, что внутриквартирные трубы хоть и являются их собственностью, но все же они – часть огромной системы. Обязанность жильца – предоставить доступ.

8 октября

Старость – в радость!

Наши творческие коллективы, солисты, поэты и писатели приняли активное участие в героико-патриотических фестивалях Всероссийского общества инвалидов Ставропольского края. Они выезжали с выступлениями в Труновский, Ипатовский районы региона, а также в Санкт-Петербург и Оренбург.

8 октября