Жестокая принцесса и превратности судьбы | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Сцена из спектакля «Принцесса Турандот».
Жестокая принцесса и превратности судьбы

Жестокая принцесса и превратности судьбы

14 марта
16:10

В Ставропольском академическом театре драмы имени М.Ю. Лермонтова представили спектакль «Принцесса Турандот» по пьесе Карло Гоцци (12+).

Премьера состоялась накануне праздника 8 Марта, особо подчеркнув характер международной солидарности дам, в том числе в их стремлении к независимости от мужской гегемонии.

Содержание сказки для взрослых, изложенной драматургом XVIII века, относится к одному из «бродячих сюжетов» мировой культуры. В фольклоре разных народов можно  найти историю о жестокосердной принцессе, которая устраивала для претендентов на ее руку интеллектуальные испытания, а потом безжалостно отправляла не справившихся в руки палача.

Коварная принцесса в спектакле (актриса Дарья Симанкина) полностью соответствует описанию драматурга, она сказочно красива и поразительно холодна. Ей мало что досталось от характера отца – императора Альтоума (заслуженный артист РФ Александр Жуков). Батюшка своенравной Турандот, похоже, устал от капризов дочери, и отрубленные головы принцев, претендовавших на ее руку, совсем его не радуют. Единственное желание императора – чтобы прин-цесса наконец вышла замуж и перестала истреблять наследников правящих династий.

Турандот у Карло Гоцци названа китайской принцессой, однако ее имя с персидского переводится как «дочь Турана». В пьесе наблюдается полный «интернационал»: Калаф - принц ногайских татар (актер Александр Сухарев), его отец - астраханский царь Тимур (почётный деятель искусств Ставропольского края Владимир Лепа), Барах – его бывший воспитатель (заслуженный артист РФ Игорь Барташ). Есть и татарская принцесса Адельма (актриса Ольга Клочко).

При этом имена и образы придворных в Поднебесной, где развиваются события пьесы, вполне итальянские. Так, секретаря императора Альтоума зовут Панталоне (актер Филипп Харций), он в полном соответствии с персонажем-маской комедии дель арте носит узкие красные штаны - панталоны. Начальник пажей Бригелла (актер Даниил Мороз) и классический Труфальдино (актер Михаил Подзолко) тоже «проникли» в сказку про Турандот из итальянской комедии и в соответствии с жанром взаимодействуют с другими персонажами.

От автора вообще трудно ждать ономастической точности, а также географической и этнографической достоверности. Хотя и любопытно изучить то, как герои из модных в Европе XVIII века арабских сказок «Тысячи и одной ночи» и произведений азербайджанского поэта XII века Низами Гянджеви «перебрались» в комедию дель арте, которую еще называют комедией масок.

Именно маска стала центральным символом в спектакле, поставленном в Ставропольском театре драмы. Как ключевой сценографический элемент она удивляет своими масштабами, а при детальном рассмотрении вызывает удивление. Огромный арт-объект размерами в два человеческих роста, собран из сотен миниатюрных масок. Он воспринимается как отдельный персонаж, который не только наблюдает за происходящим, а как будто имеет власть над героями и даже зрительным залом. Временами эта гигантсткая маска оживает (не без участия современных средств видеопроекции), и кажется, что на ней отражаются эмоции.

Маска воспринимается как символ судьбы, играющей жизнями персонажей. Под ее воздействием имевшие власть, как Калаф, его отец и Адельма, теряют всё и узнают, что такое нужда и неволя. Неожиданно вспыхнувшая любовь к жестокой Турандот – для принца еще одно испытание, которое он готов пройти, невзирая на смертельную опасность. Подобные перипетии вполне вписываются в довольно схематичный сказочный сюжет. Но есть в пьесе и типичные признаки классической итальянской комедии. Достаточно вспомнить «тему Адельмы» и проследить, как развивается драма влюбленной девушки, готовой пойти на любую хитрость, только чтобы быть рядом с Калафом…

Над постановкой работала большая творческая команда во главе с режиссером Арсением Кудрей. Для создания сценографии был приглашен художник из Москвы Геннадий Скоморохов, он также выступил как художник по костюмам. Хореографическая концепция нового спектакля принадлежит Артуру Ощепкову, в «Принцессе Турандот» он также режиссёр по пластике. В целом же в его активе более 100 спектаклей, поставленных в различных театрах России. Художник по свету и видео, обладатель премии «Золотая маска»

Сергей Скорнецкий также широко известен в театральных кругах нашей страны и за рубежом. Над созданием музыкальной палитры спектакля работала композитор Евгения Сафронова, с творчеством которой ставропольские театралы хорошо знакомы по многим постановкам…

В финале спектакля пережившие хеппи-энд персонажи кружатся на сцене в карнавальном веселье под известную песенку из репертуара Челентано Stivali E Colbacco. В переводе с итальянского она начинается так: «Мне иногда кажется, что ты дочь казачьего атамана в сапогах и меховой шапке… Все вокруг на тебя оборачиваются, когда проходят мимо, и холод им становится нипочем, они стоят и смотрят на тебя как вкопанные». И здесь не поспоришь: красота в любые времена и на всех континентах – это «страшная сила».

Фото автора

 

Автор: Ольга Метелкина
Поделиться:

Читайте также

Вновь льется музыка  ставропольского ветра

Организаторы фестиваля приготовили ароматный безалкогольный глинтвейн с пряностями и фруктами, древнерусский сбитень с медом и целебными травами и необычный пряный морковный напиток – вкусное лакомство старославянской кухни. Они добавили неповторимой эстетики, уюта и тепла. Второй городской фестиваль этнической музыки «Песни ветра» прокомментировал мэр Ставрополя Иван Ульянченко: «Назван он так неслучайно, ведь краевая столица славится своими ветрами, особенно ощутимыми на раздолье Татарского городища. Здесь мы проводим не первое мероприятие в сфере событийного туризма, стараясь показать неповторимую самобытность Ставрополя, его историю и культуру».

6 октября

Первая наставница «ставропольского Моцарта»

Директор ДМШ №1 г. Ставрополя Василий Комаров так отозвался о Людмиле Тихомировой: «Несомненно, это один из самых ярких наших преподавателей. Вы знаете, она первый учитель Елисея Мысина, с трех до пяти лет они занимались здесь. Сейчас это знаменитый на весь мир пианист. В свое время Людмила Даниловна находила к нему правильный подход, составила правильную программу, поэтому он и стал знаменитостью. В Ставрополь из столицы он приезжает уже как полноценный музыкант, выступает в филармонии. Но перед концертами разыгрывается у нас здесь, в своей родной школе, до сих пор всегда на проводе с Людмилой Даниловной».

6 октября

«И вновь продолжается бой» с преступностью

Сегодня перед подразделениями уголовного розыска края стоят задачи по повышению раскрываемости преступлений, пресечению роста организованной преступности. Уголовному розыску исполняется 107 лет, это пора зрелости, время подведения итогов. Но так же, как век назад, «вновь продолжается бой», бескомпромиссный бой с преступностью. И на торжественных собраниях в честь знаменательной даты обязательно прозвучат поздравления в адрес героических сотрудников уголовного розыска.

6 октября

Наставник – это компас в медицине

Правительство края поддержало инициативу профсоюзов Ставрополья. В 2026 году ФОТ для бюджетников «неуказных категорий» планируется увеличить на 20%. При этом индексация будет проходить поэтапно: на 10% с 1 января 2026 года  и  еще на 10% с 1 июля 2026 года.

6 октября