Жестокая принцесса и превратности судьбы | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Сцена из спектакля «Принцесса Турандот».
Жестокая принцесса и превратности судьбы

Жестокая принцесса и превратности судьбы

14 марта
16:10

В Ставропольском академическом театре драмы имени М.Ю. Лермонтова представили спектакль «Принцесса Турандот» по пьесе Карло Гоцци (12+).

Премьера состоялась накануне праздника 8 Марта, особо подчеркнув характер международной солидарности дам, в том числе в их стремлении к независимости от мужской гегемонии.

Содержание сказки для взрослых, изложенной драматургом XVIII века, относится к одному из «бродячих сюжетов» мировой культуры. В фольклоре разных народов можно  найти историю о жестокосердной принцессе, которая устраивала для претендентов на ее руку интеллектуальные испытания, а потом безжалостно отправляла не справившихся в руки палача.

Коварная принцесса в спектакле (актриса Дарья Симанкина) полностью соответствует описанию драматурга, она сказочно красива и поразительно холодна. Ей мало что досталось от характера отца – императора Альтоума (заслуженный артист РФ Александр Жуков). Батюшка своенравной Турандот, похоже, устал от капризов дочери, и отрубленные головы принцев, претендовавших на ее руку, совсем его не радуют. Единственное желание императора – чтобы прин-цесса наконец вышла замуж и перестала истреблять наследников правящих династий.

Турандот у Карло Гоцци названа китайской принцессой, однако ее имя с персидского переводится как «дочь Турана». В пьесе наблюдается полный «интернационал»: Калаф - принц ногайских татар (актер Александр Сухарев), его отец - астраханский царь Тимур (почётный деятель искусств Ставропольского края Владимир Лепа), Барах – его бывший воспитатель (заслуженный артист РФ Игорь Барташ). Есть и татарская принцесса Адельма (актриса Ольга Клочко).

При этом имена и образы придворных в Поднебесной, где развиваются события пьесы, вполне итальянские. Так, секретаря императора Альтоума зовут Панталоне (актер Филипп Харций), он в полном соответствии с персонажем-маской комедии дель арте носит узкие красные штаны - панталоны. Начальник пажей Бригелла (актер Даниил Мороз) и классический Труфальдино (актер Михаил Подзолко) тоже «проникли» в сказку про Турандот из итальянской комедии и в соответствии с жанром взаимодействуют с другими персонажами.

От автора вообще трудно ждать ономастической точности, а также географической и этнографической достоверности. Хотя и любопытно изучить то, как герои из модных в Европе XVIII века арабских сказок «Тысячи и одной ночи» и произведений азербайджанского поэта XII века Низами Гянджеви «перебрались» в комедию дель арте, которую еще называют комедией масок.

Именно маска стала центральным символом в спектакле, поставленном в Ставропольском театре драмы. Как ключевой сценографический элемент она удивляет своими масштабами, а при детальном рассмотрении вызывает удивление. Огромный арт-объект размерами в два человеческих роста, собран из сотен миниатюрных масок. Он воспринимается как отдельный персонаж, который не только наблюдает за происходящим, а как будто имеет власть над героями и даже зрительным залом. Временами эта гигантсткая маска оживает (не без участия современных средств видеопроекции), и кажется, что на ней отражаются эмоции.

Маска воспринимается как символ судьбы, играющей жизнями персонажей. Под ее воздействием имевшие власть, как Калаф, его отец и Адельма, теряют всё и узнают, что такое нужда и неволя. Неожиданно вспыхнувшая любовь к жестокой Турандот – для принца еще одно испытание, которое он готов пройти, невзирая на смертельную опасность. Подобные перипетии вполне вписываются в довольно схематичный сказочный сюжет. Но есть в пьесе и типичные признаки классической итальянской комедии. Достаточно вспомнить «тему Адельмы» и проследить, как развивается драма влюбленной девушки, готовой пойти на любую хитрость, только чтобы быть рядом с Калафом…

Над постановкой работала большая творческая команда во главе с режиссером Арсением Кудрей. Для создания сценографии был приглашен художник из Москвы Геннадий Скоморохов, он также выступил как художник по костюмам. Хореографическая концепция нового спектакля принадлежит Артуру Ощепкову, в «Принцессе Турандот» он также режиссёр по пластике. В целом же в его активе более 100 спектаклей, поставленных в различных театрах России. Художник по свету и видео, обладатель премии «Золотая маска»

Сергей Скорнецкий также широко известен в театральных кругах нашей страны и за рубежом. Над созданием музыкальной палитры спектакля работала композитор Евгения Сафронова, с творчеством которой ставропольские театралы хорошо знакомы по многим постановкам…

В финале спектакля пережившие хеппи-энд персонажи кружатся на сцене в карнавальном веселье под известную песенку из репертуара Челентано Stivali E Colbacco. В переводе с итальянского она начинается так: «Мне иногда кажется, что ты дочь казачьего атамана в сапогах и меховой шапке… Все вокруг на тебя оборачиваются, когда проходят мимо, и холод им становится нипочем, они стоят и смотрят на тебя как вкопанные». И здесь не поспоришь: красота в любые времена и на всех континентах – это «страшная сила».

Фото автора

 

Автор: Ольга Метелкина
Поделиться:

Читайте также

О наставничестве молодежи  рассказали юристы Ставрополья

«Мы простые люди со сложной профессией», – отметила судья Пятигорского городского суда Ставропольского края кандидат юридических наук Марина Афанасова. А заместитель прокурора города Пятигорска Александр Масленников приятно удивил зал, сообщив, что общий стаж прокурорской деятельности в его семье перевалил за столетие, ведь он продолжатель семейной династии.

14 марта

Связаны  одной болью

– И не одна я такая. То же самое происходит в душе каждой матери, потерявшей сына, каждой вдовы. Раз наши сыновья и мужья погибли за то, чтобы мы дальше жили, так и мы должны сделать так, что в жизни все по совести было. Оттого и вопросы не для всех удобные задаем: про Аллею славы, где должны хоронить ребят, погибших на СВО, а теперь там стали хоронить и других граждан, которые на фронте не были никогда... Или вот про будущий памятник погибшим в спецоперации. Горожане проголосовали за один проект, и об этом даже было объявлено, а теперь почему-то говорят о другом проекте... Мы направили письма в инстанции... Месяца еще не прошло. Ждем ответа...  В общем, боремся. Жизнь продолжается.

14 марта

Хочу в школу с «Синими крыльями»

За два года деятельности «Синие крылья» добились неплохого результата, и, как признаются сами женщины, он сподвиг их идти дальше и стараться сделать для детей с аутизмом ещё больше. Когда-то Светлана вдруг увидела, что её Максим не похож на обычных детей. В семье уже рос ребенок на четыре года старше, и развитие их было абсолютно разным. В первый год жизни  второй малыш, наоборот, развивался очень хорошо, а потом начались определенные проблемы, и педиатры написали в карте, что есть аутистический спектр. Светлана Когай вспоминает: «Сын не отзывался на имя, не смотрел в глаза, стало много таких «звоночков». На сегодняшний день в свои 11 лет Максим много умеет и может по сравнению с тем, как было на момент постановки диагноза. Вход в сообщество, где есть такие же дети, мне очень помог. Поэтому я всегда говорю, что надо держаться вместе, стараться что-то делать, так всё-таки легче. 20–30 лет назад еще было сильно влияние советского воспитания, когда таких детей закрывали от общества. Сейчас, к счастью, всё по-другому. Но, главное, что есть люди, которые нам помогают, и есть много тех, кто выходит из этих ситуаций с большим достоинством.

14 марта

Лидеры отечественного  кантри-рок-хип-хопа в Ставрополе

В заключение расскажу о собственных впечатлениях от концерта. Он «зашел» на все сто. Сразу оговорюсь, что «Заточка» активно использует в своих текстах ненормативную лексику, почему на билетах и стояла строгая маркировка по возрастному ограничению «16+». Применение мата является «старой доброй» традицией исполнителей рэпа и хип-хопа, из которых и пришел в группу Юра «Новокаин». Причем это касается и западных, и отечественных представителей таких музыкальных направлений. Отмечу лишь, что обсценная лексика коллектива лично у меня не вызывает никакого отвращения и неприятия, так как, по-моему, тут все по делу. Если не нравится – не слушайте и не ходите. Как говорится, дело вкуса.

14 марта