Исполнилось 175 лет со дня рождения Григория Прозрителева
Благодаря богатейшему научному и культурному наследию, которое Григорий Николаевич оставил потомкам, его имя широко известно на Ставрополье и в целом на Северном Кавказе.
Накануне юбилейной даты в Ставропольском государственном музее-заповеднике, основателем которого Григорий Прозрителев был наряду с Георгием Праве, открылась выставка. Через фотографии, документы, подлинные предметы её организаторы решили осветить различные грани научной и общественной деятельности известного краеведа, а также рассказать о его семье.
Создавая экспозицию, сотрудники музея обнаружили ранее неизвестные достоверные факты биографии Прозрителева, а также доказательства принадлежности ряда экспонатов к коллекции, поступившей в фонды из Музея Северного Кавказа, основателем и директором которого был Григорий Николаевич. Многое на выставке посетители увидели впервые. В том числе фотографии членов его семьи: матери Евдокии Алексеевны, дочерей – Валентины и Инны, сына Анатолия, жены Александры Николаевны. В экспозиции также представлены предметы, поступившие в музей-заповедник совсем недавно. Они были обнаружены музейными работниками на месте обрушения участка подпорной стены в краевом центре, в непосредственной близости от места на Крепостной горе, где в начале XX века находился дом Прозрителевых.
О богатом научном, культурном, публицистическом наследии Григория Прозрителева из его именного фонда, хранящегося в Ставропольском музее-заповеднике, на презентации выставки рассказали: заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Алла Макодзеба, заведующая отделом природы Вера Данилевич и старший научный сотрудник отдела природы Наталья Кочнева.
Семья
4 марта (по новому стилю 16-го) 1849 года в семье ставропольского служилого дворянина Николая Прозрителева родился сын, которого нарекли Григорием. Младенца крестили в Троицком соборе Ставрополя.
Семья была набожной, известна своей благотворительностью. Потомственное дворянское звание Прозрителевы получили в 1826 году благодаря военным заслугам прадеда Григория Николаевича, служившего в мушкетерском полку. Вместе с Григорием в семье росли брат Александр (о нем не сохранилось воспоминаний) и две сестры – Ольга и Александра. Ольга в Памятных книжках Ставропольской губернии значится как повитуха в Медвеженском уезде. Александра вышла замуж за штабс-капитана Жовнера и взяла его фамилию.
В Ставрополе Григорий Николаевич прожил до 10-летнего возраста. Вместе с главой семейства, которого перевели по службе в Ейск, Прозрителевы переехали на новое место. Григория приняли в Кубанскую войсковую гимназию, обучение в которой давало право поступления в университет. Воспользовавшись им, выпускник гимназии получил высшее образование на юридическом факультете Московского университета.
В столичном городе молодой человек зарабатывал на жизнь, давая частные уроки. По приглашению тайного советника Свечина он стал домашним учителем для его детей. В течение трех лет вместе с семьей своего «работодателя» Григорий Николаевич путешествовал по Европе. Считается, что именно там он напитался свободолюбивыми идеями. Вернувшись на Родину, он узнал, что многие его товарищи по университету увлеклись народовольческими идеями.
Любовь и «Народная воля»
Григорий Николаевич тоже стал посещать политические кружки. В одном из них он познакомился с Александрой Можаровой, в которую нельзя было не влюбиться. Красивая молодая женщина, хорошо образованная и страстно увлеченная идеями свободолюбия, носила фамилию мужа, от которого в своё время сбежала в Москву. По рождению Александра Николаевна была баронессой фон Миних. Ее отец – деспотичный помещик, владел в Тамбовской губернии землей и большим числом крепостных крестьян. Девочку отдали учиться в закрытую московскую гимназию. Будучи 16-летней гимназисткой, она познакомилась с народовольцами и увлеклась их идеями. У Григория Прозрителева и Александры Можаровой оказалось много общего. Оба они загорелись идеей поехать в деревню, чтобы там заниматься просвещением и помогать простым людям.
Местом жительства они выбрали казачью станицу Старопавловскую на ветке железной дороги Ростов – Владикавказ. Для конспирации молодые люди приобрели в Москве фальшивые паспорта и поселились на новом месте как муж и жена. Открыли мелочную лавку, Александра организовала школу для девочек. Приезжие с осторожностью вели со станичниками разговоры о свободе, равенстве и справедливости. Местные жители относились к ним с большим уважением. Так прошло два года.
Негласный надзор
Однажды Александра Николаевна серьезно заболела, и за помощью к докторам пришлось отправиться в Ставрополь. Григорий Николаевич оставил ее на попечении сестры Александры, а сам должен был вернуться в станицу. На станции в Невинномысске его задержала полиция и препроводила в ставропольскую тюрьму. Там разоблаченного «лавочника» продержали неделю, затем выпустили под негласный надзор полиции. Александру Николаевну тоже рассекретили и осудили за проживание по фальшивым документам.
В Ставрополе Григорий Николаевич поступил на государственную службу, но проработав полтора года, понял, что на причитающееся ему жалованье прожить будет сложно, и принял решение стать присяжным поверенным – проще говоря, занялся адвокатской практикой.
В ноябре 1881 года родилась дочь Валентина. Формально Александра Николаевна всё еще находилась в браке с другим человеком, поэтому девочку записали в метрических книгах как незаконнорожденную. А Григорий Николаевич был указан в документах как крестный отец.
Спустя годы Прозрителев женился официально. Сохранился документ, свидетельствующий о том, что в 1889 году в станице Кисловодской он обвенчался с девицей Елизаветой Рышковой. Однако с Александрой Николаевной и дочерью Григорий Николаевич всегда поддерживал теплые отношения.
«С любимыми не расставайтесь...»
С историей семьи Григория Николаевича связан яркий эпизод, получивший широкую известность благодаря стихотворению Александра Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне». Женой поэта была дочь Прозрителева – Инна. Летом 1932 года они с мужем отдыхали в Кисловодске и перед возвращением в Москву заехали в Ставрополь. Инна хотела задержаться в родном доме, подольше побыть с отцом, который в то время уже серьезно болел.
У Александра были куплены билеты до станции Кавказской, где он планировал пересесть на сочинский поезд, в котором в Москву возвращались его друзья. В последний момент Инна уговорила мужа задержаться еще на три дня. Вернувшись в Москву, Александр узнал, что поезд, на который он не попал, потерпел крушение, погибли и пострадали многие пассажиры, в том числе его друзья. Под впечатлением поэт написал стихотворение, где рефреном звучала пронзительная фраза: «С любимыми не расставайтесь!». Позже Инна написала: «Нас спасла любовь».
В годы Великой Отечественной «Балладу о прокуренном вагоне» бойцы переписывали от руки и посылали своим близким. В 1970-е стихотворение получило вторую жизнь благодаря финальным сценам фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы…».
Адвокат, издатель, журналист, археолог, коллекционер, этнограф...
В 1884 году Григорий Прозрителев вместе со своим другом и коллегой Дмитрием Евсеевым открыл первую в Ставропольской губернии частную газету «Северный Кавказ». Григорий Николаевич не мог быть ее редактором, поскольку находился под негласным надзором полиции, поэтому эту должность занял Дмитрий Иванович. Сохранившиеся экземпляры газеты позволяют ознакомиться с публикациями, написанными Прозрителевым. Он был хорошим публицистом, талантливым рассказчиком. Тематика и жанры его текстов отличались разнообразием: от социальных обзоров и едких фельетонов до театральной критики. Как адвокат он выступал за справедливость, защищая простых людей, а на страницах газеты нередко публиковал судебные очерки, сюжеты которых были основаны на реальных событиях.
Хранитель истории
В 1905 году Григорий Николаевич открыл в Ставрополе Музей Северного Кавказа. Он выступал одновременно как директор, музейный специалист, исследователь, коллекционер и меценат в одном лице. За короткое время он создал богатейшую музейную экспозицию, в которую вошли в первую очередь предметы из его личного собрания: кавказское оружие, археологические находки, этнографическая коллекция. Будучи присяжным поверенным окружного суда, Григорий Николаевич много ездил по губернии. Знакомство с бытом, традициями, культурой народов Северного Кавказа помогло его формированию как исследователя и краеведа.
Музей располагался на третьем этаже губернского правления по улице, именуемой теперь Советской, в доме № 5а, и был довольно популярен у горожан и приезжих. В первую очередь посетителей впечатляла экзотическая красота этнографических коллекций: одежда разных народов Северного Кавказа демонстрировалась на манекенах, утварь в типичной обстановке воссозданных жилищ горцев и кочевников.
На протяжении всей жизни Григорий Николаевич Прозрителев сохранял страсть к археологии. Он много ездил по губернии, изучая древние памятники, составлял первые карты этих объектов, которые и теперь представляют огромный интерес для исследователей. Так, в 1907 году Григорий Николаевич принимал участие в раскопках и изучении золотоордынского города Маджар, который располагался на месте нынешнего Буденновска. Богатый материал дали раскопки на территории интендантства на Крепостной горе в Ставрополе.
Он был членом многих научных обществ, в том числе «Общества ревнителей истории», Кавказского отделения Русского географического общества, Кавказского общества естествоиспытателей, Московского археологического института, ряда ученых архивных комиссий, Центрального бюро краеведения и других. Одновременно с организацией Музея Северного Кавказа Григорий Прозрителев редактировал «Труды Ставропольской ученой комиссии» и «Сборники сведений о Северном Кавказе».
Лидер «Союза женщин» в борьбе с пьянством
Григорий Николаевич при своей занятости успевал также заниматься общественной деятельностью. Кроме коллегии адвокатов, ученой архивной комиссии, статистического комитета, русского национального Союза для защиты прав беженцев из Закавказья и тому подобных авторитетных организаций, Григорий Николаевич был активным участником обществ: грамотности, помощи голодающим, Красного Креста и даже таких, как общество охоты, велосипедного спорта и покровительства животным. Будучи человеком просвещенным, он выступил с инициативой создания в городе обществ по борьбе с холерой и тифом. Его имя часто фигурировало в числе жертвователей в фонды различных обществ.
Он не только сам был занят общественной работой, но и увлекал идеями окружающих. Григорию Николаевичу удалось убедить ставропольских дам самых разных сословий объединиться в «Союз женщин», основной деятельностью которого стала борьба с пьянством. Председателем своей организации дамы избрали самого Прозрителева.
Возвращение имени
В конце 1980-х нынешний директор Ставропольского музея-заповедника Николай Охонько глубоко изучил фонд Григория Прозрителева и понял, что его научное наследие имеет огромное культурное, историко-краеведческое значение не только в масштабах Ставрополья, но также неоспоримую ценность для всего Северного Кавказа. По его инициативе в 1993 году музею-заповеднику, который с 1970-х годов носил имя Георгия Праве, было также присвоено имя Григория Прозрителева.
Григорий Николаевич умер 21 ноября 1933 года и был похоронен на Успенском кладбище. Несмотря на заслуги перед земляками, за годы советской власти его могила была фактически забыта. Заботами об увековечении памяти Григория Николаевича вместе с музейщиками активно занимался его внук Николай Прозрителев. В 1990 году решением Ставропольской городской Думы Григорию Прозрителеву было присвоено звание Почетного гражданина Ставрополя, на месте его захоронения установлено мраморное надгробие. В память о выдающемся исследователе и подвижнике Ставропольский музей-заповедник учредил научно-практическую конференцию «Прозрителевские чтения».
Фото из фондов
Ставропольского государственного музея-заповедника