А была ли этикетка?

Лариса Денежная

Фирменные изделия покидают стены предприятия с паспортом или этикеткой, инструкцией по применению. В них содержится очень важная для покупателя информация: кто и где сделал товар, из каких материалов, как им правильно пользоваться и пр. Она помогает потребителю сделать правильный выбор. Отсутствие сопроводительных документов - повод насторожиться: а законно ли товар появился на свет. И вообще, а тот ли он, за который его выдают продавцы?

Вот и Ольга Витальевна С. усомнилась. В магазине «Консул» женщина выбрала понравившийся образец ортопедического матраца одноименной торговой марки за 4900 рублей. Продавец подтвердила, что это именно тот брэнд, который нужен С. Женщина внесла предоплату. Вскоре купленный матрац привезли домой, Ольга Витальевна расписалась в его получении. А когда товар распаковали, выяснилось: информации-то о товаре и изготовителе нет.

«Консул» или «Фабрика снов»?


На просьбу предоставить документы на изделие, продавец отреагировала весьма грубо: можете обращаться за этим в арбитражный суд.
Как бывает в подобных случаях, когда покупатели не в силах самостоятельно справиться с проблемой, остается одна надежда - на специалистов по защите прав потребителей. Ольга Витальевна пишет жалобу в краевую службу Роспотребнадзора, комитет экономразвития и торговли городской администрации. Специалисты этих ведомств выезжают в магазин для совместной проверки. Факты, указанные С. в жалобе, подтверждаются. На выставленных образцах матрацев отсутствовала информация об изготовителе и товаре. Правда, предприниматель представил проверяющим сертификат соответствия, выданный ООО «Фабрика снов», г. Ставрополь. Стало быть, не «Консул»? Но к этому мы еще вернемся.

Не нужно было упаковку трогать!


Владельца магазина привлекли к административной ответственности. Но возвращать деньги за матрац, как следует из ответа Роспотребнадзора, он отказался, мотивируя тем, что Ольга Витальевна нарушила целостность товарной упаковки. С. посоветовали защищать свои интересы в суде.
Ставропольский краевой союз защиты прав потребителей и налогоплательщиков, куда женщина обратилась за помощью, направил владельцу магазина письмо, предложив урегулировать конфликт с покупательницей в досудебном порядке. Специалисты общественной организации разъяснили: отсутствие полной и достоверной информации о товаре (в том числе о применяемых материалах при изготовлении матраца и его безопасности, показаниях к применению и т.д.) и производителе, как требует Закон РФ «О защите прав потребителей», - основание для расторжения договора купли-продажи.
В ответе предпринимателя - снова о нарушенной фабричной упаковке, а также о том, что якобы в матраце этикетка производителя была встроченной в кант изделия по периметру, в связи с чем вопрос: «Куда она делась?». Да и в счет-заказе при получении товара Ольга Витальевна расписалась под графой «Изделие проверено в моем присутствии, претензий по внешнему виду и комплектации не имею». Предприниматель сообщил: готов предоставить С. еще одну такую этикетку.

Документы  «три в одном»


Сразу уточним, что упомянутая предпринимателем графа находится не в счет-заказе, а в квитанции о приемке изделия. Но тут немудрено запутаться. И счет-заказ, и квитанция о приемке изделия, и гарантийный талон помещались на одном листе в компьютерном исполнении. Солидные фирмы так не мелочатся! Заметим, в этом документе «три в одном» указывается: гарантийные обязательства действуют при соблюдении инструкции по уходу, эксплуатации, транспортировке и хранению изделия. Но место для росписи заказчика возле строки «С условиями договора и Инструкцией по эксплуатации товара ознакомлен» вообще не обозначено. Гарантия же дана от имени предпринимателя, а не производителя.

В суд - так в суд


Ольга Витальевна обращается к мировому судье с исковым заявлением о расторжении договора купли-продажи, взыскании неустойки, морального вреда и понесенных расходов. Предъявленные требования «потянули» на сумму свыше 27 тысяч рублей. Интересы С. в суде представляет краевой Союз защиты прав потребителей и налогоплательщиков.
Мировой судья назначает экспертизу изделия, перед специалистами ставит вопрос об установлении изготовителя. Оплату исследования возлагает на ответчика. Но предприниматель отказывается нести расходы. Ольге Витальевне приходится взять на себя оплату. Эксперты делают заключение: определить производителя невозможно.
Такой же вывод сделал и руководитель «Фабрики снов», который присутствовал во время исследования, поскольку изделие было обезличенным, без каких бы то ни было опознавательных знаков.
Позже директор этого предприятия объяснил нам: без этикеток и документов сейчас порой очень трудно идентифицировать изделие, ведь материалы и комплектующие у всех одни и те же, берутся на оптовом складе в Москве, технология производства ортопедических матрацев тоже одинаковая. Что касается изделий «Фабрики снов», то они сопровождаются этикеткой, изготовленной из материала на тканевой основе, она «садится» на специальный клей. Это прочное крепление. Потерять такую этикетку даже при вскрытии упаковки проблематично. Есть на изделии и защита - опознавательный знак с логотипом предприятия.
Так что «прокололся» предприниматель, описывая способ крепления этикетки: у матраца упомянутой фирмы она не вшивается!
Опуская детали, скажем: 20 октября 2009 года стороны подписали мировое соглашение. Предприниматель обязался выплатить С. 10 тысяч рублей - почти в два раза больше стоимости матраца. Но мировое соглашение до сих пор не выполнено. Ольга Витальевна намерена обратиться в службу судебных приставов для принудительного исполнения обязательств ответчиком. Получается, «мировым» соглашение осталось только на бумаге.

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»



Последние новости

Все новости

Объявление