И увидели мы, что это хорошо...

Наталья Буняева

Вчера на базе МОУ лицея № 35 г. Ставрополя, классы предшкольной подготовки которого являются единственными в крае (да и во всей России таковых пока считанные единицы), прошел краевой семинар на тему «Управленческие основы предшкольной подготовки». Его организатором стало министерство образования Ставропольского края, управление образования администрации г. Ставрополя и лицей № 35.

На семинар приехали специалисты-управленцы в сфере образования, педагоги, логопеды, воспитатели, чтобы своими глазами увидеть, как в нашем городе решается проблема подготовки детей к школе.

Пока взрослые были увлечены серьезными разговорами, детвора в «Приготовишкином доме» не скучала: и занятия шли своим чередом, и время игр, обеда и развлечений приближалось...

В нашем городе пошли на этот эксперимент – предшкольную подготовку – три года назад и, как говорит директор лицея № 35 Н. А. Симонова, не по прихоти. Жители огромного спального микрорайона сами попросили сделать это, чтобы, перед тем как пойти в первый класс, дети 5 - 6 лет смогли привыкнуть к школьной атмосфере.

– Опыт удался, - говорит зам. министра образования Ставропольского края Людмила Капралова, - и потому мы решили его распространить на край, ведь одной из наших задач является создание системы образования детей старшего дошкольного возраста, а это, в первую очередь, обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении в школу. В крае действуют и развиваются другие формы подготовки детишек к школе – и на базе системы дополнительного образования, и ДОУ. Хороший опыт накоплен в Пятигорске, Невинномысске, Новоалександровском районе. Кстати, совсем недавно правительством края принято постановление, которое направлено и на материальную поддержку воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Но этого мало, это лишь первые шаги. Нужна система. Вот почему Правительство РФ, Мин-образования России еще в 2004 году поставили перед нами задачу развивать и совершенствовать дошкольное образование и предшкольную подготовку. Тогда же, по сути, и появился сам термин - «предшкольное образование»: он прозвучал из уст министра образования и науки Андрея Фурсенко, который представлял Концепцию модернизации российского образования...

Что же такое «управленческие основы предшкольной подготовки», спросили журналисты. И получили ответ: на самом деле имеется некий «нормативный вакуум» в определении того, где, как, кем и когда вести предшкольную подготовку, каким должен быть статус людей, профессионально занимающихся этим делом – воспитатель, учитель, психолог?

В лицее № 35 г. Ставрополя, к примеру, убеждены, что нашли оптимальную форму предшкольной подготовки. Опираясь на концептуальные основы организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста, здесь совместно с кафедрой управления образованием Ставропольского госуниверситета определили главные задачи: нельзя излишне увлекаться школьными технологиями, нельзя игнорировать игровую деятельность. Да и делать акцент на раннее изучение программы первого класса тоже не след. Вот потому в классе предшкольной подготовки продолжительность учебного года составляет 33 учебные недели, режим соответствует возрастным особенностям детей 5 - 6 лет, проводятся ежедневные прогулки, отведено время на дневной сон. Максимальный же объем недельной нагрузки – это 25 занятий, которые в основном приходятся на вторую половину дня – после дневного сна.

В лицейском классе пред-школьной подготовки сейчас 27 ребят – тоже оптимальная «наполняемость». Это в основном «домашние» дети, не посещавшие сад. Но детворе, как видно, здесь нравится. Когда Наталья Анатольевна Симонова спросила, как настроение, все дружно подняли большой пальчик – «Во! Учиться нравится!». Ребят спросили, а чему вы уже научились, и послышались звонкие голоса: читать, писать, считать. А один мальчик очень честно поправил: «Мы еще не совсем умеем читать, только слоги проходим!» - именно так, с ударением на букву «и»...

Лицею № 35 было что показать участникам семинара: в «Приготовишкином доме» действует 10 кружков: шахматы, танцевальный, «Волшебный мир фантазий» (рисование, лепка, аппликация, конструирование», кружок «Я – творец», театральный кружок, кукольный театр, художественная гимнастика, карате, музыкальный кружок, народные инструменты. Гостям детвора даже показала отрывок из представления кукольного спектакля «Репка».

А занимаются с детьми профессиональные воспитатели: учитель Н. И. Афанасьева (специалист по лицензированию дошкольного образования), воспитатели Е. В. Рыжкова и Н. В. Бурсайлова. Зам. директора лицея по воспитательной работе О.П. Труханова так и говорит: у нас дети чувствуют себя как дома – освоились, они уже знают, где столовая, спортзал, где классы «для больших». Да и почему бы не освоиться, если малышня участвует наравне с учениками начальных классов во всех школьных мероприятиях – соревнованиях, конкурсах, концертах, вместе ходят в музеи, театры, в кино? А развиваться и расти детворе в стенах школы помогают занятия с психологом, логопедом, спорт...

В раздевалке «Приготовишкина дома» растет волшебное дерево: на нем – разноцветные яблоки. Вчера кто-то повесил только одно белое:

– Это Максимка, - объясняет Елена Владиславовна Рыжкова. - Мы на «дерево настроения» вешаем каждый день разноцветные плоды – синие, красные, желтые. Они означают хорошее или не очень настроение. И только белое яблоко - явная проблема! Это как сигнал для меня: по дереву сразу видно, кто с чем в класс пришел. У Максимки, к примеру, мама вчера в командировку уехала, вот и появилось белое яблочко...

В лицее № 35 мечтают сделать со временем настоящую школу-комплекс. Если «Приготовишкин дом» успешно «поставляет» отлично подготовленных первоклашек, то почему бы и новую планку не взять в развитии предшкольной подготовки и школьного образования – чтобы сделать процесс непрерывным и качественным?

Лия КАРАПЕТЯН.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Образование»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов