Мебель. Вернуть нельзя? Вернуть можно?

Лариса Денежная

К покупке мебели советуют подходить особенно тщательно. Не «впишется» в площадь комнаты или будет диссонировать с цветом обоев — продавцы не примут ее обратно, ссылаясь на специальный перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. И, тем не менее, мебель вернуть можно. Все зависит от того, купили вы ее непосредственно в торговом зале или по предварительному заказу после ознакомления с образцом мебели или с описанием (изображением) изделия.

В зависимости от способа реализации товара применяются и соответствующие правила их продажи, которые имеют свои особенности и различия. Это: «Правила продажи отдельных видов товаров» (утверждены Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998), «Правила продажи товаров по образцам» (Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 №918), «Правила продажи товаров дистанционным способом» (Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612).

При обычной розничной продаже мебели вы не вернете в магазин диван или шкаф, а то и стенку. Препятствием становится вышеупомянутый перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену (п.26 Правил продажи отдельных видов товаров). А вот Правила продажи товаров по образцам дают потребителю право (п. 22) до передачи ему товара отказаться от исполнения договора при условии возмещения продавцу понесенных расходов. Другой документ — Правила продажи товаров дистанционным способом (по каталогам, на заказ, «товары — почтой», через телемагазин или интернет и пр.) — позволяют покупателю (п.21) отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи — в течение 7 дней; в случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки — покупатель вправе отказаться от товара вообще в течение трех месяцев.

Объем информации для потребителей на реализуемую мебель должен соответствовать п. 11,12, 114, 107 «Правил продажи отдельных видов товаров», информация предоставляется на русском языке посредством маркировки изделий, в паспортах, инструкциях, в гарантийных талонах.

Правила продажи продавец обязан довести до сведения покупателя в наглядной и доступной форме (обычно их размещают в «Уголке потребителя»). В соответствии с п.117 Правил при продаже мебели продавец должен вместе с товаром передать покупателю товарный чек.

Порядок рассмотрения претензии потребителя продавцом (исполнителем работ), права потребителя при обнаружении в товаре недостатков изложены в ст.18 — ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Наиболее распространенный способ продажи мебели — по образцам, реже — дистанционный. В обоих случаях потребитель сначала знакомится с образцом товара или с его описанием (изображением), вносит предоплату, а затем получает заказанный товар.

Анализ обращений потребителей с жалобами на отказ продавцов удовлетворить их требования о замене товара ненадлежащего качества, на некомплектность полученной мебели показал: во многих фирмах, продающих мебель, существует практика получения подписи покупателя в акте приема-передачи товара, удостоверяющей отсутствие у него претензий к внешнему виду и комплектации.

Ничего плохого в этом нет при условии, что покупатель действительно лично убедился в надлежащем качестве получаемого со склада магазина или доставленного ему домой товара. В противном случае доказать свое право на замену или возврат мебели с дефектами, которые могли быть обнаружены при ее приемке и не носят явно производственный характер (царапины, потертости, механические повреждения деталей а также некомплектность), будет очень проблематично. Возможно, придется решать спор в судебном порядке (при наличии свидетелей). Во многих таких конфликтных ситуациях важно, когда обнаружен дефект (до или после передачи товара потребителю).

В случае обнаружения брака при получении мебели по домашнему адресу покупателя в документе, удостоверяющем приемку, необходимо описать дефекты и место их расположения, некомплектность. В документе должны быть подписи покупателя и представителей продавца с указанием должности и фамилии. Свои претензии необходимо конкретизировать и предъявить продавцу в письменном виде (устранить недостатки, заменить мебель, расторгнуть договор и вернуть деньги или др.). Если вы предъявляете продавцу требования о расторжении договора купли-продажи, доставленную мебель с дефектами лучше не принимать, о чем сделать соответствующую запись в предлагаемом вам документе о приемке.

Соблюдение этих несложных правил при приемке мебели позволит реализовать установленные законом права потребителя в случае их нарушения продавцом.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов