Не все то, что таблетка - лекарство

Лариса Денежная

Не все то, что таблетка - лекарство

Реклама очень часто лукавит, преподнося товары с выгодной стороны, даже если некоторых распрекрасных свойств, которые она расписывает, и вовсе нет. Но одно дело, если это касается товаров для быта, и другое — препаратов для укрепления здоровья или лечения болезней. Федеральный Роспотребнадзор всерьез взялся за рекламу биологически активных добавок к пище (БАД), которые на телеэкране или в печатных СМИ «притворяются» лекарствами. Недавно ведомство выступило с разоблачением рекламы этой продукции известных фирм, которая заполонила многие центральные каналы, имеющие большую телевизионную аудиторию.

Сначала заступлюсь за БАДы, которые дискредитировали мошенники, представляющиеся светилами медицины и впаривающие свои товары пожилым людям за немыслимые деньги. Биологически активные добавки к пище позволяют компенсировать дефицит микронутриентов в организме человека, которые восполнить с помощью продуктов питания невозможно. Не зря они называются добавками — то есть дополнением к пище. И хотя многие из них имеют таблетированную форму, что создает ассоциативное восприятие их в качестве лекарства (не без помощи рекламы), БАДы не предназначены для лечения. Однако некоторые производители и поставщики, используя средства массовой информации, как сообщает Роспотребнадзор, представляют населению заведомо ложную информацию о потребительских свойствах биологически активных пищевых добавок — рекомендуют их применение в качестве лечебных препаратов или указывают область применения, не соответствующую свидетельству о государственной регистрации.

Спрятавшись за зонтичным брендом

БАДы не подлежат обязательной сертификации. Они проходят государственную регистрацию, которую проводит Федеральный Роспотребнадзор. В свидетельстве о государственной регистрации указываются только источники биологически активных веществ (аминокислоты, жирные кислоты, витамины, минеральные вещества и т.п.). Пункта о сфере применения БАДов в этом документе нет. Однако некоторые производители нашли лазейку через многочисленные системы добровольной сертификации продукции, декларируя заведомо ложные лечебные эффекты БАДов. В результате это развязало руки недобросовестным участникам рынка – они стали позиционировать биологически активные добавки к пище в качестве продукции, обладающей лечебными свойствами. И такие случаи в последнее время участились.

В нарушителях оказался один из крупных производителей

БАДов – ЗАО «Эвалар». Примеры? Пожалуйста. Так, на центральных телевизионных каналах рекламируется биологически активная добавка к пище «Ци-Клим»®, зарегистрированная Роспотребнадзором в качестве биологически активной добавки к пище для женщин в климактерическом периоде – она содержит тритерпеновые сапонины. В то же время ЗАО «Эвалар» зарегистрировало «Ци-Клим»® в качестве лекарственного средства. Используя этот зонтичный бренд, закрытое акционерное общество, как сообщает Роспотребнадзор, в нарушение Закона РФ «О защите прав потребителей» заведомо вводит в заблуждение покупателей, используя одно и то же наименование как для БАДов к пище, так и для лекарственного средства. Немудрено запутаться в них.

Другой пример — «Пустырник Форте» производства ЗАО «Эвалар», который зарегистрирован в качестве дополнительного источника витамина В6, магния и иридоидов. В телевизионной рекламе указанная добавка преподносится в качестве успокаивающего средства, так как в названии БАДа используется наименование лекарственного средства, оказывающего успокаивающее действие.
Третий пример. Биологически активная добавка к пище «АД Минус®» производства ЗАО «Эвалар» зарегистрирована в качестве источника флавоноидов, содержащего дубильные вещества. В рекламе в СМИ сообщалось: БАД «АД Минус» содержит экстракты красных соцветий гречихи и сушеницы, которые, сочетаясь в одной таблетке, усиливают действие друг друга, что помогает защищать сосуды и тем самым предупредить повышение и скачки артериального давления.
Четвертый. Биологически активная добавка к пище «Инулин Форте ЭВАЛАР®» производства ЗАО «Эвалар» зарегистрирована в качестве источника инулина. В отдельных печатных изданиях указывалось, что для снижения риска развития сахарного диабета и возникновения его осложнений «необходимо соблюдать сбалансированную диету. Значимой частью такой диеты могут стать препараты на основе растений, давно и успешно применяемых для снижения уровня сахара в крови». И одно из таких средств — «Инулин Форте». Кроме того, регулярный прием «Инулина Форте» поможет нормализовать уровень сахара в крови, улучшить углеводный обмен и снизить риск развития сахарного диабета.
Впрочем, пора перейти и к продукции других производителей. Биологически активная добавка к пище «Тонгкат Али Платинум» производства «Polens (M) SDN. BHD.», Малайзия, зарегистрирована в качестве источника гинзенозидов, содержит стероидные сапонины и деценовые кислоты. В телевизионной рекламе эта добавка в нарушение требований Закона «О рекламе» (ст.5 ч.3. п.10) позиционируется как препарат, который «позволяет каждому мужчине быть успешным, уверенным в себе, иметь максимум сексуальной энергии и радовать», что несвойственно для БАДов к пище. После просмотра рекламы этого средства у потребителя создается представление о том, что указанный препарат используется при лечении эректильной дисфункции.
Эффективность упомянутых средств, как предупреждает
Роспотребнадзор, ничем не подтверждена, а подобные рекламные обещания, с точки зрения права, квалифицируются как введение в заблуждение потребителей. К сожалению, эти примеры – не единичны.

БАДы исчезнут. Что взамен?

В рамках своих полномочий глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко подписал приказ, меняющий порядок регистрации биологически активных добавок к пище. Отныне к регистрации будут допущены только те БАДы, которые не содержат ингредиентов, включенных в Государственную фармакопею (сборник официальных документов, устанавливающих нормы качества лекарственного сырья — медицинских субстанций, вспомогательных веществ и т.п.) и прочих, не имеющих традиций пищевого применения.

Депутаты пошли дальше. На днях прошли парламентские слушания «Совершенствование законодательного регулирования в сфере обращения биологически активных добавок к пище на территории Российской Федерации». И, нужно сказать, здесь шли нешуточные дебаты. На них звучали призывы навести порядок с терминологией. БАДы – ликвидировать как класс. Само понятие. В классификации вернуться к прежним обозначениям, поделив добавки на две группы: диетические добавки, или нутрицевтики, и парафармацевтики — вещества, близкие по составу и действию к лекарственным препаратам. А значит, последние должны проходить клинические исследования, как и лекарства. Депутаты предложили дифференцировать системы регистрации и обращения диетических добавок (нутрицевтиков) и парафармацевтиков, а также ужесточить требования к рекламе этой продукции. Конечно, все это потребует изменения законодательной базы, принятия новых правовых актов.
…Между тем московские антимонопольщики возбудили дело в отношении ООО «РИА Панда», которое в газете «Аргументы и факты» распространило рекламу БАДа «Андро-ПРО», которая якобы помогает лечить простатит. Дело назначено к рассмотрению на 25 марта 2013 года. И, видимо, оно будет не последним.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов