Неустойка как наказание

Лариса Денежная

Если оплаченный товар вам привезли не вовремя или задержали выполнение заказа, продавца и исполнителя можно наказать штрафом в виде неустойки. Часто в договорах ее размер сознательно занижают, а то и вовсе не прописывают, пользуясь незнанием потребителей. Между тем закон четко оговаривает, в каких случаях продавцам и исполнителям придется раскошелиться за свою медлительность и в каком объеме.

Сразу скажем: потребитель вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом, независимо от того, предусмотрена обязанность ее уплаты соглашением сторон (договором купли-продажи или договором оказания услуг) или нет.

Законом предусмотрена ответственность в виде неустойки:

* за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя (устранения недостатков товара, замены товара с недостатками и т. д.).

Продавец (изготовитель, уполномоченная организация, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара. Размер такой неустойки законом не ограничен и может превышать стоимость товара;

* за нарушение установленного договором купли-продажи срока передачи потребителю предварительно оплаченного товара.

В этом случае продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере половины процента внесенной суммы предоплаты. Но размер ее ограничен. Сумма неустойки, взысканной потребителем за это нарушение, не может превышать сумму предварительной оплаты товара;

* за нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) исполнитель несет ответственность в виде неустойки в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги) за каждый день просрочки. Сумма такой неустойки (пени) ограничена законом – она не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Аналогичный размер неустойки предусмотрен и за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя, связанных с некачественно выполненной работой или услугой (об уменьшении цены за выполненную работу, о возврате уплаченных за работу денежных средств).

Требования потребителя об уплате неустойки, предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, исполнителем, уполномоченной организацией, импортером) в добровольном порядке.

Если дело рассматривается судом, то, руководствуясь статьей 333 ГК РФ, суд вправе уменьшить размер неустойки, если он явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства. Однако Верховный суд РФ разъяснил, что по делам о защите прав потребителей применение статьи 333 ГК РФ возможно только в исключительных случаях и по заявлению ответчика.

В решении суд обязан указать мотивы, которыми он руководствовался, уменьшая размер неустойки.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов