Период охлаждения – для горячих голов

Лариса Денежная

Период охлаждения –  для горячих голов

Кто из нас не поддавался чувству порыва у магазинного прилавка? Позже наступал период охлаждения: а ведь это не совсем то, что мне нужно. Закон на этот счет предусмотрел послабления: разрешил нам вернуть товар (за исключением некоторых, оговоренных специальным перечнем) в течение 14 дней, если, конечно, мы им не пользовались и сохранили его в целости-сохранности. Однако продавцы весьма неохотно принимают «возвращенцев». Некоторые при этом ссылаются на закон, трактуя его в свою пользу.

9 июня Елена Александровна З. купила в специализированном магазине Ставрополя часы «Полет» серии «Президент» – в подарок мужу на день рождения. А через день принесла их обратно, но продавцы категорически отказались принимать товар. На каком основании? А по закону. Открыли перед глазами Елены Александровны книжечку и ткнули пальцем в один пункт, потом в другой. Елена Александровна и осознать не успела написанное, как книжечка захлопнулась. На словах продавцы пояснили: часы принимать не будут, оные входят в специальный перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену, если не подошли по цвету, форме и т. д. Еще добавили: не одна З. пыталась вернуть часы, но ни у кого их не приняли обратно.

Елена Александровна тогда проштудировала Закон РФ «О защите прав потребителей» и решила действовать более решительно: написала письменную претензию в адрес магазина. Продавцы не отступали: не примем – и все. И добавили: мол, магазин – не камера хранения. А ответ на претензию они пришлют по почте в течение месяца. При этом сослались на своего юриста – якобы тот подтвердил правомерность 30-дневного срока ожидания. Позиция работников магазина осталась прежней даже после устного разъяснения по телефону специалиста Роспотребнадзора: в перечень товаров, не подлежащих обмену, часы не входят, а деньги должны быть возвращены в течение трех дней после выставления такого требования потребителем.

Вскоре Елена Александровна получила ответ на свою претензию за подписью индивидуального предпринимателя. В нем была ссылка на упомянутый выше перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену на аналогичный, согласно пункту 11 которого сюда относятся и технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки. Сразу уточним: указанный пункт распространяется не на все сложно-технические товары, а лишь на те, что перечислены в скобках. Часов среди них нет. Однако магазин истолковал закон по-своему, «притянув за уши» упоминание часов из другого документа – Правил продажи отдельных видов товаров, где оговариваются в том числе и особенности продажи технически сложных товаров бытового назначения – как проводить предпродажную подготовку, проверку комплектации, необходимой информации и т. д. Среди перечисленных товаров в п. 47 указаны и часы. Выхватив из контекста разных документов нужные фразы, магазин их «склеил» в нужной для себя трактовке. И получилось для него все ладненько: согласно п. 47 часы являются сложно-техническим товаром бытового назначения, и таким образом требование З. о возврате денег за товар не подлежат удовлетворению.

Исчерпав возможные способы мирного решения спора, Елена Александровна теперь намерена обратиться в суд за защитой своих прав. Помимо расторжения договора купли-продажи З. будет требовать выплаты неустойки в размере 1 процента от суммы товара (а часы обошлись ей в 10 тысяч рублей) за каждый день просрочки выполнения ее требований, а также выплаты штафа в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом, за отказ магазина удовлетворить требования потребителя в добровольном порядке.

Впрочем, у работников прилавка есть время подумать и… остыть. Пока не подан иск. Возможно, продавцам тоже нужен своеобразный период охлаждения. Чаще всего, как показывает практика, он наступает при знакомстве с исковыми требованиями потребителей, когда «нарисовалась» сумма материальных притязаний. Вот она-то сразу охлаждает.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов