Про борщ, пирожки и котлеты

Лариса Ракитянская

Про борщ, пирожки и котлеты

Недавно многие школы нашего города «сдавали экзамен» - их проверяли районные прокуратуры (по заданию прокуратуры края) на предмет исполнения законодательства об общем образовании, в том числе - «в части реализации прав несовершеннолетних граждан на его общедоступность и бесплатность, а также исполнения законодательства, направленного на противодействие коррупции».
Особое внимание было обращено на то, что во многих школах «...до настоящего времени не регламентированы муниципальным контрактом условия организации питания учащихся..., питающихся за родительскую плату».
По сути, речь шла о том, что городские учреждения образования нарушают закон, не вступая в договорные отношения с теми, кто готовит обеды в школьных столовых. Эти люди ведь пользуются оборудованием и инвентарем, который куплен за счет средств бюджета города. Пищеблоки занимают еще и немало места, а «повара» не платят школе денег ни за аренду помещения, ни за коммунальные услуги...
Разрешим ли в принципе этот юридический казус и как может сказаться устранение подобных нарушений на стоимости и качестве школьного питания? В этом и пытается разобраться сегодня корреспондент «Вечерки».

Бухгалтера — к ответу!

В представлении прокуратуры Ленинского района (речь идет об одной из школ) записано: «Проверкой установлено, что на основании муниципальных контрактов для организации питания обучающихся муниципальный заказчик - учреждение образования - предоставляет все необходимые условия, в том числе - помещения пищеблока, оборудование, инвентарь за счет средств бюджета для осуществления организации питания социально незащищенной категории детей».
Казалось бы, это говорит о том, что здесь с питанием все обстоит нормально. Однако есть «запятые». К примеру, проверяющие указывают, что у учреждения образования «...отсутствуют надлежащие полномочия по осуществлению контроля за работой предпринимателя и качеством предоставляемых услуг».
Кроме того, проверкой установлено, что в нарушение п. 12
ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 №  94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заключены четыре муниципальных контракта на оказание услуг по организации питания учащихся с ИП «Карпачев В.Б.» на общую сумму 407949 рублей, в которых не предусмотрено обязательное условие о порядке приемки услуг. Кроме того, в муниципальных контрактах отсутствует перечень оборудования, которое предоставляется ИП «Карпачев В.Б.» для организации питания...
Отсутствие договорных отношений с ИП «Карпачев В. Б.», по мнению проверяющих, возникло из-за «ненадлежащего исполнения должностных обязанностей главного бухгалтера». В результате прокуратура потребовала безотлагательно «принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений закона» и «рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности главного бухгалтера».

Столовская арифметика

А теперь давайте займемся арифметикой и решим простую задачку.
Итак, ДАНО: 1. В одной из школ под пищеблок предоставлено ИП «Карпачев В.Б.» помещение площадью более 90 кв. м. 2. С 01.01.2010 г. за счет средств муниципального бюджета предоставлено питание свыше
130 учащимся, за счет родительской платы — около 200. 3. Сейчас стоимость завтрака составляет: 21 рубль, обеда — 27 (согласно постановлению главы города Ставрополя от 02.02.2010 г. № 161).
СПРАШИВАЕТСЯ: сколько должен стоить обед и завтрак, если ИП «Карпачев В. Б.» заплатит за аренду и за коммунальные услуги?
Я связалась с директором предприятия школьного питания Галиной Карпачевой. Она рассказала, что подобную задачку ей уже не раз приходилось решать. К примеру, если отбросить арендную плату и подсчитать стоимость обеда и завтрака с учетом оплаты за коммунальные услуги, то наценка на обед и завтрак составит 180 процентов (эта цифра приводится по расчетам на 1 марта прошлого года). Посмотрим на таблицу:

Блюдо Стоимость
  на 1.03.2009 г. С наценкой в 180%
Суп с макаронными изделиями 1-63 9-78
Борщ с капустой и картошкой 2-90 17-40
Гречка 1-69 10-14
Куры отварные 8-24 49-44
Пирожки печеные с капустой 1-93 11-58


Перечень этот можно продолжать и дальше — показать все меню. Но мы-то с вами понимаем, что почти за год ситуация изменилась: и у предприятия издержки растут, и цены не снижаются. К тому же предприятие школьного питания и так работает с ограниченной наценкой на собственную продукцию, которая по закону не должна превышать 30 процентов. А мы еще знаем и то, что тарифы на электроэнергию за это время не снизились.
Вот и получается, что только с учетом оплаты коммунальных услуг стоимость обедов и завтраков окажется в разы больше, чем сейчас.
Простым глазом видны «ножницы»: с одной стороны, финансирование питания всех учащихся не является обязанностью города. С другой, для того чтобы школа заключила договор на оказание услуг по организации питания учащихся за счет родительской платы, денежки должны сначала поступить на ее счет. Но ведь работа с наличными в школе запрещена законом!
Ко всему прочему есть и другой немаловажный фактор: как определить - даже в среднем! - количество питающихся детей? Ведь школа — это живой организм: сегодня ребенок пришел, а завтра - нет, сегодня родители дали деньги на обед, а завтра — нет...
Заключать же договоры на оказание услуг помесячно школа тоже не может, потому что Федеральный закон от
21.07.2005 г.  № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» обязывает в случае стоимости услуги свыше 100 тысяч рублей заключать не прямые договоры, а муниципальные контракты - по результатам конкурсов, аукционов, запросов котировок. Их школа также может объявить только при наличии на ее лицевом счете финансовых средств...

 

 

Между «да» и «нет»...

Вот такие «тиски», оказывается, можно применить к школьным обедам и завтракам. Они лежат в плоскости правовых отношений.
Чтобы поставить все точки над «i», в свое время управление образования администрации Ставрополя направляло запрос в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - с просьбой разъяснить, соответствуют ли проекты муниципальных контрактов на организацию питания, заключаемые руководителями, требованиям Федерального закона «О защите конкуренции». Выяснилось, что включать в предмет муниципального контракта на оказание услуг по питанию условие о передаче помещений пищеблока, оборудования и инвентаря допустимо, так как оказание услуги по организации питания обучающихся без предоставления учреждением данного имущества невозможно...

Будет правовое согласие!

Вот как прокомментировала ситуацию зам. главы администрации г. Ставрополя, директор комитета социальной политики Ольга Рецева:
- Вопросом организации сбалансированного горячего питания школьников, принимая во внимание его социальную значимость, мы серьезно занимаемся уже не первый год. В результате реализации федерального проекта по модернизации школьного питания в общеобразовательных учреждениях города появилась возможность обеспечить доступное, высокого качества питание, снизить производственные издержки, повысить эффективность системы организации питания детей за счет внедрения современного высокотехнологичного оборудования для приготовления продуктов. Это позволило увеличить охват детей горячим питанием с 83 до 92 процентов. А это и есть составляющая социальной защиты наших учащихся и воспитанников!
Если включить в расчет стоимости завтраков и обедов школьников оплату организаторами питания аренды и коммунальных услуг, то это, несомненно, приведет к резкому удорожанию стоимости школьного питания и, соответственно, к значительному сокращению числа учащихся, получающих полноценное горячее питание, что негативно скажется на здоровье наших детей.
- Что касается контроля за работой предпринимателя и качества предоставляемых услуг, - продолжает Ольга Викторовна, - то эту функцию с большой ответственностью выполняют комитет экономического развития и торговли администрации города Ставрополя и служба Роспотребнадзора по Ставропольскому краю. И этот контроль, поверьте, ведется постоянно - с высокой требовательностью к предпринимателям. Кстати, 13 октября в администрации города проведено совещание ее структурных подразделений  (комитета по управлению муниципальным имуществом, комитета правового обеспечения деятельности администрации города Ставрополя, управления образования, контрольно-ревизионного управления) по вопросу правового урегулирования обеспечения услуг по организации питания школьников. Сейчас готовится необходимый пакет документов для внесения изменений в действующие муниципальные правовые акты - для того чтобы снять все вопросы и не допустить нарушений действующего законодательства.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Жаль,что кричащая неповоротливость присуща нашим руководителям "социалки". Как можно, Ольга Викторовна, "не первый год серьезно заниматься организацией питания школьников" и до сих пор ставить вопрос: Если включать в себестоимость обедов и завтраков стоимость аренды и коммунальных услуг...Надо ж, досих пор не придумали!!??
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
P.S. А если говорить о контроле, ... о контроле промолчу,но вот то, что создание городского Комбината детского питания на 7-10тыс. обедов -именно КОМБИНАТА, а не кухни решит большинство прпоблем: котролируемое качество блюд,доставку в школы, сервировку и др. И ведь себестоимость будет допустимой! Хотя ждать от наших чиновников быстрого и радикального решения,как показала жизнь- УТОПИЯ!
1

Другие статьи в рубрике «Образование»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов