Школьное образование: итоги-2004

Лариса Ракитянская
Валентина Новикова: 'Мы научились использовать

минимальные средства с максимальным эффектом'

Весна. Заканчивается очередной учебный год, а это время подведения итогов прошлого. Так уж устроена система образования. На минувшей неделе именно эта тема стала предметом обсуждения специалистов на коллегии управления образования администрации города Ставрополя.

В нашем городе создана многофункциональная система образования, представленная 117 образовательными учреждениями; больше половины из них реализуют программы повышенного уровня. Какую же годовую оценку заслужили они? Об этом разговор нашего корреспондента с начальником управления образования администрации г.Ставрополя кандидатом педагогических наук Валентиной НОВИКОВОЙ.

- Валентина Ивановна, начнем с финансов?

- Да, это самая животрепещущая для образования тема. Но здесь есть позитив: в минувшем году по отрасли было израсходовано 555,9 миллиона рублей, а это на 86,9 миллиона рублей больше, чем в 2003 году. На этот год бюджет увеличен на 23 процента и составляет уже 710 миллионов рублей. К тому же ежегодно увеличиваются объемы привлечения внебюджетных средств. В результате нам удалось по некоторым позициям значительно укрепить материально-техническую и учебно-информационную базу. Приобретено оборудования на общую сумму 6 миллионов рублей, в этом году на эти цели предусмотрено 7,5 миллиона.

- Сейчас многие под модернизацией образования понимают техническое обеспечение учебного процесса – компьютеры. Есть чем похвалиться?

- Конечно! Сейчас в каждой школе имеются компьютерные классы, хотя многие уже требуют замены на новые модификации, а в СОШ № 11, 34, 64 их просто недостаточно. В бюджете этого года предусмотрено приобретение трех компьютерных классов. А СОШ № 4, лицеи №№ 5 и 17 уже получили новенькие компьютерные классы, а еще 14 учреждений – электронные комплекты для библиотеки, за что мы очень благодарны министру образования края А.Шабалдасу. Кроме того, у каждого четвертого школьника города есть компьютер дома, и педагоги используют это в своей работе. В 2004 году к информационно-телекоммуникационной сети подключены еще 4 учреждения, в результате в городе 95 процентов школ имеют доступ в интернет. Свои сайты в интернете имеют 12 общеобразовательных учреждений. Укреплению информационной базы будет способствовать также и открытие на базе гимназии № 12, СОШ № 21 межрегиональных ресурсных центров.

- Скоро-скоро вновь заговорим о ремонте школ – лето не за горами…

- А вот это действительно трудноразрешимая проблема для нас. Но речь надо вести все-таки о капитальном, а не о текущем ремонте. Вызывают тревогу 14 образовательных учреждений по этому вопросу. Но в текущем году на проведение капитального ремонта предусмотрено 11 миллионов 400 тысяч рублей. А на коллегии я выразила благодарность руководству образовательных учреждений, которые, несмотря на трудности подготовки школ к новому учебному году, к работе в осенне-зимний период, сделали все необходимое, вынужденно научившись использовать минимальные средства с максимальным эффектом. Спасибо, что и депутаты не забывают нас. Могу назвать депутата Госдумы края Андрея Колесникова: на протяжении трех лет он отдает по 3 - 4 миллиона рублей на капремонт 24-й и 35-й школ, а в этом году – и 29-й…

- Кадры решают все?

- Многое. В системе образования Ставрополя трудятся около 6 тысяч педагогов, 81 процент из них имеют высшую и первую квалификационные категории, почти каждый пятый работник отмечен государственными и отраслевыми наградами, 17 – имеют ученые степени и звания. В прошлом году на должность директоров дошкольных образовательных учреждений мы назначили восемь перспективных педагогических работников, 26 педагогов впервые включены в систему повышения квалификации через магистратуру на базе СГУ. У нас увеличилась и численность молодых специалистов. Наши учителя-предметники стали теснее связывать организацию учебного процесса с научно-исследовательской деятельностью. Яркий пример - победитель конкурса педмастерства 'Учитель года-2005' Е.А.Степовая, учитель химии и биологии гимназии № 25, кандидат биологических наук. Дипломантом I степени Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ, посвященных творчеству Д.И.Менделеева, стала ученица 10 класса СОШ № 18 Оля Юношева. Ее научный руководитель – тоже учитель химии, соискатель ученой степени Н.П.Ильина. Но, несмотря на принятые меры, по-прежнему вызывает тревогу отсутствие в образовательных учреждениях города учителей иностранных языков, литературы, технологии (для мальчиков), физкультуры, ОБЖ - всего 34 человека.

- Профильное обучение – пошел процесс?

- Да. По сравнению с прошлым годом увеличено число классов и профилей. Многопрофильными являются учреждения № №1, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 14, 17, 25, 35, Центр образования. Три из них – 1, 14, 25 – по праву считаются составляющими университетских комплексов. Мы совместно с СГУ реализуем план работы по введению профильного обучения на старшей ступени общего образования – школа № 3, лицеи №№ 5, 10, 14, гимназия № 25; совместно с кафедрами вуза уже приступили к разработке курсов по наиболее востребованным профилям. Начато создание на базе СОШ № 3 модели многопрофильной школы на старшей ступени по индивидуальным учебным планам. Реорганизована средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением предметов путем слияния с учреждением дополнительного образования – эколого-биологическим центром. Экономический эффект составил более трети миллиона рублей в год.

Ставрополь продолжает лидировать в крае и по числу инновационных образовательных учреждений: у нас увеличилось число муниципальных экспериментальных площадок до четырнадцати. Мы в этом деле возлагаем большие надежды на городскую научно-исследовательскую лабораторию, созданную совместно с учеными СГУ. Расширяется и поле сотрудничества с другими вузами: Ставропольскими филиалами Московского открытого педуниверситета им. М.А.Шолохова и Московского социального института, институтом Дружбы народов Кавказа, Ставропольским институтом им.В.Д.Чурсина.

- Будущий год для Ставрополя – это единый госэкзамен. Как готовимся?

- Пока нормально. По нашим данным, уровень обученности школьников в 2004 году составил 99,9 процента, а качество – 50,7 процента. Сокращается число второгодников.

- А какие другие акценты руководство сферы образования делает на будущий год?

- Проблем немало. В их числе – дошкольное образование, где не хватает мест для малышей: из 54 муниципальных детсадов 38 переукомлектованы. Надо открывать новые группы и активнее передавать ведомственные сады в муниципальную собственность. Частные детсады – растить. Стоит задача серьезнее заботиться о безопасности детей в школах, ведь у нас травматизм школьников вырос. Еще важнее обратить внимание на воспитательную работу, а это и дополнительное образование, и патриотическое воспитание, и профилактика правонарушений. Факты, которые тревожат: в прошлом учебном году по неуважительным причинам пропущено 102 тысячи уроков, во внеурочное время ничем не занято было свыше шести тысяч учащихся, допущен заметный рост правонарушений в сравнении с 2003 годом.

Все эти проблемы мы видим, каждый день работаем над их решением. Многое получается, и это видно по положительным тенденциям в школьном, дошкольном и дополнительном образовании нашего города.

Коллегия поставила перед специалистами вполне конкретные задачи, и их выполнение мы будем анализировать еще раз в конце учебного года, а потом – в сентябре.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Образование»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов