«Слушается гражданское дело…»

Лариса Денежная

Рассмотрение в судах дел по защите прав потребителей — уже не редкость. В эту инстанцию обращаются, как правило, тогда, когда исчерпаны способы мирного решения конфликтной ситуации. Правда, не всегда потребители выходят победителями в судебном споре. На это есть ряд причин. Международная Федерация потребительских организаций Consumers International (CI), определив тему Всемирного дня защиты прав потребителей в 2013 году – «Потребительское правосудие сегодня», сделала акцент на вопросах совершенствования правовых механизмов защиты потребительских прав и законных интересов граждан.

Союз потребителей России предложил конкретизировать девиз для нашей страны — «Нет правосудия без исполнения судебных решений», определив главную на сегодня проблему судебной защиты потребителей.

Насколько готовы в правовом отношении граждане защищать свои интересы в суде? Какие ошибки делают? В каких сферах нарушаются права потребителей? Как обстоят дела с исполнением судебных решений? Это мы решили выяснить на примере работы конкретных судебных участков — № 1 и № 6 мирового суда Ленинского района.

Обвиняются… зубные протезы

Основная доля судебных разбирательств приходится на продажу товаров и оказание услуг ненадлежащего качества. Потребители требуют вернуть деньги за сотовые телефоны и фотоаппараты, холодильники и телевизоры.

Обращаются в суд с исками по качеству изготовленной мебели, монтажа металлопластиковых окон и даже протезирования зубов и химической завивки волос.

Верните комиссионные!

В последние годы увеличилось количество рассмотрения дел, связанных с предоставлением потребительских кредитов. Как правило, это иски о взыскании банковской комиссии. Потребители обращаются в суд о взыскании разного рода комиссионного сбора – за открытие и ведение ссудного счета, за выдачу кредита, за обслуживание кредита и т.д. В настоящее время судебная практика идет по пути восстановления нарушенных прав заемщиков и возвращения им уплаченных комиссий.

Однако потребители не всегда осведомлены о сроке исковой давности обращения в суд – 3 года. Так, мировым судьей судебного участка № 6 Ленинского района г. Ставрополя было рассмотрено заявление к ОАО «Сбербанк России» о взыскании комиссии за обслуживание ссудного счета. Кредитный договор был заключен в 2004 году и на момент обращения потребителя в суд (2012 год) срок предъявления иска истек.

А где доказательства?

Как правило, дела о защите прав потребителей являются «беспроигрышными». Однако истцы не всегда готовы к судебным тяжбам, иногда просто игнорируют заседания, ссылаясь на отсутствие свободного времени. При приеме заявлений нередко можно услышать: «Заседания должны состояться без меня, так сказать, в автоматическом режиме». Обращаясь в суд, потребители должны помнить: бремя доказывания лежит на каждой стороне по делу. И чем больше убедительных аргументов (заключение экспертов, показания свидетелей, фото- и пр. документы) будет представлено суду, тем больше шансов выиграть дело.

Нередко потребители допускают ошибки, обращаясь с ремонтом бытовой техники в сомнительные сервисные центры, а не авторизованные, адреса которых указаны изготовителем в гарантийном талоне на товар. В практике суда (судебный участок № 6) был случай, когда истец с исправным сотовым телефоном обращался с иском о расторжении договора купли-продажи, так как в процессе эксплуатации аппарата якобы в нем были обнаружены дефекты. Для разрешения спорного вопроса по качеству мобильного телефона была назначена судебная компьютерно-техническая экспертиза. Только заключение специалистов убедило истца в необоснованности своих требований.

Утерянный багаж – испорченный отдых

Если продавцы или исполнители услуг находятся в других регионах, суд нередко сталкивается с проблемой их извещения о судебном заседании. Как правило, ответчики на слушания не являются. В таких случаях исполнение судебного решения имеет неясную перспективу. В качестве иллюстрации – одно из дел об испорченном отдыхе.

Туристическими фирмами нередко навязываются дополнительные услуги, которые в последующем не предоставляются. Однако исковые требования предъявляются не только к туроператорам, но и к авиаперевозчикам.

В производстве мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района г. Ставрополя сейчас находится исковое заявление к крупнейшей авиакомпании Европы «Дойче Люфтганза АГ». Истицей, назовем ее К., были приобретены авиабилеты «Ростов-на-Дону — Франкфурт-на-Майне — Лондон — Ростов-на-Дону». По прилете в Лондон женщина обнаружила, что чемодан с вещами её ребенка в пункт назначения не прибыл. К. обратилась в соответствующую службу аэропорта. Её заверили, что после определения местоположения багажа с ней свяжутся. Однако ни во время пребывания в Лондоне, ни после возвращения в Россию багаж так и не нашелся. К. неоднократно посылала ответчику письма по электронной почте с просьбой возместить ущерб, но безрезультатно. А по указанному контактному номеру авиакомпании включался автоответчик: «Закажите билет…». Вести переговоры было не с кем. Женщине ничего не оставалось, как обратиться в суд за защитой своих прав. Их нарушение ответчиком – очевидно. Можно угадать и вынесенное судом решение. Будет ли оно исполнено? Вопрос остается открытым.

Как достать «дистанционного» продавца?

Еще одна головная боль для судов — «дистанционные» прилавки. Продавцы рекламируют свои товары через электронные и печатные СМИ. Для контакта указывают зачастую только телефоны. Потребители не могут сообщить суду конкретный адрес ответчиков. Фемиде приходится разыскивать их местонахождение, отправлять запросы в налоговую инспекцию. Так, например, обстояло дело с фирмой, приславшей ветерану Великой Отечественной войны вместо заказанного прибора для глаз средство от импотенции, да еще за баснословные деньги. Суд вынес решение в пользу потребителя. Но деньги ветеран так и не получил.

Подобных случаев в практике мирового суда Ленинского района — меньшинство. Как отмечают представители Фемиды, потребители стали более грамотными, научились защищать свои права. А пробелы в законодательстве помогают им восполнить общественные организации по защите прав потребителей, которые не только оказывают консультационные услуги, но и представляют интересы потребителей в суде.

Выпуск подготовлен совместно с пресс-службой судебных участков № 1 и № 6 мирового суда Ленинского района.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов