У правонарушения может «уйти» событие

Лариса Денежная

Смысл этой фразы, может быть, непонятен рядовому гражданину. Но для общественных организаций, занимающихся защитой прав потребителей, этот момент – один из важных. Иначе нарушитель может уйти от ответственности. О том, как повысить действенность и эффективность проверок, шла речь на заседании консультативного совета по защите прав потребителей при управлении Роспотребнадзора по Ставропольскому краю. Вела заседание заместитель руководителя ведомства Ольга Балабан.

Вопрос, стоящий в повестке дня под номером один, назывался ну очень длинно. Его смысл – во взаимодействии федеральной надзорной службы и общественных «защитников». Последние, как отметил докладчик - заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю Михаил Костюков, выполняют важную социальную функцию общественного контроля за качеством и безопасностью продукции, а также обеспечивают соблюдение прав граждан. Однако здесь обозначился ряд негативных моментов.

«Общественники» порой берут на себя не свойственные функции, подменяя собой различные контролирующие инстанции. Но если деятельность всевозможных надзорных служб по проверкам предприятий регламентируется законом, то работа общественных организаций в этой сфере ничем не регулируется. Поэтому имеют место различные «перегибы» и недочеты. М. Костюков обращал внимание представителей общественных организаций по защите прав потребителей на необходимость юридически грамотного оформления актов проверки, с тем чтобы федеральная структура могла принять к нарушителям необходимые меры административного воздействия. Зачастую именно неправильно составленные бумаги делают работу «общественников» не чем иным, как холостым выстрелом. Михаил Костюков пояснил: если просроченные сырки в магазине обнаружили в апреле, а акт проверки передали в Роспотребнадзор в мае, событие правонарушения «ушло». Невозможно установить сам факт нахождения такой продукции в торговле. Кроме того, необходимо юридически грамотно описывать и само правонарушение.

М. Костюков также заметил: отсутствие мер со стороны Роспотребнадзора – не результат бездействия службы.

Иногда реагирование невозможно по банальной причине – срок правонарушения составил больше года. Это касается жалоб по банковскому кредитованию. У некоторых заемщиков, например, история тянется с 2008-го или 2009 года. Вмешиваться в нее ведомство уже не может – ушел отведенный законом срок давности. Поэтому общественным «защитникам» посоветовали сразу же направлять потребителей с такими жалобами в Роспотребнадзор, чтобы они не тратили время на переписку.

Нужна краевая программа!

Как сдерживающий момент в эффективности проверок назвали отсутствие краевой целевой программы по защите прав потребителей. Во многих регионах она есть. Роспотребнадзор неоднократно обращался в правительство края с предложением о принятии такой программы, но получал отказ. Правда, кое-какие сдвиги произошли на местном уровне. Несомненным плюсом назвали принятие такой программы в городе Пятигорске. А это означает и выделение финансирования. Деньги собираются потратить на консультирование граждан по вопросам защиты прав потребителей.

О необходимости принятия целевой краевой программы говорил и председатель общественного совета при управлении Роспотребнадзора, президент Союза защиты прав потребителей «Общественный контроль» Сергей Харитонов. Он отметил, что система контроля в стране разрушена. Периодичность проверок предприятий малого бизнеса – раз в три года – породила ту ситуацию на потребительском рынке, которую мы имеем. Предполагалось, что включится система саморегулирования и самоконтроля, но этого не произошло. А деятельность «общественников» больше обречена на неудачу, чем успех, – на общественных началах далеко не уедешь. Нужны средства для создания материальной базы, проведения исследований тех же продуктов – эти деньги могли быть предусмотрены в упомянутой целевой программе.

Чтобы просроченная колбаса не превратилась в пиццу

С. Харитонов заострил внимание участников на некоторых моментах, связанных с решением Госдумы России увеличить штрафы до 700 тысяч рублей за просроченную продукцию. Важно, чтобы не появились злоупотребления на этой почве со стороны проверяющих. А то за просроченный сырок предприятие заплатит огромный штраф. С.Харитонов подчеркнул: нужно выстроить систему координат государственного и общественного контроля, их взаимодействия. Сергей Алексеевич также проинформировал: в свете вышесказанного их организация направила письма в 9 торговых предприятий с вопросом: как работает здесь механизм списания продуктов. Никто не ответил. Получается, продукция стопроцентно реализуется, в том числе и просроченная. Все знают, как «неликвид» - овощи, колбаса - превращаются в пиццу.

Председатель организации «Легион КМВ» Нина Подчередниченко рассказала о своих методах борьбы с «просрочкой» – требует вскрыть в ее присутствии банки со сметаной, чтобы продукт снова не попал на прилавки. А на колбасу ставит отметину ножом. Может, «перегибает палку», но зато мера действенная.

Нина Подчередниченко поделилась своей «головной болью» - суды порой выносят решения не в пользу потребителей на том основании, что нет доказательной базы. А какие, к примеру, нужны еще аргументы, если эксперты дали заключение, перечислив 19 наименований брака в шубе за 70 тысяч рублей?!

Прозвучало предложение провести семинар для общественных организаций с приглашением работников судов, прокуратуры и контролирующих служб.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов