Успешный учитель – успешный ученик

Лариса Ракитянская
В рамках краевого этапа конкурса 'Учитель года России-2005' прошла пресс-конференция министра образования Ставропольского края А.Шабалдаса, ректора Ставропольского государственного университета В.Шаповалова, председателя большого жюри, и Л.Харченко, ректора Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования.

В разговоре приняли участие и несколько финалистов конкурса из городов и районов края.

Конечно, речь шла о конкурсе, о том, какие цели и задачи ставит перед собой в подобных соревнованиях учителей министерство образования края. А.Шабалдас их обозначил тремя позициями: в деле модернизации образования мы должны доказать себе, что не стоим на месте, а главной фигурой в школе по-прежнему остается учитель, классный руководитель.

Вторая задача – уметь ориентироваться на лучших, а третья – вырастить конкурентоспособного учителя, конкурентоспособную школу. А.Шабалдас подчеркнул: в этом смысле нас интересует независимая оценка, а ею являются итоги краевых и российских олимпиад школьников. Например, Георгиевская гимназия № 2 вырастила 11 победителей краевого финала олимпиады, 14-й лицей и гимназия № 25 г.Ставрополя имеют по пять победителей. Половина школ краевого центра выдали 'на-гора' по одному победителю краевых олимпиад. При этом половина территорий края, городов и районов не имеет ни одного победителя. Вот вам и качественный показатель! Нынешние финалисты конкурса, считает министр, – это те учителя, которые дают высокое качество знаний. А.Шабалдас уверен: конкурсы педагогического мастерства учителей могут 'подтянуть' маленькое село, хуторскую школу до хорошего качества.

Ректор СГУ профессор В.Шаповалов отметил, что 'Учитель года-2005' собрал достаточно много конкурсантов, они хорошо представлены по номинациям. Но при этом выразил пожелание: нужно шире представить начальное образование на подобных конкурсах. Отметил, что и Ставрополю можно и нужно давать больше шансов на участие в краевом этапе конкурса: все-таки это краевой центр, где три крупных района, и в нашем городе работают немало талантливых учителей.

Члены жюри отметили рост мастерства, эрудиции и фундаментальной подготовки конкурсантов. Учителя стали смелее использовать на уроках инфокоммуникационные технологии. Это уже не дань моде, а часть педагогической технологии.

Л.Харченко, ректор СКИПКРО, подчеркнул: 'Учитель года' - один из тех российских конкурсов, которые проводятся неформально. Глубокий по эмоциональному содержанию и объему, по признанию педагогической общественностью, конкурс дает еще и возможность понять, чего достигли наши учителя. Одновременно минобразования выявляет и проблемы территорий, проблемы преподавания отдельных предметов, уровень подготовленности учащихся, которые участвуют в уроках. На этой основе ставятся новые задачи. А эмоциональная особенность конкурса – праздничная и доброжелательная атмосфера. Первый день конкурса проходил под лозунгом подготовки к Дню Победы. Учителя показали высокий уровень подготовки внеклассных мероприятий – так, что зрители иной раз даже и слезу смахивали…

Разговор коснулся разных тем: как изменился учитель и ученик за последние годы, почему вузы охотнее принимают детей из краевого центра, что даст нам единый госэкзамен?

Г.Козюра, учитель биологии лицея № 2 Шпаковского района, к примеру, очень рада, что нынче детвора приходит в школу с определенной суммой знаний, причем таких, что теперь уже и учителям поспешать за детворой приходится. 'Рыночные' отношения в образовании дают и родителям право выбирать лучшую школу. Вроде бы положительный момент. Да вот только ректор СГУ В.Шаповалов заметил: очень важно сегодня не забыть о воспитании, причем не только детей, но и родителей. Ведь школа – не парикмахерская, папы и мамы должны чувствовать ответственность за образование своего чада.

Важная составляющая школьного образования - патриотическое воспитание детей. Не зря в России готовится целевая федеральная программа 'Воспитание патриотизма у граждан Российской Федерации'…

Журналисты поинтересовались и судьбой малокомплектных школ.

А.Шабалдас ответил: мы ни одной малокомплектной школы в крае пока не закрыли: ставка делается на то, чтобы они стали филиалами крупных. Только в этом случае можно будет говорить о хорошем качестве знаний…

Единый госэкзамен, как считает министр образования, нам будет хорошим помощником в этом отношении: талантливый ученик из хуторской школы смело может конкурировать с городским выпускником. Но пока министр абсолютно убежден, что школы краевого центра объективно дадут по итогам ЕГЭ больше баллов, чем сельские школы.

В минувшую пятницу были подведены итоги краевого этапа конкурса 'Учитель года-2005'. Первое место завоевала Е.А.Степовая, учитель биологии гимназии № 25 (г.Ставрополь), второе – Ю.В.Школенко, учитель русского языка и литературы гимназии 'Интеллект' (г.Ессентуки), а третье – И.П.Домнин, учитель испанского языка СОШ № 6 (пос. Нежинский Предгорного района).

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Образование»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов