Знакомство с тестовыми образцами косметики заканчивается... кредитной кабалой

Лариса Денежная

Не знаю, откуда в банке номеров телефонов одного эстетического центра появились мои данные. Но его работники звонят мне с завидной регулярностью, приглашая прийти на бесплатную процедуру. Причем несмотря на категоричный ответ: «Забудьте мой телефон. Не звоните». А вот другие принимают приглашение, о чем позже очень сожалеют. Доказательством тому – масса жалоб в Роспотребнадзор. Вот почему ведомство решило в очередной раз выступить с предостережением доверчивых потребителей о широком распространении недобросовестных практик заключения договоров на продажу дорогостоящей косметики и оказания косметологических услуг, предоставляемых в кредит.

На вооружении работников этих салонов и центров – «хитрые» технологии в общении с вами. Действуют они не прямолинейно. И даже приглашение по телефону на бесплатную процедуру или консультацию они произносят «медовым» голосом, предварительно поинтересовавшись, можете ли вы в данный момент уделить им внимание и выслушать сообщение.

В обращениях потребителей, поступающих в службу, описывается такая схема общения.

Потребителю предлагается бесплатная демонстрация косметологических услуг (массаж, пилинг, уход за волосами и т.д.), после чего – заключить договор на предоставление аналогичных услуг в будущем. Например, на 40 посещений.

В случае продажи потребителя знакомят с так называемыми тестовыми образцами, брошюрами, описанием «исключительных» потребительских свойств косметики. До подписания договора для усиления мотивации к совершению такой сделки работниками салонов может предоставляться «профессиональная» информация медицинского характера (о состоянии здоровья волос и кожи, развитии возможных заболеваний, необходимости профессионального ухода, составления плана лечения и т.п.). При этом в обращениях потребителей часто содержатся жалобы на некомпетентность специалистов, осуществляющих косметологическую процедуру с использованием специальных средств, отсутствие у организации лицензии на медицинскую деятельность и др.

Подобные договоры часто сознательно заключаются с использованием факторов (шумные, душные помещения, громкая или, напротив, успокаивающая музыка, использование ароматических средств и т.п.), которые отвлекают внимание потребителей, не дают им сосредоточиться, реально оценить потребительскую ценность и нужность предлагаемых товаров и услуг, соотнести их со своими финансовыми возможностями. Договорная документация по таким сделкам может носить сложный и запутанный характер. Часть важной информации вообще выносится в приложения или «растворяется» в середине многостраничного договора, при этом используются специальные и непонятные потребителю термины. Одновременно потребителя торопят с подписанием договора, предлагают подписать документы после устного описания их содержания, изложенного мелким шрифтом.

Стоимость оказания соответствующих товаров и услуг, как правило, во много раз превышает финансовые возможности клиентов (может доходить до 200-300 тыс. руб.). И тут предлагается выход – для оплаты заключить кредитный договор. Вот почему приглашение в магазин или косметический салон сопровождается настойчивой рекомендацией иметь при себе паспорт (он, родимый, потребуется для оформления кредита).

Традиционно под влияние недобросовестных практик попадают доверчивые потребители, а также люди пожилого возраста. После общения с родственниками и близкими людьми, а также внимательного ознакомления с условиями заключенных договоров (кредитного, купли-продажи, об оказании услуг) и ценами на аналогичные товары и услуги многие потребители пытаются расторгнуть заключенные договоры. Но, как правило, встречают категорический отказ со стороны продавца или исполнителя.

Несмотря на то, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг (с возвратом всех денежных средств за вычетом понесенных исполнителем расходов) или отказаться от договора купли-продажи, заключенного под влиянием заблуждения (неполучения всей необходимой информации о товаре), на практике это оказывается сделать непросто.

Недобросовестными продавцами и исполнителями используется целый ряд юридических уловок, которые очень затрудняют разрешение ситуации. Они отказываются получать письменные претензии и жалобы. В договорах не указывается действительный (реальный) адрес хозяйствующего субъекта. Договорам присваиваются несвойственные названия, затрудняющие их идентификацию.

Фиксируя обращения потребителей, Роспотребнадзор старается не только разъяснить гражданам их права и порядок судебной защиты, но и оказать помощь в возврате денег, вступая в судебный процесс для дачи заключения по делу о защите прав потребителей.

На государственном информационном ресурсе (Роспотребнадзор) размещаются соответствующие решения судов по различным регионам. Доступ к ним – открытый. В результате участия специалистов территориальных органов Роспотребнадзора удавалось не только вернуть потребителям деньги за покупку дорогостоящей косметики, но и получить компенсацию морального вреда.

Как не поддаться на уловки недобросовестных работников салонов и не попасть в кредитную кабалу? Вот что советует Рос-
потребнадзор:

– до получения косметологической процедуры постарайтесь предварительно убедиться в том, что используемая для этого косметическая продукция не вызывает нежелательных кожных реакций (жжения, покраснений, шелушений и т.п.) и соответствует установленным обязательным требованиям;

– не торопитесь с принятием решения о покупке косметических средств, дайте себе время для оценки потребности в использовании предлагаемых товаров и наличия финансовой возможности их оплаты, в том числе с учетом мнения членов семьи;

- не подписывайте предлагаемые документы (договор, соглашение, заявления, анкеты, акты, спецификацию на товар, заявление на получение кредита и т.п.), не прочитав и не поняв предварительно их содержание;

– имейте в виду, что, подписывая кредитный договор (заявление на получение кредита, график погашения кредита и т.п.), вы связываете себя договорными обязательствами с банком. А это означает необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентов даже в том случае, если продавцу или исполнителю заявлено требование о расторжении договора и возврате денежных средств;

– помните: потребитель свободен в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается.

дорогостоящая косметика в кредит, навязывание косметологических услуг

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»

Последние новости

Все новости