Помощь самым разным категориям ставропольцев и проблемы в этой сфере обсудили на днях в Региональном информационном центре СК на пресс-конференции под названием «Соцподдержка и карманные деньги для подростков: минтруда Ставрополья».
Свое общение с журналистами министр труда и социальной защиты населения края Елена Мамонтова начала с рассказа о помощи бойцам СВО и членам их семей, ведь это сейчас приоритетное направление в работе ведомства.
35 млрд рублей – поддержка от края
Большая часть бюджета направлена именно на эти цели.
«На нас лежит ответственность за региональные выплаты и социальное сопровождение и обслуживание граждан. Совместно с фондом «Защитники Отечества» мы многое делаем в этом направлении. С начала СВО из средств бюджета Ставрополья на выплаты участникам спецоперации и членам их семей израсходовано уже более 35 миллиардов рублей краевых средств. У нас очень большой объем полномочий», – отметила Елена Викторовна.
В марте 2022 года, когда был принят первый на Ставрополье закон о социальной поддержке участников СВО, таких мер было всего пять. Кстати, наш край стал одним из первых субъектов России, кто ввел региональную поддержку для бойцов и членов их семей.
Сейчас их больше 30 – это различного рода денежные выплаты. Самые востребованные – за ранения, награду, в случае смерти. Также была введена компенсация расходов на летний оздоровительный отдых для детей участников спецоперации и их самих, единовременная денежная выплата в случае рождения ребенка. Сейчас набирает обороты поддержка в образовательном кластере – компенсация расходов на оплату обучения как детей бойцов, так и самих участников СВО. То есть спектр мер помощи и услуг достаточно большой. Члены семей и участники спецоперации получают их абсолютно бесплатно, и востребованность растёт. Елена Мамонтова привела наглядный пример, когда пострадавших в результате ранения жителей Ставрополья из госпиталя край сразу забирает в свои стационарные учреждения.
Подбирая с трудом слова, с горечью в голосе министр пояснила: «Нередка ситуация, когда семье такой пациент уже не нужен в том состоянии, в котором оказался, потому что сейчас он ничего не может».
Механизм социальных контрактов
Его Елена Мамонтова назвала очень хорошим. Полная информация об этом есть на странице минтруда в Интернете. С 2014 года эту программу реализовывали в крае сами, инициативно, без финансовой поддержки федерального центра. Только около пяти лет назад федеральный бюджет начал делать существенные вливания в краевой бюджет именно для поддержания программы социальных контрактов.
На 2025 год предусмотрена колоссальная цифра – 1 млрд 100 млн рублей.
«Это позволяет нам заключить около 4,5 тысячи социальных контрактов в этом году. На сегодня мы почти 3000 заключили с находящимися в трудной жизненной ситуации гражданами. Это малоимущие семьи и одиноко проживающие граждане, те, у кого доходы каждого члена семьи не превышают прожиточный минимум, который в крае составляет 15 тысяч рублей», – напомнила министр.
Чем хорош соцконтракт с точки зрения и чиновников, и обычных людей? Деньги отдают человеку, только в том случае, если, по словам министра, он выполняет активные действия для выхода из трудной ситуации.
Есть три направления. Первое – это поиск работы (достаточно востребованное, но не самое популярное, порядка 400 заключенных контрактов). На срок до полугода гражданину выплачивается что-то вроде стипендии в размере 17 тысяч ежемесячно, когда он становится на учет в Центр занятости. И в первые три месяца трудоустройства он получает аналогичную сумму, так как в любой организации есть испытательный срок, в который заработная плата значительно ниже, чем в дальнейшем. Второе по популярности направление соцконтракта – ведение личного подсобного хозяйства. Для аграрного края актуальное. Особенно в сельской местности граждане очень охотно идут на заключение соцконтракта по ведению ЛПХ, и неважно, в каком направлении – растениеводство, животноводство, разведение птицы. Здесь ограничений нет. Сумма социального контракта – до 200 тысяч рублей. На них можно что-то купить, например корову и корм для неё на какое-то время. Условие: человек обязательно должен зарегистрироваться в качестве самозанятого в налоговой инспекции, иметь базу, где он будет это сельхозживотное содержать или где будет сажать свой огород, иметь ресурс земли или необходимые постройки. И конечно, надо, чтобы селянин завтра эту корову не продал. Поэтому человека сопровождают в течение минимум одного года после заключения соцконтракта, смотрят, выполняет ли он то, что намеревался делать. Не купил ли он семенной картофель и просто съел, а действительно его посадил и получил урожай. Поэтому в этих двух соцконтрактах сумма меньше – самозанятый должен получать прибыль от своего дела. Как правило, отметила спикер, такие контракты заключают многодетные семьи для улучшения качества жизни.

Половина социальных контрактов подписывается по самому популярному направлению – развитие или осуществление предпринимательской деятельности. Здесь другие подходы и сумма, можно получить до 350 тысяч рублей.
«Человек обязательно проходит несложное тестирование на знание основ бизнеса, разрабатывает бизнес-план, чётко расписывает, на что конкретно он собирается потратить эти средства. Конечно, должен показать, что пользуется приобретенным оборудованием в своей практической деятельности, работает на нём. Мы сталкивались с ситуациями, когда оборудование купили и не использовали. Это тоже считается нецелевым расходованием средств. Механизм непростой, поэтому в каждом муниципальном образовании у нас создана межведомственная комиссия из экономистов, социологов, бухгалтеров, юристов, оценивающих возможность реализации данного социального контракта на конкретной территории. Предприниматель обязан сдать отчётность о расходовании средств, а мы в течение года обязательно мониторим развитие его дела», – подчеркнула глава минтруда и соцзащиты СК.
В единичных случаях соцзащита была вынуждена истребовать деньги обратно, поскольку они были использованы не по назначению либо по факту вообще не освоены.
Сознательный гражданин через год может претендовать на новое заключение соцконтракта. Недавно на приеме у министра была девушка, она с отцом купила ульи, сделала небольшую пасеку, получает мёд. Был контракт на личное подсобное хозяйство, а теперь решили выйти на новый уровень и заключить его уже на предпринимательскую деятельность, поскольку поняли, что всё получается.
В одном из округов женщина пекла осетинские пироги, а потом увидела еще и востребованность в азиатской кухне. Ей понадобились средства на специальное оборудование и закупку материала для приготовления суши и роллов.
«Так что это очень перспективное направление для людей, которые хотят работать и понимают, как это делать. Но приходят и те, кто просит просто денег, просит написать за них бизнес-план. Но ведь работать за них никто не будет», – подытожила Елена Викторовна.
Работы в крае нынче много!
А как на Ставрополье обстоят дела с трудоустройством инвалидов и работой подростков на каникулах? Есть ли механизмы стимулирования бизнеса, чтобы он принимал людей с ограниченными возможностями здоровья? Этот вопрос министр назвала сложным, ведь в крае около 200 тысяч инвалидов, трудоспособного возраста из них – 85 тысяч человек. А реально работает примерно только около 35 %.
В целом ситуация в крае сейчас такая, что безработных менее 4000, а количество вакансий – 25 тысяч.
Елена Мамонтова рассказала: «Кроме того, что человек инвалид, у каждого из них есть индивидуальная программа реабилитации и абилитации, где медицинское учреждение, врач медико-социальной экспертизы чётко указали, как и в каких условиях он может работать и может ли работать вообще. Только если там написано, что это возможно при определенных или любых условиях, его могут трудоустроить. Учитывая, что у нас сейчас вообще дефицит людей, желающих работать, работодатель готов на всё, чтобы хоть кого-то привлечь. Поэтому основной механизм – квотирование рабочих мест для инвалидов по федеральному законодательству. Крупные работодатели обязаны выделять определённое количество вакансий для их трудоустройства. У нас сейчас свыше 300 предприятий готовы предоставить более тысячи рабочих мест для инвалидов. В этом году к нам обратилось более тысячи таких граждан, половину из них трудоустроили. Другое дело, что не всегда инвалид остается на своем рабочем месте. Тем не менее, если человек хочет и может работать, место найти себе несложно. Работы в крае сейчас много. Есть субсидирование работодателей для обустройства рабочих мест для инвалидов, и многие этим активно пользуются».

А где же ставропольские подростки зарабатывают свои карманные деньги и насколько активно идёт процесс? Всегда ли всё законно? Как пояснила министр труда края, работодатели очень охотно идут на сотрудничество со школьниками. Если 5–10 лет назад подросток максимум, куда мог устроиться официально с записью в трудовую книжку и отчислением налогов из зарплаты, – это в свою школу. Школьные бригады белили, красили здание, сажали цветы.
«Учитывая, что сейчас у нас везде большой кадровый голод, очень многие работодатели готовы брать детей. Для этого им нужно пройти экспертизу, специальную оценку условий труда, они это активно делают, а мы помогаем. Уже после этого подростков трудоустраивают и в сельскохозяйственные, и в большие промышленные предприятия. С начала лета, учитывая экзамены, у нас уже более 1500 подростков приступили к временным летним работам. Если говорить в целом о молодежи, то востребованность в ней очень большая», – ответила на вопрос журналистов министр.
Молодым сейчас можно найти работу самим на портале «Работа России», в федеральной базе вакансий и резюме. Тем не менее в центры занятости края с начала года пришло уже более 2000 молодых людей, выпускники вузов и студенты последних курсов. На постоянную работу устроили 600 из них, другим уже нужна переподготовка.
Елена Мамонтова пояснила: «Чего греха таить? Молодежь поступает туда, куда может поступить, а когда идут работать, понимают, что уже нужно переучиться. Поэтому работаем с каждым индивидуально. Сейчас это не так сложно, у нас очень хорошие программы обучения и переобучения. Работодатели идут навстречу».
На состоявшемся недавно в «МинводыЭКСПО» федеральном этапе Всероссийской ярмарки трудоустройства было огромное количество как работодателей, ориентированных на привлечение будущих работников, так и соискателей. Для школьников старших классов проводили профориентацию, предлагали рассмотреть действующий механизм: «Вы идете учиться вот на этот факультет, и мы вас заберем потом к себе. Вы нам нужны!»
Очень нуждаются в кадрах и предприятия ОПК, и сельскохозяйственная отрасль, и туристическая сфера. Так что сейчас, как заверила глава минтруда края, в нашем субъекте не стоит вопрос найти работу и подростку от 14 до 18 лет, и трудоустроить молодого специалиста.
«Ситуация на рынке труда, как принято говорить в Российской Федерации, стабильная, – отметила спикер. – Я бы сказала постоянно стабильная в течение последнего года. Появляются новые вакансии вместо быстро занятых. Количество безработных не растёт, а только уменьшается. Поэтому вопрос очень актуальный в отношении студентов, которых очень хочется оставить в нашем крае, чтобы они никуда не уезжали. А тех, кто учится в других городах, вернуть к нам жить и работать. Поэтому во всей России акцент делают на целевых договорах обучения, чтобы потом работодатели могли на них рассчитывать».
Рожайте раньше и больше!
Если молодежь работать хочет, то обзаводиться детьми особо не желает. На Ставрополье происходит убыль населения.
Елена Мамонтова сообщила: «Если говорить о коэффициенте рождаемости, так как миграция не даёт необходимых нам эффектов, в прошлом году родилось 23 тысячи детей. Это более чем на тысячу меньше 2023 года. А за первое полугодие 2025-го в крае родилось всего 10 тысяч детей, к сожалению, почти на 800 меньше того же периода 2024-го. То есть мы рожаем всё меньше и меньше. Суммарный коэффициент рождаемости (количество родов на одну женщину детородного возраста) в прошлом году был 1,26. Сейчас 1,25. Десять лет назад был 1,56, и то считался не очень высоким».
Основной причиной министр назвала демографический кризис 90-х годов. Активный репродуктивный возраст для женщины – 20–39 лет. Сейчас их на 30 тысяч меньше в крае, чем в 2015 году. В этом возрасте нынче находятся девушки, родившиеся как раз в то время, когда рождаемость была низкой. Меры для исправления ситуации принимаются на уровне всей страны. Край, увы, недотягивает даже до общероссийского уровня в 1,4 по коэффициенту рождаемости. Ставрополье вошло в 41 субъект России, которым выделены средства на программу повышения рождаемости. В декабре прошлого года ввели дополнительные меры.
«Если реально оценивать ситуацию, думаю, это заработает нескоро, пока мы продолжим проседать в этом вопросе, хоть и не так активно. Это проблема не только нашего края, а общероссийская тенденция. Поэтому идёт активный призыв рожать первого ребенка раньше и иметь детей больше. Ведь несколько десятилетий назад в 24 года, привела пример из своей молодости Елена Мамонтова, ты уже считалась старородящей. А сейчас про этот возраст говорят: «Ты еще юная, рано, после 30 родишь». Мы, мамочки девяностых, ни в академические отпуска из вузов не уходили, ни президентских пособий и выплат не получали, а про пособие беременным студенткам могли только мечтать. И все равно понимали главное: никакие материальные блага не заменят веселый дет-ский смех!»
Фото Валерии АЛТУХОВОЙ и Александра Плотникова