Мужская работа | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Мужская работа

Мужская работа

28 июля
22:47

В субботу, 2 августа, мы будем отмечать День ВДВ. Я не оговорилась, написав «мы»... День крылатой пехоты особый для всех нас – тем более в это тревожное время. Наши десантники с начала СВО сражаются с противником на самых стратегически значимых направлениях. Они  закрывают всех нас собой. И это не пафос, а констатация. И потому всем нам они родные... Нам, ставропольцам, уж точно. За тридцать лет и три года, которые в нашем городе дислоцирован 247-й гвардейский десантно-штурмовой полк (до 1998 года – 21-я бригада ВДВ), мы уж точно сроднились... И наша газета с удовольствием выполняет просьбу командования полка поставить материал, посвященный Дню ВДВ заранее, чтобы к

2 августа успели доставить в действующие части. Тем более  праздник в этом году особый – юбилейный. Воздушно-десантным войскам России исполняется 95 лет. А наш полк вписал  в историю легендарных войск очень значимые страницы... Поэтому в начале материала мы к истории и обратимся.

Сюда подбирали лучших

История нашего полка начиналась 52 года назад – 18 марта 1953 года, когда было решено дислоцировать в грузинском городе Кутаиси 21-ю экспериментальную бригаду ВДВ. Ее уже тогда называли воинской частью XXI века. Там только летной техники было 160 единиц, что на тот момент превышало вооружение авиадивизии. А летный состав собрали практически по всему СССР – на этом участке нужны были лучшие пилоты, лучшие экипажи. Жизнь показала, насколько верным было решение о развертывании бригады ВДВ с усиленной авиационной составляющей в непроходимых для тяжелой техники горах. Залогом успеха любой войсковой операции является мобильность.

Одним из самых ярких подтверждений этого является вошедшая в историю ВДВ операция 21-й бригады по «захвату Крымского побережья» летом 1983 года. Целая армада вертолетов (122 машины), следуя маршрутом 50 километров от побережья и 100 метров над уровнем моря, прошла незамеченной радиолокационными установками и высадила десант.

Конечно, тогда это были учения. Никто и представить не мог, что Крым на целых 23 года окажется «за границей» и его придется возвращать, выполняя не учебные, а боевые задачи.

Крым вернулся в родную гавань без бое-столкновений и кровопролитий потому, что все – в том числе военные – очень четко выполняли поставленные задачи...

 

Все вместе спасали мы Крым  от «Майдана»,

Стояли в Керчи́ – там, где белый маяк…

Простреленный март растекался

туманом,

Ознобом войны, лихорадя края…

 

Чужбина стонала на поприще спора,

На поприще спора терпели и мы.

…Для жителей Крыма мы были опорой,

Но стали врагами для братской страны.

 

Россия звала нас родными ветрами,

Дождями взывала вернуться домой…

Не мы на их земли пришли с топорами,

Не мы повернулись к просящим спиной.

 

Зачем же тогда обвинять нас в терроре,

В открытом и наглом захвате земель?

«Майдан» приоткрыл этот ящик  Пандоры,

И вместо весны закружила метель…

 

А за океаном злорадствовал Запад –

Ехидный и алчный, но якобы друг.

К славянскому роду тянул свои лапы –

Хотел выбить хлеб из мозолистых рук…

 

Но вежливость выше, чем хаос раздора,

И пусть она в масках, и пусть без имён…

Для жителей Крыма мы были опорой –

Простые ребята бесчестных времён…

...Автор этого стихотворения Сергей Лобанов прослужил в 247-м десантно-штурмовом полку больше 10 лет. Теперь он – в политуправлении Московского военного округа. Но его стихи – это поэтическая история полка, где он начинал службу. История, обращенная к душам, потому что талантливые и искренние строки сразу проникают в сердце. А это очень важно для того, чтобы люди, которые находятся здесь, понимали, что происходит на фронте, где сейчас решается судьба России. Поэтому стихи

Сергея Лобанова звучат и в этом материале.

 

Всегда – на переднем крае

...Собственно, десантники всегда находятся там, где  решается судьба нашей Родины. На самом острие. История воинской части – как огненный срез истории всей страны. Полвека существования воинской части,  не кривя душой,  можно умножать на три – как в горячей точке. Десантники выполняли боевые задачи в Афганистане, Мозамбике, летные экипажи были брошены на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и уж точно дислоцированные в Закавказье воинские части были задействованы в разборе завалов и спасательных работах после землетрясения в Спитаке и Ленинакане. А следом один за другим полыхнули национальные конфликты в некогда братских республиках, и Закавказье стало зоной турбулентности. Это стало преддверием распада Советского Союза. Для военных это было время кромешного напряжения и практически круглосуточной работы, и она выполнялась честно – впрочем, как и всегда.

А осенью 1992-го 21-я бригада ВДВ была выведена из Кутаиси в Ставрополь. Говорят, в Минобороны поначалу планировали местом постоянной дислокации определить Козельск Алтайского края. Но потом переиграли на Ставрополь. Так что нам тогда повезло. Хотя было непросто – шли первая и вторая чеченские, Дагестан, пятидневная война по принуждению Грузии к миру...

Подвиги ставропольских десантников отмечены государственными наградами. Орденами и медалями были награждены 3986 человек. 12 солдат и офицеров 247-го ДШП удостоены звания Героя России. Шестеро из них были награждены посмертно...

Теперь уже трудно представить наш город без голубых беретов, без флагов ВДВ на 2 августа. Сейчас, конечно, не до парадов и не до показательных выступлений на плацу, на которые в качестве зрителя до СВО мог прийти каждый желающий. Все это будет снова после Победы... А пока город ждет своих защитников, отправляет на фронт гуманитарные грузы, детские письма и рисунки...

 

Всегда мечтал служить  в десантных войсках

Командиру батальона «Ростов» Владимиру Шеку сейчас 33 года. Он родился в 1992-м – в год, когда 21-я бригада ВДВ стала ставропольской. Рос и мужал в Степновском районе – в селе Ольгино, получившем некогда свое красивое имя в честь Великой княгини Ольги и поставлявшем розы аж к императорскому двору... А занимались разведением роз первые немецкие поселенцы, которых императрица именно с этой целью в далекие степные края направила... И ведь прижились в прокаленной солнцем степи эти нежные цветы... Романтическую розовую историю Ольгино я знаю со времен, когда здесь было совсем не до романтики – трясло округу от земельных переделов и рейдерских захватов. А люди историю своего родного села помнили и гостям с гордостью рассказывали. Дети здесь росли с ощущением и пониманием, что землю родную приходится иной раз и с оружием в руках защищать.  Володя Шек взрослел именно в те тяжелые для восточных районов края времена. И лет с десяти паренек мечтал служить в десанте. Почему после школы не пошел в Рязанское десантное училище, он сейчас и сам сказать не может.

– По непонятной причине, – разводит руками комбат. – Наверное, молодой был – погулять хотелось...

Выбрал мирную профессию – Пятигорский технологический университет. Но на третьем курсе все же взял «академ», решив идти в армию. И мечтал, конечно же, в десант. Но в военкомате так разволновался, что уверенность, что его отберут, куда-то испарилась.

– Помню, сижу на стуле в военкомате. И тут входят два офицера, которые прибыли для отбора... Такие большие, красивые! Я думаю: не возьмут! Точно не возьмут!.. Так себя в этом убедил, что с первого раза не поверил, когда свою фамилию в числе отобранных услышал... Ждал, когда продублируют... И дождался! Ох, как я был рад тогда! И очень гордился тем, что служу в десантных войсках. И сейчас горжусь!

По окончании срочной службы Владимир вернулся в институт, потом поступил еще и в другой – на специальность «государственное и муниципальное управление». И все-таки через два года после дембеля – летом 2014-го подписал контракт и получил назначение в разведроту 247-го ДШП на должность старшего разведчика. Он прошел все этапы – от замкомвзвода до комбата.

 

Комбат «Гвоздь»

Когда началась СВО, Владимир находился в Сирии. Это была вторая его командировка в САР. Занимался сопровождением войсковых грузов из Тартуса в Алеппо, всю Сирию изъездил. Летом убедил командование откомандировать его обратно в Ставрополь – только затем, чтобы уже в полку добиваться направления  на СВО. Вся его рота, его друзья были на фронте. Были потери... и Владимир считал, что его место – там, где воюют его ребята. Он иначе просто не мог... На вопрос, как он принял известие о начале СВО, Владимир ответил не задумываясь.

– Полностью поддержал и поддерживаю. Я давно понимал, что война будет. Это было очевидно по продвижению НАТО, по накачке Украины оружием, по распространению фашистской идеологии, по концентрации войск противника на линии соприкосновения и у наших границ. И тут я полностью поддерживаю Президента России: «Если драка неизбежна, бей первым!».

Вот с лета 2022 года комбат с позывным «Гвоздь» находится на фронте. Конечно, он не сразу стал комбатом, но первые свои офицерские погоны получил именно на фронте. Начинал с замкомвзвода разведроты. О своем боевом пути на СВО Владимир рассказывает коротко:

– Сначала находились на направлении Херсон, группами заходили на штурмовые действия. Когда взорвали дамбу, находился в Алешках, держали оборону. Потом нас перебросили на другое направление – Времевский выступ, Старомайорка. Находились в обороне, пытались сдерживать контрнаступление противника. Тут я получил тяжелое ранение, был эвакуирован на вертолете в Ростов, Восстановился частично, написал рапорт – обратно. Потом нас снова перебросили на новое направление – Вербовое. В то время на этом участке противник прорвал нашу линию обороны. Нашей задачей было сдерживать контрнаступ противника. Сдержали, заходили на штурм. Здесь я получил еще два ранения – легкие.

Потом нас перебросили на Запорожское направление. Моим батальоном были освобождены населенные пункты Пятихатки, Лобковое. От Лобкового мы продвинулись на три километра на север и пять километров продвинулись по полям и лесопосадкам, закрепились и приступили к освобождению населенного пункта Каменское. Освободили его, и дальше – в глубину порядка пяти километров. Сейчас выполняем поставленную задачу, передаем позиции мотострелковым подразделениям.

Даже по тем названиям, которые перечислил комбат, ясно, что наши десантники находились на самых ответственных направлениях и самых тяжелых... Эти названия звучали в телерепортажах центральных каналов, в сводках Минобороны...

 

Взломали оборону противника

Я смотрю репортаж «Вестей недели», где комбат «Гвоздь» наглядно и графически объясняет корреспонденту план штурма населенного пункта Пятихатки на первом этапе и освобождения села Лобкового – на втором.

Контроль над ними ломал коммуникации противника на левом берегу Каховского водохранилища на оперативном направлении Каменское – Орехово (крупным логистическим центром и важным узлом обороны ВСУ).

Комбат рассказывает, как  заходили с юга и юго-запада, как отбивали одну из улиц, чтобы иметь возможность накапливать людей, формировать штурмовые группы. Рассказывает и о подземных коммуникациях противника (закрытых ходах по 150 метров, проложенных прямо под домами). Эти пути сообщения вели от дома к дому. Целый город под землей был выстроен.

И все-таки боевую задачу наши парни успешно выполнили, хотя пришлось пройти 1700 метров по открытой местности до рубежа атаки и совершить рывок, который, несмотря на плотный огонь противника, позволил достичь поставленных целей. А противник там был подготовленный – Пятихатки защищала опытная 128-я бригада ВСУ.

– О чем думается после боя? – осторожно спрашиваю я.

Владимир пожимает плечами.

– Да ни о чем глобальном. Как отправить ребят в отпуск... Как выполнить следующую боевую задачу. И конечно, нужно подготовить представления на награды. За выполнение крайней боевой задачи я подписал наградные листы на орден Мужества – 15, на медаль «За отвагу» – порядка 30, «За храбрость» - порядка 30, Георгиевский крест – 40.

Это – за освобождение Каменского, за которое ставропольских и новороссийских десантников благодарил лично министр обороны РФ Андрей Белоусов.

Непростая была задача. Там бойцам пришлось преодолеть не только водную преграду – речку Янчекрак, но и мощную линию обороны, которую противник строил два года... А нашим ребятам удалось ее взломать. Обращаясь к десантникам

108-го и 247-го десантно-штурмовых полков, Андрей Белоусов сказал:

«Военнослужащие соединения с первых дней СВО образцово выполняют воинский долг на самых ответственных направлениях, своим ратным подвигом подтверждая славное наследие и традиции воинов-фронтовиков, освобождавших родную землю».

– Что Вы чувствуете, когда над освобожденным населенным пунктом ваши бойцы поднимают российский триколор?

– Это непередаваемое ощущение победы и гордости за этих людей, которые поднимают флаг. И каждый знает, какой ценой это далось...

– А что Вы можете сказать о бойцах и офицерах Вашего батальона?

– Они лучшие – в полку, в ВДВ. Для меня – уж точно. Весь офицерский состав моего батальона в прошлом – военнослужащие разведроты. Когда меня назначили в батальон, они добились разрешения уйти за мной. Я их назначил заместителями и командирами взводов. Они получили офицерские звания... Они были со мной везде. Везде! Я не знаю, как вам это объяснить. Для меня они – семья...

 

А для нас вы - Герои

... Комбат Владимир Шек – кавалер двух орденов Мужества, награжден медалью «За отвагу» и медалью Жукова. За освобождение Каменского представлен к ордену Александра Невского. Но, как и его близкий друг поэт Сергей Лобанов, героем себя не считает:

 

Нам в тяжелых боях приходилось несладко. Порою

Смерть хватала за горло, а мы продолжали дышать.

Но не надо, друзья, восхвалять нас.

Нет, мы не герои.

Мы России сыны. А сынам должно мать защищать.

 

Мы не ради наград, и внимания женщин, и славы

Шли в атаку, вгрызались в дрожащую землю фронтов.

Мы за русский Донбасс поднялись для кровавой расправы

Над жестоким врагом, не жалея своих животов.

 

Лишь на смертном одре вспоминали о Боге нацисты.

Мы же прежде молились, потом начинали дела.

Нам окопная правда отныне дороже всех истин,

Но она не для  всех и не каждому будет мила.

 

И когда мы умрем, эта правда останется с нами,

И никто из живых никогда не забудет  о том,

Как на брустверах кровь по весне  прорастала цветами,

Как в бою для себя оставляли последний патрон.

 

Нам вовек не забыть свист снарядов  и яростных вспышек,

Пепел хлебных полей, детских писем и радость побед.

Посмотрите на нас: из вчерашних  обычных мальчишек

На фронтах СВО родилось поколение Z.

Время выбрало нас и связало одною судьбою!

Кто с мечом к нам придет, будет кровью своей отвечать.

Но не надо, друзья, восхвалять нас.

Нет, мы не герои.

Мы – России сыны. А сынам должно  мать защищать.

 

– Когда я смотрю на своих маленьких детей, – говорит Владимир Шек, – больше всего в жизни хочу, чтобы они не знали, что такое война. И все же мне очень радостно, что мой старший сын говорит: «Я хочу стать десантником – как мой папа»...

Пусть сбудутся эти мечты... С наступающим праздником, дорогие наши защитники, настоящие сыны России. Для нас вы – Герои. Храни вас Бог.

 

Автор: Елена Павлова
Поделиться:

Читайте также

Девиз по жизни «Помочь каждому!»

Пётр Слезавин награжден орденом Дружбы, имеет много благодарностей, в том числе от главы Ставрополя Ивана Ульянченко «за решение проблем семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», глав территорий края. Ребята из детских домов к юбилеям РДФ на Ставрополье рисуют и дарят чудесные картины, отражающие его работу.

28 июля

Новая жизнь древнего мавзолея

По словам реставратора, идея создания макета исторического памятника пришла директору Ставропольского музея-заповедника Николаю Охонько, который всю жизнь занимается его изучением. Модель создадут в натуральную величину, а все костюмы персонажей будут раскрашены в цвета той давно ушедшей эпохи.

28 июля

С паузы «динамовцы» вышли без очков

В прошедшие выходные в группе №1 Второй лиги по футболу возобновились игры после двухнедельного перерыва. Команды, пополнившись новыми игроками, планировали дальше выполнять поставленные перед ними задачи. Ставропольское «Динамо» отправилось в гости к «Кубань Холдинг». Оба коллектива ведут борьбу за победу в турнире, поэтому матч был за «шесть очков».

28 июля

Вехи памяти

Затем в начале 90-х нас с сыном пригласили в Южную Африку для методической и практической помощи в развитии акробатики, прыжков на батуте. Там работал наш коллега из Азербайджана. И поселили нас в красивейшем национальном парке в доме-бунгало – это отель, в котором рядом на закрытых территориях обитают звери. Этакая полусвобода: жирафы, обезьяны, львы, носороги. Но все на своих площадках. А я каждое утро делал пробежки – 5–7 км. И вот утром, пробегая мимо одного вольера, я услышал такой рев (раскаты грома – не ровня!), а за сеткой в двух шагах увидел этого рычащего льва в рост человека. Рядом был кустик, я как бы спрятался за него, а затем, выглянув, понял, что это не я стал причиной его недовольства, и побежал дальше. И вдруг прямо под решеткой увидел свежевырытую яму. Ну, думаю, добегался, парень. И больше там не бегал. Так, оказывается, причина обеспокоенности льва была в том, что в соседнем вольере львица родила малыша. А старый лев-отец, боясь будущей конкуренции, пытался лишить его жизни, и потому самку перевели в соседний загон. Вот такие у них порядки, у львов. Но львица, конечно, в природных условиях за малыша будет драться с его отцом.

25 июля