Директор мельзавода | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
С женой Клавдией
Фото из семейного архива Лидии Башкатовой
Директор мельзавода

Директор мельзавода

27 августа
19:39

Всего несколько недель остается до Дня города, которому в этом году 248 годков исполняется. И очень радует, что Ставрополь наш хорошеет и молодеет с каждым днем и при этом бережно хранит свою историю.

Конечно, прокатились по нему молохом сороковые-роковые военные-пороховые, а через полвека – и лихие девяностые, в которые тоже много чего ценного было разорено. Но многое, к счастью, удалось сохранить и возродить. И слава Богу. Ведь каждый дом, каждое предприятие – это наша История.  История, сотканная из тысяч людских судеб.

 

Флагман мукомольной промышленности

Вот, например, работает до сих пор мукомольный завод, который ставропольские старожилы по старинке называют «Мельзавод № 5» – предприятие, которое ведет свою историю с 1908 года (во всяком случае, эта цифра выбита на фасаде здания, которое во времена его возведения воспринималось жителями губернского Ставрополя не иначе как гигантом)...

Еще до войны. С друзьями-футболистами

И это не было заблуждением. Когда торговый дом «К.Анпетков и А.Ушаков» построил на приобретенном участке близ завокзальной площади паровую вальцевую мельницу, суточный помол составлял 7500 пудов зерна. И кроме разных сортов муки здесь изготавливались и крупы.

Мельницы в главном городе хлебородной губернии в последние мирные годы перед Первой мировой росли как грибы после дождя. А эта самая площадь долгое время была центром хлебной торговли... Так что место было выбрано очень удачно. И строилось на века. Несмотря на все потрясения бурного 20-го века, смены вех и формаций, эта самая мельница, ставшая впоследствии мельзаводом, многие десятилетия считалась одним из флагманов мукомольной промышленности страны...

Конечно, в разные годы работали на этом предприятии и работают сейчас замечательные люди – профессионалы своего дела, о которых можно было бы рассказать в газете. Но сегодня главным героем повествования будет один человек – Андрей Иванович Шаталов, директор мельзавода № 5, на время руководства которого выпали самые тяжелые для страны военные годы.

 

С детства хлебнули лиха

Он при жизни героем газетных публикаций был редко. Очерков о нем точно не выходило. Хотя и трудовой, и боевой путь у директора мельзавода и делегата многих партийных съездов мог стать хорошим примером для молодежи. Но Андрей Иванович о себе говорить не любил. Скромным был человеком. О войне так и вовсе даже родным почти ничего не рассказывал. Воспоминаниями о нем поделились с «Вечеркой» его дочери – Людмила Андреевна и Лидия Андреевна. Вот с их слов и пишу этот материал.

Дочь Людмила
Дочь Лидия

Семья директора мельзавода жила очень скромно. Родители не привыкли шиковать. Оба с детства лиха хлебнули. У обоих отцы рано этот мир покинули, после чего матери в одиночку детей поднимали, а дети с малолетства тяжелый труд познали. Не знаю, какими ветрами занесла судьба из Кронштадта на степное Ставрополье семью Клавдии, в которой все мужчины служили во флоте. А Андрей был местный, ставропольский.  Его мама, рано оставшаяся вдовой, работала при женском монастыре, выполняла там всю тяжелую работу – готовила, стирала, копала. Но пацанов поднимала, не жаловалась. Да и никто в те годы не жаловался, Гражданскую пережили, разруху, голод и холод – закаленные были. Андрей тоже рано стал матери помогать – на «Красный металлист» устроился работать, в заводской футбольной команде капитаном был, в комсомольской ячейке активистом.

По комсомольской линии его на учебу и направили в Одессу. Там парень и по политической, и по производственной линии обучение прошел. Стал специалистом мукомольной промышленности. А когда Андрей Шаталов вернулся в родной город, его сразу назначили директором мельзавода. Было это перед войной – ему еще и тридцати не исполнилось.

 

Семью спасли освободители города

Про житье-бытье в предвоенные годы дочери мало что могут рассказать – Люда маленькая была, а Лиды тогда еще и в проекте не было. А вот день, когда немцы входили в Ворошиловск (Ставрополь), сохранился в  детской фотографической памяти Люды. Она помнит, как они с мамой сидели на чемоданах и тюках, собирались эвакуироваться – отец был на заводе, точнее – в окрестностях, оборудование цехов демонтировалось, закапывалось в землю. За семьями работников заводоуправления должны были прийти машины. Но немцы вошли в город раньше. Людмила Андреевна помнит, как они, ребятишки с улицы Подгорной, сидели, прижавшись друг к другу, на большом выступе – там, где сейчас стоит памятник Буденовцу, и смотрели, как черными гремящими и ревущими колоннами снизу к центру города ползет по улицам вражеская техника.

Уже потом, много лет спустя, мама рассказывала дочерям, что получила известие от отца: мол, жив и воюет в партизанах. Но где базируется отряд и какие задачи выполняет, женщина не знала. Только после освобождения города Клавдия Ивановна получила весточку от мужа – и опять-таки из Одессы. Андрей Иванович называл жену Лялечкой. Так и в том письме к ней обращался. Сообщил, что еле выкарабкался после тифа и что теперь-то они скоро увидятся.

А Клавдия носила под сердцем ребенка – младшенькую Лидочку. Девочка родилась уже после освобождения города. И всю жизнь семья Шаталовых благодарила освободителей – за то, что успели, за то, что, вымотанные боями и маршами с полной выкладкой, они, не становясь на отдых, штурмовали Ставрополь и выбили немцев из города. И это спасло Клавдию Ивановну и ее дочек – шестилетнюю Люду и еще не родившуюся Лиду.

_____________________

– Отец научил меня главному в жизни, – говорит Лидия Андреевна, – любить свою землю, ценить и уважать людей, радоваться жизни, каждому ее дню. Я до сих пор так живу.

_____________________

Накануне вечером к ним в дом постучал мужик в форме полицая. Он был из местных и, как потом выяснилось, из подпольщиков, который в полицаи пошел по заданию партийного руководства. И он настоятельно советовал Клавдии уйти из дома, схорониться с дочкой у знакомых. Пояснил, немцы собираются устроить настоящую чистку – с утра по улицам поедут «душегубки» (газовые камеры на колесах).

– Я видел вас в списках, собирайте дочь, бегите отсюда, – настаивал мужчина.

Клавдия тяжело опустилась на стул:

– Куда я побегу с таким животом, – тихо сказала она. – Пусть будет, что будет...

...А через несколько часов в Ставрополь вошли наши...

 

Целительная сила

Они пережили оккупацию. Но теперь надо было не умереть от голода. И Клавдия трудилась не покладая рук. Ее старая добрая машинка «Зингер» стрекотала с утра до вечера. Бралась за любую работу – и сшить могла все что угодно: от легкого платья до тяжелого зимнего пальто. Много перешивала, перелицовывала старую одежду, ездила в соседние села, меняла вещи на картошку, свеклу... Мука была на вес золота. Так что пшеничного хлебушка они тогда не видели.

Клавдия Ивановна вела уроки труда в школе

 

К слову сказать, муки в семье директора мельзавода никогда не было в избытке... Но об этом немного позже.

Андрей Иванович вернулся домой в декабре 1943-го перед самым Новым годом. Клавдия его не сразу узнала.  Ее 34-летний муж был похож на старика. Худой, бородатый, сгорбленный. Тиф людей не красит.

А ведь он и правда чудом выжил. Спасибо боевым товарищам, которые вовремя его проведать пришли и, узнав, что, мол, больной умер и санитары его сейчас выносить из палаты будут, не ушли сразу, а решили попрощаться с другом. А взяв за руку, слабенький пульс почувствовали. В общем, не судьба была Андрею Ивановичу в тот день помереть.

Но он был слаб. Ноги практически не держали. Да и лекарства мало помогали. Андрей вернулся домой, рядом были его любимые Лялечка и дочки. Но он угасал на глазах. А спасло его грудное молоко. Соседка посоветовала Клавдии: мол, ты ж ребенка грудью кормишь, вот сцеживай чуток, в шприц набирай и мужу уколы делай...

Неизвестно, что помогло, чудодейственные свойства грудного молока, эффект плацебо или несгибаемая воля и жажда жизни. Но после этих молочных уколов Андрей Иванович медленно, но верно пошел на поправку.

 

Муку и манку покупали на рынке

Страна поднималась из руин, заново отстраивались дома, работали предприятия. Но еще долго было до окончательного восстановления. Жили скромно, разносолами себя не баловали. Да что там – даже муки и манки, которые выпускал мельзавод № 5, где Андрей Иванович снова был директором, грамули лишней в семье не водилось. Клавдия Ивановна их на рынке покупала – стаканчиками тогда торговки их меряли.

Актив краевого треста «Главмука», 1947 год, Андрей Шаталов второй во втором ряду снизу

 

Лидия Андреевна вспоминает, как мать сетовала: мол, купила стаканчик манки, выхожу с рынка и слышу, как торговка говорит своей товарке: «Ты знаешь, кто у меня сейчас манку покупал?! Это ж Андрея Ивановича жена!»

А сам Андрей Иванович в ответ на такие рассказы жены лишь ласково улыбался и объяснял тихим голосом:

– Лялечка, я хочу спокойно спать...

Иногда семью директора «подкармливал» его кучер. Директор мельзавода ездил на работу на пролетке. Так вот, этот кучер по имени Никодим – крепенький добродушный мужик с усами как у Буденного, который часто ожидал директора в кухне у рукомойника, периодически подсовывал под занавесочку небольшой кулек с мукой...

– Клавдия Ивановна, возьмите для детишек, – он делал умоляющие глаза. – Только Андрею Ивановичу не говорите про эту муку! Он мне голову снимет!..

Таким Андрей Иванович Шаталов был в последние годы жизни

...Вот такие тогда работали директора заводов и их дети, у которых было не богатое, не шибко сытое, но счастливое детство... Лидии Андреевне (младшей дочери Шаталова) сейчас уже 82 года. Но она говорит, что самым счастливым временем в ее жизни были именно эти детские годы. А самые счастливые дни – вместе с отцом, когда они всей семьей ездили на Волчьи Ворота за лохмачами, на Сенгилей или на земляничную поляну и собирали самые спелые ягоды, когда сачком ловили бабочек и стрекоз... Когда просто говорили вечерами. И никогда в этих разговорах внутри семьи не обсуждали людей за спиной, ни о ком не говорили плохо...

Фото из семейного архива Лидии Башкатовой

Читайте также

Вновь льется музыка  ставропольского ветра

Организаторы фестиваля приготовили ароматный безалкогольный глинтвейн с пряностями и фруктами, древнерусский сбитень с медом и целебными травами и необычный пряный морковный напиток – вкусное лакомство старославянской кухни. Они добавили неповторимой эстетики, уюта и тепла. Второй городской фестиваль этнической музыки «Песни ветра» прокомментировал мэр Ставрополя Иван Ульянченко: «Назван он так неслучайно, ведь краевая столица славится своими ветрами, особенно ощутимыми на раздолье Татарского городища. Здесь мы проводим не первое мероприятие в сфере событийного туризма, стараясь показать неповторимую самобытность Ставрополя, его историю и культуру».

6 октября

Первая наставница «ставропольского Моцарта»

Директор ДМШ №1 г. Ставрополя Василий Комаров так отозвался о Людмиле Тихомировой: «Несомненно, это один из самых ярких наших преподавателей. Вы знаете, она первый учитель Елисея Мысина, с трех до пяти лет они занимались здесь. Сейчас это знаменитый на весь мир пианист. В свое время Людмила Даниловна находила к нему правильный подход, составила правильную программу, поэтому он и стал знаменитостью. В Ставрополь из столицы он приезжает уже как полноценный музыкант, выступает в филармонии. Но перед концертами разыгрывается у нас здесь, в своей родной школе, до сих пор всегда на проводе с Людмилой Даниловной».

6 октября

«И вновь продолжается бой» с преступностью

Сегодня перед подразделениями уголовного розыска края стоят задачи по повышению раскрываемости преступлений, пресечению роста организованной преступности. Уголовному розыску исполняется 107 лет, это пора зрелости, время подведения итогов. Но так же, как век назад, «вновь продолжается бой», бескомпромиссный бой с преступностью. И на торжественных собраниях в честь знаменательной даты обязательно прозвучат поздравления в адрес героических сотрудников уголовного розыска.

6 октября

Наставник – это компас в медицине

Правительство края поддержало инициативу профсоюзов Ставрополья. В 2026 году ФОТ для бюджетников «неуказных категорий» планируется увеличить на 20%. При этом индексация будет проходить поэтапно: на 10% с 1 января 2026 года  и  еще на 10% с 1 июля 2026 года.

6 октября