Храму Успения Божией Матери в Ставрополе исполняется 175 лет
28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы состоялись торжества, посвященные юбилею уникального ставропольского храма. О его значении в истории и духовной жизни города расскажем в этом материале.
Последнюю искру не загасили
Коллектив Ставропольского музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве много лет назад взял шефство над старинным погостом рядом с церковью, поэтому за интересными фактами мы обратились к музейщикам.
Ставрополь с 1843 года был центром большой епархии (основанной как Ставропольская и Черноморская, позже ставшей Ставропольской и Кавказской, затем Ставропольской и Бакинской, а сегодня — Ставропольской и Невинномысской). Было построено очень много храмов. Как говорит директор музея-заповедника Николай Охонько, первое, на что следует обратить внимание, это то, что до революции в Ставрополе при населении 60 тысяч человек было 23 церкви. Сейчас в столице края жителей в десять раз больше, а храмов всего лишь 14. В начале ХХ века из более чем 20 храмов 11 были приходскими церквями, а 12 – домовыми при гимназиях, учреждениях.
В конце 1928 года вышло специальное постановление правительства страны, по которому проходило массовое закрытие культовых учреждений. Есть данные, что в СССР к тому времени службы проходили лишь в 5% храмов. Ставрополь не стал исключением. В городе один за другим закрывали храмы, большинство из них были разрушены. Сохранились только Андреевский собор, Спасо-Преображенская церковь при бывшем епархиальном свечном заводе и Успенская церковь, которая все эти годы оставалась единственным открытым храмом в городе. Единственная храмовая свечка, которая продолжала гореть. И в Ставрополе, Граде Креста, остался уголок, где теплилась христианская жизнь.
Однако и Успенскую церковь в 1960-е годы были намерены закрыть. Как образно выразился Николай Анатольевич, хотели загасить последнюю искру. Дело в том, что у южной стены храма был склеп, в котором покоятся останки купца Ивана Ганиловского, на пожертвования которого строилась церковь. В середине 60-х грунт в этом месте просел, по стене пошла трещина. Используя этот факт, уполномоченный по делам религий поставил вопрос о закрытии Успенской церкви на основании ее аварийного состояния. Но провидение хранило храм, его не закрыли.
Строили всем миром
Второе, на что обратил внимание Николай Анатольевич, то, что Успенскую церковь надо рассматривать как историко-церковный комплекс, включающий непосредственно храм, административный корпус, построенную в начале двухтысячных годов водосвятную часовню, православную гимназию с воскресной школой, Свято-Успенскую площадь перед храмом и старинное кладбище. В 1990-е годы первым было построено здание административного корпуса слева от входа. Это был очень интересный процесс, который можно назвать народной стройкой, в которой участвовали спонсоры и меценаты. «Токобанк» (прекративший свою деятельность в конце 90-х) передал храму строительные материалы. При церкви было старое-престарое здание, которое надо было разобрать. Пришли ребята-пограничники (Ставрополь был центром погранокруга), разобрали его, расчистили двор. Администрация города во главе с Михаилом Кузьминым привлекла коммунальные службы, которые оказывали всяческое содействие в благоустройстве. В результате был сделан первый шаг к возрождению. Есть мемориальная доска, на которой написано, когда был возведено здание. Не так давно построили первый корпус гимназии, стоит вопрос о возведении второго.
Несмотря на то, что Успенское кладбище сейчас находится не в лучшем состоянии, его тоже удалось сохранить. «Из более чем 20 кладбищ, которые есть на карте города, среди старинных более или менее неплохо сохранились только Даниловское и Успенское. Конечно, надо их возродить, – сказал мой собеседник. – На Успенском кладбище похоронено очень много именитых ставропольцев. Для нас, как для шефов, важно ежегодно проводить там вместе с прихожанами храма субботники. Стараемся своими силами делать то, что можно, – сохранять, очищать. Нам очень важно, что на кладбище были похоронены три ключевые фигуры в краеведении. Когда кладбище закрывали с намерением превратить его в парк, прах Георгия Константиновича Праве перенесли на Даниловское. К сожалению, не сохранилась могила Иосифа Викентьевича Бентковского. Здесь похоронен Григорий Николаевич Прозрителев. С помощью его родственников мы благоустроили его могилу в 1990 году. Фактически с этого захоронения началось восстановление всего кладбища».
Вместе лежат красные и белые
Здесь похоронены такие известные личности, как наказной атаман Терского казачьего войска Николай Попандопуло, герой Кавказской войны генерал Павел Мачканин, губернский архитектор Григорий Кусков, купец Николай Иванов, который в Ставрополе в течение десяти лет был городским главой.
На Успенском погосте есть братская могила красноармейцев, погибших в боях за Ставрополь. А неподалеку похоронены белогвардейцы. «Успенский комплекс получился сгустком разносторонней истории и имеет исключительно важное значение для культуры города, истории епархии. Конечно, на волне юбилея Успенского храма необходимо еще раз вернуться к тому, чтобы навести здесь должный порядок», – заметил директор музея-заповедника.
Необходимо дальнейшее развитие и действующей четрёхклассной православной гимназии. За 20 лет работы она хорошо себя зарекомендовала, выпускники добиваются успехов. По словам Николая Охонько, нужно делать полноценную гимназию с 1-го по 11-й класс. Приходской совет поддерживает планы Ставропольской и Невинномысской епархии. Для поступления в гимназию существует конкурс, ведь наполняемость классов ограничена, отбирают лучших. Николай Анатольевич привел такой пример. Когда гимназисты приходят в музей и его филиалы на экскурсии, сотрудники в один голос отмечают, какие это хорошие дети. Они непосредственные, воспитанные, эрудированные, задают много вопросов и с огромным интересом принимают информацию. И главное, что бросается в глаза, – большая любознательность. Такая черта для школьников очень ценная.
«Видно, что это будущие хорошие граждане нашей страны, а гимназия – очаг просвещения, который несет пользу не только Православной Церкви, но и нашему государству и обществу», – подытожил Николай Охонько.
Третье, что важно, – не только сохранить, но и благоустроить кладбище. По нему есть разработки, архитектурная концепция.
«Мы взяли за основу исторические планы. Существовавшие раньше аллейки нужно вычистить от дикой поросли, все сохранившиеся надгробия привести в порядок. Могилы без признаков, чьи они, пусть стоят безымянные, но с крестами. Когда входишь в ограду со стороны улицы Фадеева, видно, что первый план кладбища более или менее приведен в порядок. Это сделали еще к 150-летию церкви, в 1999 году», - рассказал Николай Анатольевич.
Именно тогда администрация города во главе с ныне действующим депутатом Госдумы Михаилом Кузьминым оказала деятельную поддержку. Кладбище привели в порядок, поставили новые надгробия. Но работу надо развивать.
Николай Охонько попросил особо отметить во всей деятельности по возрождению храма роль почетного настоятеля, 91-летнего протоиерея Павла Рожкова. Он до сих пор по четвергам проводит специальные службы. Пришел в приход в 1990-м году, застав его в плачевном состоянии. Благодаря своей более чем 30-летней работе священник превратил Успенский комплекс в один из привлекательнейших и популярных приходов города.
Нельзя забывать и заслуги епархиальных архиереев, поддерживавших эту работу: митрополита Гедеона, архиепископа Феофана и ныне действующего митрополита Кирилла. «Я лично свидетель того, как они оказывали помощь», – сказал директор музея-заповедника. Кстати, когда закладывался Казанский кафедральный собор летом 1994-го, в Ставрополе побывал с визитом Патриарх всея Руси Алексий II. Он лично посетил Успенский храм, был на могиле Прозрителева. Это значимое событие – когда храм посещает и благословляет сам Патриарх.
Вратарница, спаси и защити!
В храме есть настоящая святыня – Иверская икона Божией Матери. Её оригинал находится на Афоне, где она в монастыре несёт свою «службу». По преданию, туда она чудесным образом перенеслась по морю. Монахи занесли её в храм, а когда вышли, икона оказалась над вратами. Она сама выбрала для себя место, а монахи услышали голос: «Не вы меня будет охранять, а я – вас». На Северном Кавказе всего две по-настоящему чудотворные Иверские иконы Пресвятой Богородицы. Одна в Моздоке, вторая – в Успенской церкви Ставрополя. У нее очень интересная история.
Один ставрополец заказал с оригинала Иверской иконы в Греции точный список, привез и подарил образ одному из старейших в городе Троицкому собору. Этот первый каменный храм в епархии стоял на том месте, где сегодня находится гостиница «Интурист». В 1920-е годы собор закрыли и потом разрушили. Все иконы были уничтожены или разошлись по другим храмам. Все церковные ценности были изъяты. В то время Иверская икона лишилась своего серебряного оклада весом 18 фунтов (это более 8 килограммов). К счастью, сам образ не был утерян, для него нашлось место в Успенском храме. Начиная еще с пребывания в Троицком соборе, возле нее совершались чудеса, люди получали исцеление от болезней. Об этом сохранились записи.
«Может быть, потому этот храм и не был закрыт, ведь у него была вратарница, защитница, – предположил собеседник. – В 1920-е годы монахини вышили для нее оклад из жемчуга и шёлка. К 2022 году он обветшал, иконе требовалась реставрация. Реставрационный совет нашего музея изучил состояние образа. Когда сняли оклад, под ним оказалась профессиональная живопись. Искусствоведы убедились, что это икона афонского письма с его неповторимым стилем. По решению епархии, владыки Кирилла и отца Павла ей сделали новый оклад в Москве. Образ восстановили и сделали его точную копию с отреставрированным тканевым окладом, которую передали в недавно открытый корпус Ставропольской духовной семинарии на улице Морозова. Иверская икона стала главной святыней семинарии. А отреставрированный оригинал вернулся в Успенский храм».
О жизни прихода сегодня
С начала СВО Успенский храм совершенно не крикливо взял под свою опеку несколько семей, приехавших из зоны проведения специальной военной операции на пустое место, и вместе с прихожанами помогал им до тех пор, пока люди не встали на ноги. Музейные работники своими глазами видели переселенцев из Донбасса, которые первое время находились в очень подавленном состоянии. «Вдруг им приход начал помогать, и у них души стали раскрываться», – подчеркнул Николай Анатольевич.
Здесь также активно откликнулись на призыв об изготовлении блиндажных свечей. Их делают и ребята в гимназии, и взрослые прихожане, потому что Успенский приход – сплоченный, дружный и сформировавшийся. Люди давно знают друг друга. От других этот церковных приходов отличается глубокой духовной церковной жизнью. Конечно, это зависит и от священников. У здешних авторитет очень высокий, они стараются отвечать такому статусу, особенно отец Павел.
Директор музея-заповедника отметил, что жизнь этого прихода заключается не просто в том, что люди только молятся вместе. Он стал частью нашего общества, способствует его моральному и духовному оздоровлению. В храм многие люди просто заходят. И это хорошо, потому что, возможно, именно здесь в их душе что-то проснется, какая-то добрая струнка будет задета.
– 175-летие одного из старейших в регионе и никогда не закрывавшихся храмов – событие, выходящее за рамки только одного прихода, - сказал Николай Охонько. - Юбилейные мероприятия проходят весь год. В октябре в музее будет открыта специальная выставка, посвященная юбилейной дате. Будет переиздана книга «Свято-Успенский храм. Прошлое и настоящее» с описанием его современной жизни и отдельной главой, рассказывающей о возрождении и сохранении Иверской иконы. На выставке состоится презентация третьего издания.
К важному событию будет приурочена церковно-историческая конференция, на которую пригласят широкий круг краеведов, духовенства, музейщиков и ученых-историков. Они поделятся своими размышлениями о роли современной церкви в жизни общества. На примере Успенского храма покажут ее значимость. Выставка обещает быть содержательной и очень интересной для многих горожан, которым небезразлично, как жила церковь 175 лет.
Фото Ставропольского музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве и Александра Плотникова