Качество и доступность общественного транспорта в Ставрополе обсудили в Региональном информационном центре СК. Заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта края Денис Марченко назвал проблему перевозок людей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день одной из самых острых.
В июле выйдут на маршруты 45 современных троллейбусов
Сейчас ежедневно на обслуживание пассажирских перевозок автомобильным транспортом в крае выходит чуть больше 2000 единиц, из них свыше 700 – в Ставрополе. Это троллейбусы и автобусы. «До 2021 года мы практически не фиксировали транспорт, который был бы хоть как-то приспособлен для использования маломобильными группами либо людьми с ограниченными возможностями здоровья. Ситуация начала меняться через два года, когда мы получили первые 50 автобусов большого класса с низким полом, пандусом, оборудованные системой звукового и визуального оповещения. В середине 2024-го пришли еще 45 единиц транспорта среднего класса, также оборудованного пандусами и системами информирования. А 115 новых машин малого класса были перераспределены по муниципальным образованиям края и достались тем, кто высказал в них потребность. В 2025-м их получили, они уже на территории троллейбусного парка. Готовимся выпустить на линию в июле 45 новых троллейбусов, также оборудованных по всем требованиям. За два года удалось обновить порядка 250 машин, работающих на маршрутах в Ставрополе либо в муниципалитетах по краю. В прошлом году запустили новый трамвай, летом ждем еще четыре современных вагона вместимостью до 179 человек, 16 метров длиной каждый. Все они соответствуют требованиям беспрепятственного проезда маломобильными группами населения», – отметил замминистра.
Планы правительства Ставропольского края до 2030 года – закрыть потребность в трамваях. Это порядка 60 вагонов, нужно по сто автобусов большого и среднего класса, потребуется как минимум 45 троллейбусов с автономным ходом, которые полностью обновят парк «рогатых» и сделают возможными для обслуживания те городские микрорайоны, где раньше электротранспорта не было. По словам спикера, большие нарекания вызывают маршрутки (автобусы особо малого класса), в которых нет возможности перевозить крупногабаритные коляски. Этот вид транспорта совершенно не рассчитан на родителей, передвигающихся с детьми в колясках. Проблема остается актуальной.
Требования доступности учтут при отборе
Как сообщил представитель миндора, три года назад были введены поправки в специализированную шкалу отбора общественного транспорта, по которой наибольшее количество баллов и право обслуживать маршруты получают транспортные средства, оборудованные для обеспечения потребностей маломобильных групп населения либо людей с ОВЗ. Это и передвижение инвалидов-колясочников, и видео- и звуковое оповещение пассажиров с нарушениями слуха и зрения. В настоящее время не все транспортные средства оборудованы такими устройствами. Но преимущество при получении разрешения на обслуживание этой группы населения отдается именно такому транспорту. Происходящее сейчас обновление подвижного состава в крае идёт с обязательным учетом требований доступности для маломобильных групп.
Созданная при миндоре комиссия регулярно обследует объекты транспортной инфраструктуры: железнодорожные станции, автовокзалы, аэропорты. В частности, были осмотрены международные аэропорты в Ставрополе и Минеральных Водах, ж/д вокзал в столице края, автовокзалы «Центральный» и «Восточный», автостанции №1 и №2 и ряд других. Наименее оборудованы, по словам замминистра, мелкие объекты транспортной инфраструктуры, которые имеют незначительный суточный пассажиропоток. «На крупных выявили такие недочеты, как сопряжение не на одном уровне, когда коляску приходится поднимать либо когда ширина проходов недостаточная. На всё это указано, и в ближайшее время при помощи наших надзорных органов ситуацию сможем переломить, и у нас, по крайней мере, все крупные объекты будут соответствовать требованиям людей с ОВЗ. Часть выявленных нарушений устраняется, по ряду фактов мы обратились в прокуратуру, чтобы понудить собственников объектов транспортной инфраструктуры всё-таки принять меры и устранить нарушения прав маломобильных групп населения», – пояснил Денис Марченко.
Председатель регионального отделения общероссийской общественной организации инвалидов «Опора» Анастасия Заярная дважды была участницей эксперимента в краевом центре, дабы проверить, с какими трудностями сталкиваются маломобильные граждане. В сферу внимания «Опоры» входят и транспортные вопросы, руководство постоянно на связи с членами организации, так что все проблемы знает изнутри. Основные касаются работы Социального фонда и Бюро медико-социальной экспертизы, но в НКО и в целом занимаются защитой прав и интересов, содействуют социализации и интеграции инвалидов в общество. И проблемы с транспортом, к сожалению, возникают. «Что касается колясочников, мы все время говорим, что им трудно добираться. Мой знакомый Андрей Долженко постоянно напоминает о том, что необходима озвучка, и не только внутри автобуса, но и на остановочных пунктах. Мужчина проверил, если слепому нужно пощупать табличку Брайля осенью или зимой, то пока он до нее дойдет, пока выяснит, что на ней написано, будет весь грязный. Тема озвучивания поднималась на предыдущем круглом столе, но пока, если честно, мы результатов совсем не увидели. Если в автобусах еще говорят, то на остановках непонятно, какая подъехала маршрутка», – посетовала Анастасия Игоревна.
Она поделилась своим мнением и о том, насколько сейчас меняется ситуация с доступностью транспорта, где нужны подвижки. Работа началась в 2022 году, тогда водители автобусов, увидев на остановке инвалидов-колясочников, просто уезжали либо пандус не предоставляли. Сейчас ситуация изменилась. В этом году при проверке каждый водитель останавливался, откидывал пандус, помогал забраться и отвозил куда нужно. «Необходимо продолжать работать с водителями над корректностью их поведения, потому что лучше не оказать вообще услугу, чем сделать это так, что человек потом в принципе не захочет ездить на общественном транспорте», – подчеркнула Анастасия Заярная. Что касается низкопольного транспорта в городе, его количество нужно увеличивать, а географию поездок расширять. В Ставрополе есть районы, где из таких автобусов есть только 47-й, и то на нём можно уехать в одну точку города – Юго-Западный район.
Видны колоссальные сдвиги
«Как я понимаю, и автобусы №37 закупали из расчета перевозки маломобильных граждан, но, как показала практика, эту услугу их водители оказывать корректно не могут. В 2022 году были большие вопросы к «десятке». Там целая система, пандус стоит сбоку, его нужно открутить, установить, после этого помочь инвалиду забраться в автобус, потом оборудование обратно поставить. Тогда возникал вопрос о том, что перевозка маломобильных людей занимает много времени. То есть интервал поездки увеличивается, что вызывает недовольство пассажиров. В этом году я была приятно удивлена, мы проехали на двух «десятках», обе остановились, и мы засекли, сколько времени ушло. Меньше минуты потребовалось водителю, чтобы остановиться, всё установить, помочь колясочнику заехать в салон и самому сесть в кабину. Так что здесь вопрос в умении. Если человек знает, как пользоваться оборудованием в своей машине, всё будет быстро и качественно», – рассказала об эксперименте общественница.
Должны быть, по мнению спикера, и стандарты для остановочных пунктов. От того, насколько одна остановка выше, другая – ниже, зависит уклон пандуса, на который нужно забраться колясочнику. В 2023 году проводилось обучение для водителей некоторых маршрутов, в том чисе 47-го, где им показали, как правильно использовать оборудование и оказать помощь инвалиду в коляске. Анастасии лично пришлось на конечном пункте 48-го автобуса обучать водителей. «Теперь и у водителей вопросов не возникает, все знают и спокойно умеют это делать, – заверила Анастасия. – Водители не будут этого знать и уметь, пока инвалиды не станут пользоваться этой услугой. А для людей с ОВЗ важно, чтобы её предоставляли качественно. Ты и так чувствуешь себя в городской среде не очень комфортно, а когда на остановке еще накричали, в следующий раз не рискнешь куда-то поехать. Конечно, работать есть над чем, но колоссальные сдвиги есть, и они видны».
Недовольны не только инвалиды, но и другие горожане тем, как ходит транспорт по частному сектору Ставрополя. «Пятерка» и «семёрка», как было отмечено, постоянно нарушают график, люди не могут утром добраться на работу, а вечером – домой. «Когда человек на протезе возвращается из центра города на Мамайку пешком среди ночи, наверное, это неправильно», – заключила спикер.
А частник – кто?
Идут ли частные перевозчики навстречу перевозке людей с ОВЗ, ведь им нужно соблюсти большой перечень требований? Денис Марченко пояснил, что в ГУП «Крайтранс» постоянно проводят инструктаж с водительским составом, как действовать в той или иной ситуации, как использовать оборудование, как парковаться для удобства высадки и посадки. И для работающих коммерческих перевозчиков проводят ежемесячные совещания, где просят регулярно обучать и инструктировать своих водителей, требовать культурного и уважительного отношения не только к людям с ограниченными возможностями здоровья, но и ко всем пассажирам. Более того, ряд частных компаний переоборудовали машины, установив звуковое и визуальное сопровождение машрутов. Но малый класс вообще не приспособлен для переоборудования, чтобы перевозить инвалидов-колясочников или пассажиров с детьми и колясками.
Для решения проблемы миндор заказал научно-исследовательскую работу «Региональный комплексный план транспортного обслуживания» и «Региональный стандарт транспортного обслуживания». Будут даны предложения, в дальнейшем они найдут отражение в государственной программе о требованиях по использованию определенных типов транспорных средств, предложения по оптимизации маршрутной сети, по вопросам ненадлежащего обслуживания на ряде маршрутов, где фиксируют минимальный пассажиропоток. «Эти факты нам известны. Сейчас по некоторым готовим обращение в суд для прекрашения действия свидетельства и привлечения более ответственных перевозчиков на эти маршруты. Итогом работы станет документ, утвержденный на краевом уровне. Он будет устанавливать требования как непосредственно к подвижному составу, так и к транспортной инфраструктуре. Это не только остановки, но и дороги и тротуары, места массового посещения. Соответственно, будет задан вектор движения по обновлению подвижного состава, изменению схем дорожного движения на участках с выделенными полосами, где будет пересмотрено в принципе направление движения как минимум до 2030 года. Ведь в соответствии с национальными целями и задачами, поставленными Президентом России, мы должны к этому времени достигнуть показателя, чтобы 85 % общественного транспорта соответствовало как срокам эксплуатации, так и уровню оснащения, к чему и будем стремиться», – пообещал замглавы краевого миндора.
Куда жаловаться на водителей-хамов?
Что делать, если человек сталкивается в общественном транспорте с проблемой, к примеру не хотят принять карту для оплаты, или просто нахамили, или выгнали из автобуса? Денис Марченко признал, что подобные негативные явления, к сожалению, встречаются. В этом случае можно обращаться на телефоны горячей линии в миндор СК, губернатора края. Также в каждом автобусе находятся данные о конкретном перевозчике с указанием номера телефона. Все факты обращений в министерстве отрабатывают, водителей депримируют, делают выговоры, вплоть до увольнения. Коммерческие перевозчики в случае неоднократных инцидентов также увольняют работников. «Если вы стали свидетелем нарушения ваших прав либо прав другого человека, призываю всех обращаться в минтранс, мы будем принимать меры», – сказал Денис Марченко.
Напоследок Анастасия Заярная выступила с предложением в «идеальной картинке мира» привлекать колясочников к инструктажам водителей, чтобы те знали не по многочисленным разъяснениям, а на практике, как правильно взять коляску, чтобы и самому спину «не сорвать», и человека не уронить. Заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края полностью поддержал инициативу и решил в ближайшее время провести соместное с «Опорой» обучение и инструктаж водительского состава.