Кто сказал, что театр кукол – это территория исключительно сказочных историй для детей? Практика давно показала, что взрослым он необходим не меньше, чем юным. Многогранное, насыщенное целым спектром разнообразных эмоций театральное искусство, может быть, как ничто другое востребовано и у насмотренной публики, и у неопытного зрителя.
В семейном театре «Добрый жук», репертуар которого наполнен историями о Красной Шапочке, разных сказочных героях и «мимимишных» зверушках, уже более десяти лет в возрастной категории 16+ идет спектакль по пьесе Жана Кокто «Человеческий голос». В определенном смысле это постановка для театральных гурманов. Показывают ее редко, и билеты очень быстро разлетаются. А в нынешнем сезоне афиша семейного театра кукол пополнилась новым спектаклем для взрослых – «Надежды Надежды».
Создатели обозначили его жанр как «экзистенциальный бурлеск». Автор пьесы – режиссер и актриса почётный деятель искусств Ставропольского края Наталья Ледовских, она же выступила как художник спектакля. Режиссёр-постановщик Никита Шмитько из Санкт-Петербурга уже неплохо знаком ставропольским зрителям по предыдущим совместным работам семейного театра кукол «Добрый жук» (в том числе и по предыдущей постановке для взрослых). Хореографию в спектакле поставил Анатолий Дурницин из Нижнего Тагила.
Написание пьес «Человеческий голос» и «Надежды Надежды» разделяет без малого целый век. Однако по моим зрительским ощущениям, они вполне оправданно могут стоять рядом на одной книжной полке. У Натальи Ледовских не было намерения «переписать» полную драматизма женскую историю на новый лад или перенести героиню из эпохи модерна в наше время. Как создатель сценических образов Наталья Ледовских досконально изучила внутренний мир своих персонажей. И если в «Человеческом голосе» больше внешнего антуража, подчеркивающего драматизм переживаний молодой влюбленной девушки, то в пьесе, которую она написала и выступила в главной и единственной роли, удалось детально раскрыть психологический портрет героини «с прошлым».
«Смешно о грустном, красочно о самых тёмных периодах жизни», - очень точно подмечено в краткой аннотации к спектаклю. Несмотря на то, что сценическая история начинается с картинной попытки суицида, трагедия оборачивается фарсом. Надежда хочет обнаружить хоть какой-то выход из сложившейся ситуации, и находит его буквально, шагнув в окно квартиры, расположенной на первом этаже.
Надежда, вполне молодая женщина, трудится музработником в детском саду, воспитанники смешно называют ее пианинщицей. Однако в ее личном сценарии была предопределена судьба актрисы со всеми сопутствующими атрибутами: яркими костюмами, украшенными стразами и перьями, с аплодисментами зрителей и цветами от поклонников.
«Жизнь – такая штука, что она не всегда идет по нашему сценарию», – говорит главная героиня. Монолог Надежды вызывает ассоциации с откровениями пациентки на приеме психотерапевта. Только вместо возлежания на кушетке с проговариванием своих проблем (как в классических голливудских фильмах), она очень живо «проигрывает» на сцене свои комплексы.
Временами ее невидимой собеседницей становится подруга Люба – врач-дерматолог. Указание на ее специализацию, видимо, тоже неслучайно. Доктор, занимающийся кожными заболеваниями, вряд ли возьмется за лечение того, что находится гораздо глубже. Внутренний разлад вызывает катастрофу в душе Надежды. Желание быть актрисой подавлено действительностью, и в реальности она начинает панически бояться любых публичных проявлений, даже показаться из-за ширмы кукольного театра в дет-
ском саду.

Надежда живет как будто не своей, а навязанной ей обстоятельствами и окружающими людьми жизнью. Потребность играть на сцене трансформируется и заставляет героиню надевать маски, под которыми ее никто не узнает. Она совершает абсолютно не свойственные ей действия и поступки. Зарегистрировавшись в соцсетях под вымышленным ником, она пишет гадкие комментарии под чужими постами. «Я там прям мразь», – признается Надежда. В таком поведении она находит единственный возможный вариант лицедейства.
Несмотря на то, что «Надежды Надежды» – это моноспектакль, у зрителей возникает впечатление, что персонажей на сцене много. Монологи героини наполнены аллегориями и метафорами, обращением к разным людям из ее реальной жизни и отдаленного прошлого. Партнерами актрисы выступают куклы самых разных систем. Они олицетворяют реальных людей из ее окружения, страхи, образы из воспоминаний. И самым устрашающим персонажем становится огромный паук. Монстр потрясает своими размерами и рисунком сценического движения. А еще очень ярко отражает тёмную сторону альтер эго героини. В этой мизансцене забываешь, что паук – всего лишь искусно выполненная кукла…
Надежда испытывает очередной кризис, который накрывает почти каждого человека, в определенном возрасте ощутившего собственную нереализованность. Так бывает у людей с синдромом отложенной жизни.
«Добро пожаловать в клуб утерянных возможностей», – говорит сама себе героиня. Кто из нас хотя бы недолго не состоял в таком клубе?.. Хотел стать врачом, но родители отговорили, и ты пошел учиться на товароведа... Мечтал увидеть Париж, но решил, что в Турции отдохнуть дешевле, и не поехал... После свадьбы хотелось пожить для себя, отложили рождение ребенка, а потом он так и не появился на свет... Сколько бывает подобных утерянных возможностей, переживание которых приводит в лучшем случае в кабинет психотерапевта... «Вместо крови из раны сочится вопрос: почему мне 40 лет, а у меня нет семьи? Почему мама меня мало любила?»...
Автор пьесы Наталья Ледовских затронула многочисленные болевые точки женской психологии, с которыми специалисты разбираются годами. Есть здесь и детские травмы, с ними редко кто не сталкивался. Установки, данные родителями много лет назад, продолжают действовать, хоть девочки и мальчики уже давно выросли, а родителей, может быть, уже и на свете нет. И живет такая Надежда, подчиняясь правилам, у которых давно закончился «срок годности», а сама следует им по привычке или потому что не придумала для себя других правил.
А что, если всё-таки переступить через собственные комплексы и страхи и показаться из-за театральной ширмы перед публикой? А потом пойти еще дальше, и воплотить свою заветную мечту и появиться на сцене в свете софитов, пусть хотя бы районного ДК. И закрыть гештальт, как модно сейчас выражаться…
Спектакль насыщен аллегорическими символами, которые можно «расшифровать» по-разному. Вариативно, в зависимости от интонации, воспринимается даже название спектакля. Согласитесь, если произнести: «Надежды, надежды…», то получится совсем иной смысл, нежели чем: «Надежды Надежды». Всё-таки автор не позволила депрессивным мотивам проникнуть в зрительный зал. Клуб утерянных возможностей это не для тех, кто пришел в театр «Добрый жук».

В спектакле есть Надежда, незримо фигурирует Любовь – подруга героини. Логично, что должна быть и Вера. Она тоже есть, но не в имени какого-либо персонажа, а незаметно присутствует во всей этой истории. Зрители верят, жизнь дана героине не просто так, и она обязательно наберется смелости, чтобы исполнить мечту и быть счастливой. Создатели спектакля «Надежды Надежды» не обманули ожиданий публики. Фееричная яркая сцена в финале вызывает восторженные овации, адресованные одновременно и героине пьесы, и замечательной актрисе, исполнившей эту сложную роль, и всей команде спектакля.
Фото автора

