Вот он уже на самом пороге, любимый с детства праздник – Новый год. Мы подводим итоги уходящих двенадцати месяцев, строим планы на будущее, загадываем желания, наряжаем елку…
А если заглянуть в прошлое и посмотреть, как наши предшественники в Ставрополе праздновали Рождество и Новый год более ста лет назад? Какие открытки дарили? Как украшали дома? Чем жил накануне провинциальный южный город, каким был Ставрополь? Об этом рассказал историк Алексей Кругов.
– Алексей Иванович, напомните нашим читателям, откуда в Россию пришла традиция украшать елки на Новый год?
– Этот замечательный обычай пришел в Россию из Германии. Петр I в 1699 году повелел украшать дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми веточками. После смерти царя об этой заморской традиции как-то забыли. Позднее, в 1852 году, была устроена первая публичная елка в Петербурге. При Николае I в канун Рождества лесными красавицами стали украшать присутственные места, вокзалы, рестораны, городские площади. В том числе и у нас в губернском Ставрополе появились елки, как главный рождественский символ. После Октябрьской революции ее снова запретили как атрибут религиозного рождественского праздника. Фактически до 1935 года «елки» официально не проводились.
ДЛЯ СПРАВКИ. Со времен Петра I и до 1917 года в России сначала праздновали Рождество – 25 декабря, а потом Новый год, как во всем мире. После Октябрьской революции наша страна перешла с юлианского на григорианский календарь, и теперь у нас Новый год наступает раньше Рождества.
– Судя по архивным источникам, до Первой мировой войны ставропольское дворянство и купечество пышно отмечало Рождественские и новогодние дни.
– Вплоть до революции 1917 года Новый год считался исключительно светским и второстепенным по отношению к Рождеству. Но на пышность проводимых мероприятий подобные рамки совсем не влияли. Устраивались многочисленные вечеринки, елки, играли самодеятельные концерты, ставились самые разные смешные представления. Состоятельные люди раздавали деньги на всевозможные добрые дела. В ставропольских церквях верующие жертвовали в пользу бедняков. Вот такая была добрая традиция в нашей губернии, да и по всей стране!
Городская знать отмечала праздник в ресторанах с шампанским, простые обыватели в питейных заведениях употребляли знаменитое кахетинское. Холостые молодые люди встречали Новый год в гостях, семейные – дома, устраивали застолье, придумывали, насколько каждому позволяла фантазия, разнообразные развлечения.
– Интересно, насколько развлечения наших предков отличались от современных...
– Взять, к примеру, книжку «Шалуны-проказники», изданную в Москве в 1897 году.
Из нее брали для новогодних праздников смешные сценки, веселые розыгрыши и стихи:
В ночь святую посещает
Деток старый, старый дед
И послушным оставляет
Он игрушек и конфект.
Именно так и писали «конфект»! Самые вкусные конфекты были у ставропольского кондитера Федора Дроздова. Особенно полюбились детворе знаменитая фруктовая карамель и дроздовские бонбоньерки. Это были небольшие коробочки с новогодними подарками, очень популярные у горожан.
– Сколько интересных слов мы сегодня узнали!
– Бонбоньерка – в переводе с французского «конфетница», красиво оформленная коробочка для конфет. Изящная коробочка дроздовских конфет была желанна на любом празднике, будь то свадьба, Пасха, крещение или именины. Эти конфетницы в форме ёлочных украшений вызывали удивление и восторг на лицах детей, нашедших на утро под ёлкой такое сокровище.
– Сто с лишним лет назад ставропольцы, как и мы теперь, тоже весело проводили время в новогоднюю ночь?
– Да, новогодние гулянья заканчивались к утру. Ближе к обеду 1 января горожане совершали новогодние визиты. В отличие от рождественских, подобные встречи носили куда более официальный характер. С поздравлениями предстояло объехать всё начальство и людей, общение с которыми могло пригодиться в работе. Хозяева домов не накрывали больших столов, а подавали только чай.
– Одна из самых популярных фраз в новогодние дни – «С Новым годом! С новым счастьем!». Откуда она взялась и есть ли у нее автор?
– Это высказывание родилось в дореволюционной России, в канун нового, 1871 года. Автором является Фёдор Иванович Тютчев. Едва ли сам знаменитый поэт прочил этому поздравлению «вечную» жизнь. К новому, 1871 году Фёдор Иванович написал стихотворение, задуманное как часть необычного подарка жене:
С Новым Годом, с новым счастьем,
С постоянною удачей;
Вот привет любви собачьей,
Ты прими его с участьем.
Поздравительное четверостишие было выгравировано на салфеточном кольце в форме ошейника и преподнесено Эрнестине Фёдоровне Тютчевой её псом Ромпом.
Удивительна смысловая ёмкость фразы. Она содержит в себе одновременно и поздравление, и пожелание. При этом очень лаконична и весьма оригинальна.
– Спасибо Федору Ивановичу за такое чудесное новогоднее пожелание! А давайте попробуем воссоздать новогоднюю атмосферу прошлого, например 1915 – 1917 годов. В это время праздничные столы уже не ломились от яств, а веселые прогулки на тройках были не вполне уместны…
– Вы правы, была в разгаре Первая мировая война, госпитали, богадельни заполнены ранеными, обстановка в Ставрополе не отличалась особой праздничностью. Тем не менее традиция осталась. Наряжать ёлку было принято всей семьёй. Во многих домах делали новогодние игрушки своими руками. Семья садилась за стол, и все от мала до велика, вооружившись ножницами и клеем, вырезали снежинки, делали бумажные гирлянды, оборачивали фольгой грецкие орехи. И всё это вместе с конфетами и фруктами вешали на ёлку. В некоторых семьях украшали домашние елки сладостями ручной работы, игрушками и фонарями. Очень хотелось создать хотя бы минимальное ощущение праздника.
Было время, когда елку украшали съедобными игрушками: медовыми пряниками, пастилой, орехами, вафлями. Особенно нарядно смотрелись среди зеленых иголок красные яблочки. В конце праздника происходило «ощипывание» праздничного дерева. Детям разрешалось снимать с елки все, до чего они могли дотянуться.
– В классической литературе нередко можно прочитать о позолоченных или посеребренных орехах, которыми украшали елки. А как их делали?
– Орехи обклеивали поталью. Это очень тонкая фольга, имитирующая золото или серебро. Ни серебра, ни тем более золота в потали не было, всего лишь сплав меди и цинка. В игрушечных магазинах поталь продавали в виде небольших книжек, которые состояли из двадцати листиков. Орех макали в молоко, клали на один из таких листочков и закатывали. Потом некоторое время сушили, приделывали к игрушке петельку и вешали на елку. Но сколько было радости у ребенка от такой поделки!
– А где в Ставрополе до революции устраивали рождественские и новогодние утренники?
– В зимнем театре «Пассаж» купцов Меснянкиных на Николаевском проспекте (ныне – проспект Карла Маркса). Здесь устраивали детскую елку с подарками, играми и призами. Встреча с лесной красавицей для детворы всегда была долгожданным событием. Перед тем как дети входили в зал, на ней зажигали свечи. Для малышни обязательно устраивали катание на санках с гор. Это тоже входило в программу. Торжество для ребятишек обычно начиналось после обеда.
На празднике разыгрывали сюжеты из русских народных сказок с «зимней» тематикой, например «Морозко» и «Снегурочку». В ход шла стихотворная классика: «Зима, крестьянин, торжествуя…», «Не ветер бушует над бором…», «Однажды, в студеную зимнюю пору…», «Чародейкою зимою…».
– А как веселились взрослые?
– В канун Нового года для взрослых в «Пассаже» проводили грандиозный бал-маскарад с танцами до двух часов ночи, так сообщалось в рекламном объявлении. Их обязательным атрибутом были не только маски, но и карнавальные костюмы. За лучший наряд устроители бала выдавали ценные призы. Костюмы заказывали у местных модисток и портних, которые одевали женщин разных сословий. Одежду шили вручную, и ткани стоили дорого. Замечу, портновское ремесло считалось у нас в городе уважаемой респектабельной профессией. Среди модисток были известные мастерицы. Так, шляпница Ришка Виленская могла создать ошеломительный головной убор.
Костюмы, как правило, копировались из модных журналов того времени. Они имели оригинальные названия. Например, «Офелия» и «Аврора» предлагались блондинкам. Брюнетки предпочитали быть «Гречанками» или «Африканками». Дамы зрелого возраста выходили в образах «Матушки Гусыни» или «Пуританки». Пользовались спросом «древнерусские мотивы», русалки и цыганки. Мужчины выбирали наряд пирата, монаха, рыцаря, мушкетера или Пьеро. У кого на что хватало фантазии, а главное – денег. В Первую мировую войну вырос интерес к национальной теме. Провинциальные модницы щеголяли в платьях патриотической бело-сине-красной гаммы. Оригинальную прическу, соответствующую празднику, дамам помогал делать парикмахер Жорж, который громко именовал себя «профессором парижской академии». Его кабинет находился на Воронцовской улице, недалеко от городского парка.
На Рождество Ставрополь преображался. Фасады домов украшали елочные гирлянды, крупные связки серебристых и золотых шаров. В витринах магазинов красовались фигуры персонажей народных сказок: Деда Мороза, Снегурочки, Снеговика. И конечно, повсюду стояли елки.
– Сто лет назад в конце декабря был настоящий бум новогодних и рождественских открыток. Как жаль, что сегодня эта традиция ушла в прошлое…
– Действительно, поздравительные открытки разлетались по всей России миллионами экземпляров. Вот попробуй не поздравь родню с праздником! В нашей стране иллюстрированные почтовые карточки появились в 1895 году. Кстати, в предновогоднем Ставрополе широкий ассортимент таких открыток был в художественном магазине «Победа» Сумбата Тосунова. В сюжетах господствовал русский стиль. На картинке изображали заснеженные избы, лихие тройки, нарядных детишек. Встречались симпатичные женские лица и семейные сценки. Популярными были новогодние открытки с изображением семейства в домашней обстановке и нежданным гостем – почтальоном. Он приносил условные мешки с деньгами. Это был своеобразный символ достатка и благополучия.
– В наши дни давно стали привычными новогодние обращения не только Президента России, но и региональных руководителей. Интересно, а дореволюционные губернаторы поздравляли народ с праздником?
– Да, история сохранила, например, новогодние поздравления первых лиц Ставропольской губернии накануне 1917 года. Тогдашний губернатор князь Сергей Дмитриевич Оболенский официально поздравил всех жителей губернии с Рождеством и Новым годом, произнес здравицу в честь государя-императора и наследника престола царевича Алексея. Все, как всегда. Предводитель дворянства Ставропольской губернии генерал Павел Александрович Мачканин, легендарная личность, провозгласил здравицу в честь прекрасных тружениц Дамского комитета местного отделения Красного Креста. Свое слово сказал Архиепископ Кавказский и Ставропольский Агафодор (в миру Павел Флегонтович Преображенский). Он пожелал при большом стечении народа в кафедральном соборе, чтобы 1917-й стал годом благости и милосердия Божия, годом счастья и радостей, чтобы он принес мир, благоденствие и изобилие плодов земных в каждую семью. К сожалению, тот год, увы, не принес ни мира, ни благоденствия.
– Можно сказать, что история праздника до революции 1917 года вполне благополучна: он был любим всеми, его называли рождественским, святочным, новогодним.
– Так и было. Но вот 1 января 1918 года жители нашей губернии проснулись уже в Ставропольской Советской Республике. И все в одночасье стали советскими гражданами. Но это уже другая история…