Маркировка набирает обороты | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Маркировочный код на бутылке молока
Маркировка набирает обороты

Маркировка набирает обороты

28 августа
22:36

На Ставрополье работают честно и во главу угла ставят интересы простых людей – приобретателей товаров и услуг.

С одной стороны, в нашем регионе продавцы регистрируют реализуемые товары в системе «Честный знак», а с другой – у покупателей есть реальная возможность проверить подлинность покупки через специальное приложение. Таким образом, только за последние время число нарушений маркировки продукции, зафиксированных на территории края, очень серьезно уменьшилось - примерно на 80%.

 

Новые виды штрихкодов

Об этом подробно говорили на совещании по вопросу внедрения обязательной маркировки производителями пищевых растительных масел, консервированной продукции и кормов для животных, которое прошло недавно в министерстве экономического развития Ставропольского края.

На совещании выступили представители общества с ограниченной ответственностью «Оператор-ЦРПТ», которое представляет в регионе систему «Честный знак», а аббревиатура расшифровывается как «Центр развития перспективных технологий». Специалисты подробно рассказали представителям задействованных в данном процессе предприятий обо всех этапах внедрения обязательной маркировки, а также ответили на вопросы, которые возникли у участников мероприятия.

 

Соглашение в целях борьбы с контрафактом

Стоит напомнить, что в середине минувшего лета губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров подписал соглашение о развитии в крае системы «Честный знак». Документ, который также завизировал на Петербуржском международном экономическом форуме председатель совета директоров компании-оператора государственной системы цифровой маркировки, прежде всего, направлен на борьбу с контрафактом.

Глава Ставрополья подчеркнул, что край уже достаточно давно работает в системе «Честный знак». Есть очень хорошие результаты, в том числе по маркировке лекарственных препаратов, что позволило кардинально сократить объемы контрафакта. Владимир Владимиров особо отметил, что для него как для главы региона и как человека, который ходит в магазин, важно, чтобы на полках была только качественная продукция. Наличие маркировки товаров дает такую гарантию потребителям, а краю в целом обеспечивает налоговые поступления. Это хороший опыт, которым наш субъект готов делиться с другими регионами.

 

Этапы введения в России

Первоначальные попытки маркировки товаров в нашей стране не опирались на цифровые технологии. В свое время этот процесс сводился к различным видам акцизных марок или голографических наклеек. Потребители должны помнить, что первыми группами товаров, которые были охвачены такими обозначениями, стали алкоголь, табачные и аудиовизуальные изделия – кассеты и диски. Наряду с федеральной маркировкой в 90-е годы прошлого века ряд субъектов страны пытался вводить собственную маркировку. Сегодня все это стало далеким прошлым.

Пожалуй, поворотным решением по приведению системы маркировки к нынешнему виду стало состоявшееся в начале февраля 2015 года совещание Президента России Владимира Путина с членами Правительства страны. Именно на нем было объявлено решение о создании федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя с использованием маркировки. Уже через год была внедрена система обязательной маркировки меховых изделий, разработанная Федеральной налоговой службой. По оценке экспертов, к декабрю 2018-го это позволило вывести из незаконного оборота большую часть рынка, количество меховых изделий, доступных для приобретения, выросло в 13 раз, а реализация в розницу – в 7 раз.

Среди других знаковых решений стоит выделить постановление Правительства РФ от 24 января 2017 года № 62 «О проведении эксперимента по маркировке контрольными (идентификационными) знаками и мониторингу за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения». Разработчиком и оператором системы маркировки лекарств была определена Федеральная налоговая служба. Уже в конце следующего года дальнейшее информационное сопровождение системы было передано оператору «Честный знак».

С ноября 2019-го молочная продукция прослеживается двумя системами – «Меркурий» и «Честный знак». Таким образом, был начат эксперимент по их совместному использованию и интеграции. Тогда же было постановление правительства о введении обязательной маркировки готовой молочной продукции.

 

Для чего нужен «Честный знак»?

Система «Честный знак» подразумевает идентификацию каждой единицы товара путем присвоения уникальных цифровых кодов, которые защищены с помощью криптографии. По мнению разработчиков, это нововведение позволит государству, бизнесу и потребителю контролировать путь любого товара от производителя до конечного покупателя, а также противодействовать незаконному обороту продукции. В самом ближайшем будущем планируется сделать маркировку сплошной для всех без исключения товаров.

Для заказа, нанесения, считывания и передачи данных о кодах требуется специальное оборудование. Его список зависит от типа участника оборота товаров. В частности, для розничной торговой точки необходимы онлайн-касса и регистратор выбытия. Для производителей и импортеров требуются 2D-сканер, терминал по сбору данных, принтер этикеток и регистратор эмиссии. Для оптового предприятия требования те же самые, за исключением последнего пункта.

 

Аргументы «за»

Мотивы в поддержку внедрения «Честного знака» достаточно очевидны. Это усиление контроля рынка государством, защита покупателей от контрафакта и повышение налоговых выплат. Если рассматривать эти аргументы более детально, то увеличение налоговых сборов и рост эффективности деятельности контрольно-надзорных органов находится на первом месте. Безусловно, важна и борьба с контрафактными товарами, что обеспечит преимущество тем участникам рынка, которые соблюдают законодательство, и гарантирует качество продукции для конечного потребителя.

Сторонники внедрения системы утверждают, что нововведения не вызовут роста цен на легально выпускаемые товары потому, что расширят покупательскую базу у их поставщиков за счет борьбы с контрафактом. В то же время возможные затраты на маркировку компенсируются повышением доходов ритейлеров и производителей, работающих с легальной продукцией. Приводимые расчеты вроде бы свидетельствуют об этом, но вот реалии достаточно высокой инфляции в стране – как-то не очень.

Еще один очевидный плюс – уникальность системы по сравнению с зарубежными аналогами. Это связано с тем, что в функции разработки изначально включен элемент общественного контроля за контрафактом. При этом потребителям предлагается использовать мобильное приложение «Честного знака» для того, чтобы выяснять происхождение товара или сигнализировать при обнаружении потенциальных покупок явно незаконного происхождения.

 

Критика

Конечно, введение системы «Честный знак» не обошлось без критики. Первое, на что обращают внимание оппоненты, это назначение оператора. Это было осуществлено федеральным правительством без конкурса и тендера в результате применения Закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации». Это, по мнению критиков, устанавливает монополию одной компании на всю систему маркировки. То есть налицо своеобразный бизнес и обложение населения фактически новым налогом, который позволит получать прибыль не только государству, но и ряду крупных компаний. Взгляд, конечно, несколько односторонний, но он имеет место.

Еще один аргумент связан с тем, что введение системы «Честный знак» негативно скажется на небольших торговых точках. То есть при торговле маркированными товарами нельзя применять специальные режимы – единый налог на вмененный доход и патентную систему. Многие несетевые магазины могут не справиться с возросшей налоговой нагрузкой и будут вынуждены закрыться, а то и оказаться в сфере «теневой экономики».

Нет сомнений, что введение маркировки потребует затрат со стороны и производителей, и торговых точек. Все это, скорее всего, приведет к удорожанию товаров.

Есть и такое мнение, что движение контрафактной или нелегальной продукции никак не связано с системой «Честный знак», а существуют они как бы параллельно. Тот же табак, который ввозят контрабандой, потом реализуется через Интернет или же в нелегальной рознице. Такие «серые» сигареты не участвуют в маркировке, поэтому на них нельзя повлиять. Но вот конкуренцию дорогой легальной продукции они вполне могут навязать.

 

Резюме

Маркировка становится реальностью российской экономики, и это безусловный факт. По такому или аналогичному пути идет весь мир, и разворот назад просто невозможен. Остается надеяться на то, что все принимаемые меры приведут не к снижению покупательной способности граждан нашей страны, а к тому, что они получат возможность покупать все необходимые товары, будучи стопроцентно уверенными в их качестве.

Подготовил Олег ЧЕСНОКОВ.

Фото автора

Читайте также

Бадминтон + Новый год = спортивное празднование юбилея «Вечерки»

Наша редакция второй год подряд празднует свой день рождения по-спортивному. В прошедшие выходные мы вновь стали партнерами Новогоднего командного Кубка бадминтонного клуба «8Я». Соревнование прошло на высоком игровом уровне, подарив массу эмоций.

23 декабря

Традиционное меню и новый салат

Есть у нас в семье традиция. Накануне Нового года мы с мужем обсуждаем меню. Так было ещё в начале нашей семейной жизни. Сейчас, конечно, в меню мы вносим коррективы с пометкой «для детей». Однажды я написала меню на листе формата А4, а муж ознакомился со списком блюд и поставил визу: "Согласовано". И расписался. Конечно, всё это обсуждение больше игра, так как часть блюд неизменно остаётся в списке из года в год. Салат оливье, как вы понимаете, возглавляет этот список. Но  это вовсе не значит, что не стоит пробовать что-то новое. Или забытое старое.

22 декабря

«Виктор» остановил в Ставрополе чемпиона страны

Павел Тураев мог за 58 секунд до конца поставить точку в матче, но Вадим Богданов был против. «Викторианцы» не расстроились этому факту и качественно отработали в обороне, вынудив ошибиться соперника, оставив не только мяч за собой, но и матч. 27:26 – «Виктор» побеждает чемпиона страны, сокращая отставание от него до одного очка, еще и упрочив свои позиции в борьбе за четвертую строчку в турнирной таблице.

21 декабря

Два победителя конкурса минтруда и соцзащиты края – журналисты «Вечерки»

На итоговом заседании коллегии министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края 18 декабря по сложившейся традиции провели награждение победителей и лауреатов ряда краевых конкурсов.

20 декабря