Поэзия в камне | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Стена в нижней части проспекта построена в 1950-е годы
Поэзия в камне

Поэзия в камне

20 марта 2024
19:48

На проспекте Карла Маркса в Ставрополе подрядчик по муниципальному контракту восстанавливает одну из самых узнаваемых достопримечательностей города – подпорную стену на Крепостной горе. На первом этапе рабочие вернут исторический облик участку стены возле мемориала «Огонь Вечной славы».

По информации пресс-службы администрации Ставрополя, на ремонтируемом участке обустроен строительный навес, чтобы переменчивая весенняя погода не помешала технологии производства.

«Специалисты определили высотные отметки и оборудуют армированный пояс объекта. Продолжаются работы и в цеху, там сортируют старый камень для восстановления кладки», – уточнили в мэрии.

Чем же примечательно это архитектурное сооружение и почему так важно сохранить стену в первоначальном виде? Читайте в новом материале нашей рубрики «Наследие».

 

Под напором времени

Одной из достопримечательностей главного городского проспекта в Ставрополе долгое время была подпорная стена, воспетая писателями и художниками. Она возведена неподалеку от парка, который до революции покрывал весь склон Крепостной горы со стороны Николаевского проспекта и именовался «Барятинской рощей» – в память о фельдмаршале Александре Барятинском. Этот героический воин командовал армией на Кавказе, пленил имама Шамиля, положив тем самым конец острой фазе Кавказской войны. Он не раз бывал в столице нашей губернии. Назвать парк его именем горожане решили после того, как через Ставрополь в Петербург был провезен грозный предводитель горцев Шамиль, чье примирение с Россией навеки связано с подвигами Барятинского.

Сам проспект оказался значительно ниже расположенной над ним рощи. Этот перепад особенно заметен в примыкающем к стене угловом особняке. Выйти из него на улицу можно как с первого, так и со второго этажа. Все дело в том, что при обустройстве проспекта, чтобы высвободить и выровнять место под тротуар, часть Крепостной горы просто срезали, а вертикальный массив земли укрепили мощной стеной. Поэтому Барятинская роща будто бы парила над проспектом, не хуже одного из семи великих чудес древности – висячих садов Семирамиды.

Впрочем, со временем гора взяла свое, надвинувшись на прорезавший ее проспект. Но и каменная стена долгое время не поддавалась – вся выгибалась, набухла, округлялась под напором земляного «девятого вала», однако не падала и не давала бреши. В своем сюрреалистическом изгибе она лишь принимала совсем уж необычные формы, сделавшись подлинной городской достопримечательностью.

Но время и силы природы неумолимы, и в начале марта 2023 года стена все же рухнула. С тех пор идут напряженные проектные и инженерные работы по ее восстановлению в прежнем виде. История этого объекта до того интересна, что стоит о ней узнать, а заодно и подумать о важности сохранения оригинального наследия былого губернского зодчества.

 

Шедевр Воскресенского

Возвел эту замечательную стену самобытный провинциальный зодчий Павел Григорьевич Воскресенский. В 1844 году он окончил Петербургскую Академию художеств, после чего работал учителем рисования в Ставропольской мужской гимназии и Кавказской духовной семинарии. В 1863 году он стал главным губернским архитектором, после чего возвел немало прекрасных зданий, до сих пор украшающих наш город.

Воскресенский построил дышащие строгим классицизмом Гостиные ряды на Александровской площади, которые после незначительной перестройки стали нашим прославленным краеведческим музеем. Ему же принадлежал проект величественного строения мужской гимназии, занимаемого до недавнего времени училищем связи. Он воздвиг несколько купеческих особняков, полностью перестроил старинную Крестовоздвиженскую церковь, создал Покровский храм в Иоанно-Мариинском монастыре и колокольню при Варваринской церкви.

Истинной вершиной его творчества стал проект грандиозной звонницы Казанского кафедрального собора на Крепостной горе, в то время самого высокого строения на Кавказе. Широко известный до революции ставропольский писатель Илья Сургучев с восхищением описывал это чудо: «В Ставрополе, на Соборной горе, стоит колокольня. Ее построил архитектор Воскресенский. Кто в Ставрополе строил еще что-нибудь подобное?.. Колокольня Воскресенского – знак. Его видишь еще с Пелагиады. Колокольня видна? Значит, цел, стоит на месте родной город».

В другом месте Сургучев воспел «талант архитектора Воскресенского, который застроил город зданиями так называемого губернского ампира, а на горе вознес трехэтажную колокольню в честь троичности лиц. Эта колокольня по изяществу, по легкости, по игрушечности считалась второй в России после Троице-Сергиевской. И ее смело мог бы подписать сам Растрелли. Прелестной оградой из незамысловатого камня обнесли рощу и Барятинский парк. Вспоминая, очевидно, одесскую лестницу, Воскресенский на подступах к колокольне и собору вывел красоту-лестницу в сто девяносто ступеней. И надо было видеть, когда горожане и горожанки спускались по ней или на Крещение, или в Духов день».

 

Побуждая к прекрасному

Как видим, много удивительного построил Павел Воскресенский на Крепостной горе, и уже почти незаметной среди всего этого великолепия кажется возведенная им стена близ Барятинской рощи. Но именно ее, эту «прелестную ограду из незамысловатого камня», ценили больше всего представители творческой интеллигенции. Известный дореволюционный художник Василий Смирнов писал стену Воскресенского акварелью. Тот же Илья Сургучев признавался, что только благодаря непостижимому изяществу этой стены он наконец понял суть подлинного искусства:

Фрагмент каменной кладки в историческом виде

«Архитектор Воскресенский, вероятно, из семинаристов, был отмечен печатью гения: он, например, брал самый обыкновенный известковый камень и делал из него забор для Барятинского парка и рощи. Сначала я ничего не замечал, но когда увидел маленькую акварельку старого художника Смирнова, то, во-первых, понял, что такое эта стенка, а во-вторых, что такое искусство. Я до смерти проходил бы мимо этой стенки, так и не заметив ее красоты, а Копшучек, учитель гимназии, показал мне на акварельке, чем дышит эта стенка. А дышала она тем, что на другой же день я побежал на Успенское кладбище искать могилу Воскресенского и узнал, что его могила и есть тот черный человек, которого я в детстве боялся, как огня…»

Известняк, из которого была сложена эта стена, со всей наглядностью показывает, в чем заключается архитектурная уникальность нашего южного города. Ведь большинство его старых зданий построено не из недолговечного дерева или обожженного кирпича, как во многих других городах необъятной России, а из настоящего дикого камня, как строили на заре человеческой истории.

Если внимательнее всмотреться в эти камни, то можно заметить, что они представляют собой сплошное напластование раковин Сарматского моря, плескавшегося здесь миллионы лет назад. Проводя рукой по нагретым на солнце шершавым брускам ракушечника, которые были превращены мастерством губернских зодчих в памятники нашей старинной архитектуры, понимаешь, что прикасаешься к каменным страницам геологической летописи мира, к океанским глубинам доисторического прошлого родной земли, к фундаментальным основам непостижимо древней и вечно юной души Ставрополья.

Быть может, именно в этой сверхъестественной необычайности и крылся секрет признанного великолепия ограды главного городского проспекта, за которой скрывалась целая вселенная грандиозных тайн, только и ждущих того, чтобы их заметили и разгадали. Поэтому так важно вернуть этот памятник горожанам.

Роман НУТРИХИН

Автор: .
Поделиться:

Читайте также

Достояние  Российского государства  в Ставрополе

Учреждение стало базой для реализации совместного проекта с Региональным центром выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи Ставропольского края. Василий Комаров пояснил: «Мы заключили соглашение с центром «Сириус 26» и совсем скоро проведем уже вторую образовательную смену «Оркестровая гармония» направления «музыкально-исполнительское искусство». Наша школа является для неё базой. Из Ставропольского края приезжают 12–13 детей, кто-то из них уже выпустился, кто-то – старшеклассники школ искусств. Мы интенсивно учим каждого в своем направлении. В этот раз пригласили детей, которые играют на фортепияно, скрипке и виолончели, саксофоне, флейте, медных духовых и народных инструментах (баян, аккордеон, домра, балалайка). Их не зовет даже «Сириус» в Сочи. А ведь отделению «народников» нужно уделять особое внимание, чтобы оно не исчезло и развивалось дальше. Первая смена в конце 2024 года у нас прошла на ура, на нынешнюю заявки уже приняты, задания детьми получены, наши преподаватели к ним прикреплены. 20 октября они приезжают в город. Всё финансируется из краевых и федеральных средств. В 15 часов 31 октября у нас в Большом зале состоится второй итоговый концерт».

1 октября

«Для тех, кто годы не считает»

С большим интересом собравшиеся просмотрели сценку в исполнении Е. Коноваловой и Г. Жировой. Увлекательные викторины стали неотъемлемой частью вечера. С удовольствием наши гости участвовали в веселых конкурсах «Угадай мелодию», «Союзы» и других. Этот день стал настоящим праздником, наполненным радостью, смехом и любимыми мелодиями, создавая атмосферу, в которой каждый участник смог почувствовать себя частью большой и дружной семьи.

1 октября

Пенсии подрастут,   косметику промаркируют  

Важно, что новые правила стимулируют финансово-кредитные организации работать аккуратнее и выдавать ипотечные займы под индивидуальное жилищное строительство более ответственным гражданам. Потенциальным заемщикам следует воспользоваться следующим советом. Перед подачей заявки на ипотеку, как и на любой другой аналогичный продукт, лучше всего проверить свой кредитный рейтинг. Это несложное действие, которое на ряде ресурсов в сети Интернет можно произвести быстро и бесплатно, поможет убедиться, что у вас нет просрочек, а также узнать вероятность одобрения желаемой суммы. А уже после этого можно посмотреть предложения по ипотеке, в том числе связанной со строительством частного дома.

1 октября