Осенью этого года вышел один из самых ожидаемых кинопроектов. Именитая компания выпустила современную версию «Преступления и наказания» Федора Достоевского.
Причем речь идет не о фильме, а о сериале. Предлагаю в нашей ежемесячной кинорубрике разобраться, смогла затмить работа Владимира Мирзоева шедевр Льва Кулиджанова или нет?
Вместо вступления
Обычно кинорубрика начинается с погружения читателя в сюжет обозреваемой картины. Но сейчас в этом нет смысла, ведь речь идет о «Преступлении и наказании», содержание которого мы знаем еще со школьной скамьи. Поэтому вместо вступления будет небольшой рассказ о российских сериалах.
Отечественный кинематограф изменила пандемия коронавируса. На первые роли вышли онлайн-кинотеатры. Российские бизнес-империи увидели в этих сервисах будущее кинорынка.
Компании стали активно вкладывать деньги в развитие онлайн-кинотеатров, создавая собственные проекты. В основном это были сериалы, так как широкая русская душа не может за два часа охватить весь свой замысел, а вот за несколько серий – пожалуйста.
От такого перестроения рынка выиграли практически все участники киноиндустрии, кроме телепродюсеров, чаще всего делавших адаптации зарубежных проектов. Режиссеры и сценаристы теперь могли практически напрямую взаимодействовать с аудиторией, которая почти вся ушла в Интернет.
Успехи не заставили себя ждать, ведь в онлайн-кинотеатрах не было жесткой продюсерской цензуры. Более того, они стали приглашать к себе малоизвестных, но талантливых режиссеров. Создатели сериалов теперь могли не смягчать краски, показывая весь наш колорит. Поэтому успех имели «Слово пацана», «Кибердеревня», «Вампиры средней полосы» и прочие оригинальные проекты, которые местами даже обходят мировые сериальные шедевры последних лет.
Сериал по мотивам романа «Преступление и наказание» создавался долго и упорно, дату премьеры несколько раз переносили, в итоге разбив фильм на две части. Первые четыре серии вышли в начале ноября, а оставшиеся шесть – в конце месяца. Были слухи, что сериал могут и вовсе не выпустить. Есть мнение, что для создателей было бы лучше, если проект действительно остался бы на полках в самой темной комнате.
Тотальное разочарование
Обозначу сразу – сериал Владимира Мирзоева «Преступление и наказание» ужасен во всех смыслах этого слова. Если бы не обязательство перед читателями «ВС», то ваш покорный слуга никогда в жизни не посмотрел бы больше одной серии. Я не знаю, совпадение это или нет, но после каждых 45 минут просмотра этого «шедевра» у меня начиналась дикая мигрень (настоятельно не рекомендую повторять мой опыт на себе).
Обычно в нашей кинорубрике я привожу свои логические умозаключения. Но сегодня особенный случай, ведь авторы проекта сделали еще и документальный фильм о сериале, поэтому буду чаще ссылаться на создателей этой «гениальной» киноработы. Уже на первых секундах «документалки» становится понятно, почему сериал «Преступление и наказание» получился таким. Режиссер Владимир Мирзоев считает, что роман Достоевского написан о том, как в человеке рождается зло. Представляете себе сие открытие? Лично мне всегда казалось, что Федор Михайлович показывал через страдания Раскольникова совесть человека и любовь, которые и позволяют бывшему студенту, признавшись в совершении преступления, измениться и не стать подобием Свидригайлова. Видимо, все это мне приснилось.
Кстати, о снах. Достоевский любил через сон показывать философские и психологические переживания персонажей. Авторы сериала пошли дальше. Они решили сновидения вывести в плоскость альтернативной сиюминутной реальности героев. И зритель прекрасно понимает, когда она наступает. Начинается тотальный ужас – значит мы находимся в ином мире, в котором ходят привидения. Причем не всегда это происходит во сне. Альтернатива может возникнуть в момент диалога персонажей. Именно поэтому у Дуни Раскольниковой в сцене с Разумихиным несколько раз меняется цвет платья. Да-да, это не киноляп, а режиссерский ход, который можно понять, только если посмотреть «документалку» о сериале!
А еще в альтернативной реальности появляется новый персонаж – Тень. Правда, он изначально назывался «Чорт». Именно так в титрах был записан персонаж - через букву о, как писали во времена Федора Михайловича. Справедливости ради скажу, что это действующее лицо было лучшим с точки зрения актерской игры. Здесь стоит сказать браво Борису Хвошнянскому, сыгравшему Тень. Еще прекрасно в кадре выглядит Алена Михайлова в роли Софьи Мармеладовой. Остальные герои – «тихий ужас». Особенно Иван Янковский в образе Родиона Раскольникова. Режиссер Владимир Мирзоев решил дать полную свободу актерам на площадке, они могли делать, что хотят. В итоге Раскольников не воспринимается как человек страдающий, а скорее как психически больной, одержимый шизофренией, и к тому же тупица, за которого испытываешь испанский стыд.
От чего еще зритель может схватиться за сердце? Немудрено ужаснуться от разговоров персонажей. Дело в том, что герои сериала в одном и том же диалоге могут использовать тексты Достоевского и современный жаргон. Авторы проекта утверждают, что они испытывали огромные трудности, чтобы перенести фразы из романа в сериал. Так зачем было это делать? Да и где вы слышали, чтобы люди говорили сейчас, как в ХIХ веке? Но вот исполнительница роли Марфы Петровны Юлия Снигирь считает, что эти фразы актуальны и поныне. Нет, конечно, в некоторых медицинских учреждениях наполеоны, может, так и ведут диалоги... Правда, Снигирь также сказала, что не понимала, какое время на площадке. По-моему, комментарии излишни.
Также складывается впечатление, что весь постановочный процесс в фильме пустили на самотек. В сцене, где Раскольников бросается на Лужина, узнав, как он «подставил» Мармеладову, создатели картины отдали на откуп актерам все действия. А ведь эпизод важен, поступок Родиона о многом говорит. Зачем вообще нужны были режиссеры, постановщики и операторы? В принципе, уборщик на съемочной площадке мог нажать на кнопку видеокамеры. Возможно, получилось бы даже лучше, потому что в сериале всем было плевать на цветокоррекцию. В одной из сцен одновременно за Тенью находится ночной пейзаж, а за спиной Раскольникова - дневной. По такому же принципу были проведены съемки на «хромакее». Причем отмечу, показать обстановку с помощью зеркал - удачная находка.
Ужастик по Достоевскому
Вернемся к плохому. Авторы сериала решили, что главное - не показывать красоту, а изобразить вульгарщину и животные инстинкты человека. Поэтому Раскольников наносит десятки ударов топором по бедной старушке процентщице, делая из нее отбивную котлету. «Работа» Софьи Мармеладовой показывается во всей красе в каждой серии. А Марфа Петровна уже в начале второй серии целуется… с Дуней Раскольниковой. Создатели «шедевра», чтобы избежать пропаганды ЛГБТ (запрещенной в России организации), заменили в этот момент Марфу Петровну на Тень. Но суть осталась прежней. Думаете, что это верх идиотизма? А вот и нет. Владимир Мирзоев планировал, что Свидригайлова и его жену сыграет актер Владимир Мишуков, которому в итоге достался персонаж Порфирия Петровича. Режиссер достаточно спокойно объяснил свои мысли по этому поводу. Просто ему казалось, что в альтернативной реальности подобный ход будет смотреться прекрасно. Только вот как зритель отреагировал бы на тот факт, что в первой серии еще живая Марфа Петровна и Свидригайлов – один и тот же человек? На этот вопрос ответ, мне кажется, очевиден.
Наверное, у вас возник вопрос. Почему 67-летний режиссер по поступкам напоминает юношу пубертатного периода? Просто он живет в своей реальности, в которой для приезда скорой помощи нужна страховка. Это так была обыграна сцена с гибелью Мармеладова, чтобы того в итоге отнесли наверх, как было в романе. Правда, у Достоевского он умирает после совершения убийства Раскольниковым. Родион приходит к его семье, и у него случается философское прозрение. А в сериале это неважно, ведь, как мы помним, по замыслу авторов, произведение показывает зарождение зла в человеке. Именно по этой причине Мирзоев делает такую концовку – Раскольников стреляет себе в голову, так же как и Свидригайлов. Режиссер полностью меняет смысл и суть «Преступления и наказания». У Федора Михайловича бывший студент через душевные терзания с помощью веры и любви проходит путь преображения. Причем в сериале все происходит так же. Раскольникова, в отличие от Свидригайлова, перестают практически мучать кошмары, но в итоге он застрелился, потому что «не людям его судить». Честно говоря, увидев финал, я минут 20-30 просто кричал от шока. А для потехи вот вам цитата режиссера этого «шедевра»: «У нас получился открытый финал». Действительно, ведь когда пуля вышибает мозги человеку, не понятно, что будет с ним в итоге.
Есть ли что-то хорошее в сериале?
Вместо заключения. В работе Владимира Мирзоева есть лишь два плюса – глобальный и относящийся лично ко мне. Создатели проекта решили пригласить для записи саунд-
трека популярного сейчас певца Женю Трофимова – автора песни «Поезда». Женя действительно уникальный талант, поэтому из-под его «пера» вышел кавер на композицию Давида Тухманова «Из вагантов» - «Студент». Трофимов заменил веселый мотив на трагичный, тем самым придав оптимистичным, на первый взгляд, словам грустные нотки. «Студент» в результате лучше передал все настроение романа Достоевского, чем десять серий «от Мирзоева».
Плюс лично для меня - я решил еще раз перечитать «Преступление и наказание». Да, отчасти мысль такая пришла в голову, чтобы лучше подготовиться к написанию этого материала. Однако факт остается фактом. Вот, правда, посмотрев сериал, скорее всего, никто не захочет взять в руки книгу. Владимир Мирзоев, решив не делать экранизацию произведения, в результате создал нечто ужасное и безвкусное, оставив для своего «шедевра» великое название «Преступление и наказание».