Современные технологии помогут улучшить ситуацию на дорогах
Олег ЧесноковСтаврополь стал участником федерального проекта «Развитие цифровой инфраструктуры дорожной сети, интеллектуальных транспортных систем и их элементов», который реализуется в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». ИТС – это, в первую очередь, комплекс подсистем, которые вместе выполняют функции автоматизированного управления дорожным движением. Число транспортных средств на дорогах города увеличивается ежегодно. В результате происходит снижение средней скорости движения и увеличение риска образования заторов. Не всегда есть возможность построить новую дорогу или расширить существующую магистраль. Как в этом помогут интеллектуальные транспортные системы? На этот и многие другие вопросы ответил в ходе интервью газете «Вечерний Ставрополь» заместитель главы администрации краевой столицы, руководитель комитета городского хозяйства Иван Скорняков.
- Иван Александрович, решать проблему оптимизации дорожного движения в Ставрополе с помощью современных технологий – единственный выход?
- Во всяком случае, это наиболее реальный и наименее затратный путь. Внедрение в городе интеллектуальных транспортных систем должно снизить число пробок на улицах Ставрополя. Это произойдёт за счёт эффективного управления светофорными объектами, средствами регулирования и мониторинга дорожного трафика, а также способами информирования участников движения о ситуации на дорогах.
Пока планируется переоснащение 54 светофорных объектов и установка детекторов транспорта. Такая модернизация позволит в режиме реального времени отслеживать транспортные потоки и корректировать работу светофоров исходя из фактической загруженности улично-дорожной сети. Нововведение должно увеличить пропускную способность и снизить временные задержки транспорта.
- Можно чуть подробнее рассказать о технической стороне вопроса.
- Конечно. В состав интеллектуальных транспортных систем войдёт комплекс технических средств для организации дорожного движения. Прежде всего, речь идёт о центральном и коммутационном оборудовании в центре обработки данных. Кроме того, сюда войдёт периферийная техника подсистем ИТС, которая будет размещаться на улично-дорожной сети. Это светофорные контролеры, детекторы транспорта, камеры видеонаблюдения, комплексы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения и контроля веса и габаритов транспорта, автоматические дорожные метеостанции и многое другое. Современные коммуникационные сети свяжут все элементы ИТС в единую защищенную комплексную систему управления.
- Как это будет реально работать?
- Интеллектуальное видеонаблюдение и видеоаналитика позволят оперативно выявлять возникающие на улично-дорожной сети Ставрополя чрезвычайные ситуации и как следствие – быстрее и эффективнее реагировать на них. Подсистема информирования участников дорожного движения вовремя доведёт до водителей и пешеходов информацию о том, что происходит на улицах города. Подсистемы из состава комплекса директивного управления дорожным движением повысят эффективность транспортных потоков и увеличат пропускную способность существующей улично-дорожной сети краевого центра. Тем самым снизятся задержки транспорта, что позволит увеличить среднюю скорость движения.
Кроме реализации основной задачи будут автоматизированы и другие виды деятельности – управление общественным транспортом, контроль выполнения требований правил дорожного движения, обеспечение транспортной безопасности, управление дорожными работами и многое другое.
- Впечатляет. Насколько гибко будут работать интеллектуальные транспортные системы в Ставрополе?
- Очень важно, что всё вышеперечисленные компоненты объе-диняется сценарным подходом к управлению, то есть их действие будет меняться в зависимости от ситуации.
Таким образом, система будет чутко реагировать на возникающие потребности участников дорожного движения и запускать проактивные, то есть меняющиеся по ситуации, сценарии. Это будет происходить как для отработки возникающих ситуаций, так и для предупреждения того, что может случиться и негативно сказаться на эффективности и безопасности дорожного движения.
ИТС – это единая платформа, которая позволяет наращивать систему, расширяя её возможности, а также выбрать приоритетные подсистемы, которые необходимы городу Ставрополю. В настоящее время размещена конкурсная документация на закупку работ по модернизации сети светофорных объектов, а также организации центра обработки данных или управления дорожным движением.
Выполнение работ по модернизации светофоров планируется на основных проблемных узловых перекрестках магистральных улиц краевой столицы.
- Из каких источников будут финансироваться эти работы?
- Существует программа федерального субсидирования работ по созданию интеллектуальных транспортных систем в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги». Ставропольский край ежегодно будет получать средства на данные цели как раз из этого источника.
- Что можно сказать об опыте работы ИТС в других городах и регионах и нормативно-правовой базе для их внедрения?
- Интеллектуальные транспортные системы внедрены и успешно работают в ряде городов Российской Федерации – в Москве, Ростове-на-Дону, Белгороде и других. Опыт этих регионов показал эффективность данной системы при решении ряда вопросов транспортного комплекса.
Вместе с тем нормативно-правовая база для внедрения ИТС определяет порядок проведения работ. Например, методикой оценки текущего состояния вопросов автоматизации дорожного движения в городах, которая была выпущена Федеральным дорожным агентством, и законодательством о закупочной деятельности.
В 2020 году разработан, согласован и утвержден технический проект будущей ИТС города Ставрополя и на его основании была получена федеральная субсидия. Поэтому работы обоснованы не только с точки зрения технической возможности и целесообразности, но и в части готовности краевой столицы к приходу новых высоких технологий в области организации и управления дорожным движением.
- К внедрению интеллектуальных транспортных систем в Ставрополе уже приступили?
- Да. В текущем году мы начали реализацию мероприятий, предусмотренных проектом интеллектуальных транспортных систем. Все инструментальные подсистемы, которые составляют его сущность, планируется реализовать и внедрить на территории краевого центра, начиная с 2021 года и далее до 2024-го. Тогда базовый набор функциональности ИТС будет полностью готов, а сама система сможет полноценно управлять дорожным хозяйством.
Более того, в состав ИТС города Ставрополя будет внедрена система контроля эффективности. Таким образом, в процессе внедрения и развития можно будет контролировать основные показатели. На основе данных, получаемых в результате контроля, можно будет тонко управлять процессом создания ИТС и получить к концу 2024 года эффективную интеллектуальную транспортную систему, полностью соответствующую стратегическим планам по цифровизации процессов управления в Российской Федерации.
- Расскажите чуть подробнее о структуре интеллектуальной транспортной системы.
- Она регламентируется в соответствии с методикой Федерального дорожного агентства. Там чётко прописано, что ИТС состоит из большого количества подсистем. Они и будут управлять всеми аспектами дорожной деятельности на территории Ставропольской городской агломерации. В проекте были определены главные компоненты будущей системы, без которых будет сложно достичь целевых показателей эффективности. Это, в первую очередь, комплекс подсистем, которые все вместе выполняют функцию автоматизированного управления дорожным движением. Сюда входят прямое и косвенное управление движением, мониторинг транспортных и пешеходных потоков и так далее, а также входит подсистема транспортного моделирования. Данная связка – управление дорожным движением и транспортное моделирование – является ядром ИТС города Ставрополя.
В дополнение к этому будут автоматизированы и другие виды деятельности – управление общественным транспортом, контроль выполнения требований правил дорожного движения, обеспечение транспортной безопасности, управление дорожными работами и многое другое.
- То есть безопасность движения в Ставрополе в ближайшее время реально повысится?
- Это – одна из главных целей внедрения в городе ИТС. Несколько подсистем напрямую направлено на её достижение. Транспортное моделирование и прогнозирование позволят в том числе грамотно планировать мероприятия, влияющие на дорожное движение. Это поможет чётко ответить на весьма важный вопрос – как, где и когда организовать перекрытие улиц для проведения массовых мероприятий, чтобы минимизировать их влияние на эффективность дорожного движения.
- А как продумана безопасность самой ИТС?
- Конечно, как только осуществляется цифровизация каких-либо процессов, возникают новые риски и угрозы. Одной из них является возможность осуществления разного рода атак на объекты цифровой и информационной инфраструктуры. Речь идёт о так называемых киберугрозах. Вместе с тем сегодня уже достаточно методов для их предотвращения. Причем на проактивном уровне, то есть когда цифровая инфраструктура защищается даже от еще неизвестных угроз и атак на компьютерные системы и цифровые сервисы. Более того, для этого имеется и нормативно-правовая база, которая позволит защитить ИТС, построив полноценную систему обеспечения информационной безопасности.
- Итак, давайте подведём итог – что конкретно будет сделано в рамках внедрения интеллектуальных транспортных систем в Ставрополе?
- Непосредственно в городе Ставрополе планируется внедрение подсистем автоматизированного управления дорожным движением (АСУДД) посредством переоснащения 54 светофорных объектов и установки детекторов транспорта. Данная модернизация позволит в режиме реального времени отслеживать транспортные потоки и корректировать работу светофорных объектов исходя из фактической загруженности улично-дорожной сети. Это позволит увеличить пропускную способность, а также позволит снизить временные задержки транспорта.
Также запланирована установка информационных табло и специальных переменных знаков. Это позволит оперативно и своевременно информировать водителей об изменении дорожной ситуации – метеорологической обстановке, дорожно-транспортных происшествиях, образовании заторов, а также ввести единую продолжительность цикла работы светофорных объектов - так называемую «зелёную волну».
Размещение четырёх метеостанций в разных частях города позволит оперативно получать информацию об изменении погоды и своевременно информировать об этом водителей посредством электронных табло. Также это даст возможность быстро принимать решения о выведении коммунальной техники.
Также ИТС предусматривает организацию Центра управления дорожным движением, где будут располагаться все вычислительные мощности. Он будет создан на базе Ставропольского троллейбусного предприятия.