Современные технологии помогут улучшить ситуацию на дорогах

Олег Чесноков

Ставрополь стал участником федерального проекта «Развитие цифровой инфраструктуры дорожной сети, интеллектуальных транспортных систем и их элементов», который реализуется в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». ИТС – это, в первую очередь, комплекс подсистем, которые вместе выполняют функции автоматизированного управления дорожным движением. Число транспортных средств на дорогах города увеличивается ежегодно. В результате происходит снижение средней скорости движения и увеличение риска образования заторов. Не всегда есть возможность построить новую дорогу или расширить существующую магистраль. Как в этом помогут интеллектуальные транспортные системы? На этот и многие другие вопросы ответил в ходе интервью газете «Вечерний Ставрополь» заместитель главы администрации краевой столицы, руководитель комитета городского хозяйства Иван Скорняков.

В Ставрополе планируют  переоснастить  54 светофорных объекта.
В Ставрополе планируют переоснастить 54 светофорных объекта.

- Иван Александрович, решать проблему оптимизации дорожного движения в Ставрополе с помощью современных технологий – единственный выход?

- Во всяком случае, это наиболее реальный и наименее затратный путь. Внедрение в городе интеллектуальных транспортных систем должно снизить число пробок на улицах Ставрополя. Это произойдёт за счёт эффективного управления светофорными объектами, средствами регулирования и мониторинга дорожного трафика, а также способами информирования участников движения о ситуации на дорогах.

Пока планируется переоснащение 54 светофорных объектов и установка детекторов транспорта. Такая модернизация позволит в режиме реального времени отслеживать транспортные потоки и корректировать работу светофоров исходя из фактической загруженности улично-дорожной сети. Нововведение должно увеличить пропускную способность и снизить временные задержки транспорта.

- Можно чуть подробнее рассказать о технической стороне вопроса.

- Конечно. В состав интеллектуальных транспортных систем войдёт комплекс технических средств для организации дорожного движения. Прежде всего, речь идёт о центральном и коммутационном оборудовании в центре обработки данных. Кроме того, сюда войдёт периферийная техника подсистем ИТС, которая будет размещаться на улично-дорожной сети. Это светофорные контролеры, детекторы транспорта, камеры видеонаблюдения, комплексы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения и контроля веса и габаритов транспорта, автоматические дорожные метеостанции и многое другое. Современные коммуникационные сети свяжут все элементы ИТС в единую защищенную комплексную систему управления.

- Как это будет реально работать?

- Интеллектуальное видеонаблюдение и видеоаналитика позволят оперативно выявлять возникающие на улично-дорожной сети Ставрополя чрезвычайные ситуации и как следствие – быстрее и эффективнее реагировать на них. Подсистема информирования участников дорожного движения вовремя доведёт до водителей и пешеходов информацию о том, что происходит на улицах города. Подсистемы из состава комплекса директивного управления дорожным движением повысят эффективность транспортных потоков и увеличат пропускную способность существующей улично-дорожной сети краевого центра. Тем самым снизятся задержки транспорта, что позволит увеличить среднюю скорость движения.

Схема работы ИТС.
Схема работы ИТС.

Кроме реализации основной задачи будут автоматизированы и другие виды деятельности – управление общественным транспортом, контроль выполнения требований правил дорожного движения, обеспечение транспортной безопасности, управление дорожными работами и многое другое.

- Впечатляет. Насколько гибко будут работать интеллектуальные транспортные системы в Ставрополе?

- Очень важно, что всё вышеперечисленные компоненты объе-диняется сценарным подходом к управлению, то есть их действие будет меняться в зависимости от ситуации.

Таким образом, система будет чутко реагировать на возникающие потребности участников дорожного движения и запускать проактивные, то есть меняющиеся по ситуации, сценарии. Это будет происходить как для отработки возникающих ситуаций, так и для предупреждения того, что может случиться и негативно сказаться на эффективности и безопасности дорожного движения.

ИТС – это единая платформа, которая позволяет наращивать систему, расширяя её возможности, а также выбрать приоритетные подсистемы, которые необходимы городу Ставрополю. В настоящее время размещена конкурсная документация на закупку работ по модернизации сети светофорных объектов, а также организации центра обработки данных или управления дорожным движением.

Выполнение работ по модернизации светофоров планируется на основных проблемных узловых перекрестках магистральных улиц краевой столицы.

- Из каких источников будут финансироваться эти работы?

- Существует программа федерального субсидирования работ по созданию интеллектуальных транспортных систем в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги». Ставропольский край ежегодно будет получать средства на данные цели как раз из этого источника.

- Что можно сказать об опыте работы ИТС в других городах и регионах и нормативно-правовой базе для их внедрения?

- Интеллектуальные транспортные системы внедрены и успешно работают в ряде городов Российской Федерации – в Москве, Ростове-на-Дону, Белгороде и других. Опыт этих регионов показал эффективность данной системы при решении ряда вопросов транспортного комплекса.

Вместе с тем нормативно-правовая база для внедрения ИТС определяет порядок проведения работ. Например, методикой оценки текущего состояния вопросов автоматизации дорожного движения в городах, которая была выпущена Федеральным дорожным агентством, и законодательством о закупочной деятельности.

В 2020 году разработан, согласован и утвержден технический проект будущей ИТС города Ставрополя и на его основании была получена федеральная субсидия. Поэтому работы обоснованы не только с точки зрения технической возможности и целесообразности, но и в части готовности краевой столицы к приходу новых высоких технологий в области организации и управления дорожным движением.

- К внедрению интеллектуальных транспортных систем в Ставрополе уже приступили?

- Да. В текущем году мы начали реализацию мероприятий, предусмотренных проектом интеллектуальных транспортных систем. Все инструментальные подсистемы, которые составляют его сущность, планируется реализовать и внедрить на территории краевого центра, начиная с 2021 года и далее до 2024-го. Тогда базовый набор функциональности ИТС будет полностью готов, а сама система сможет полноценно управлять дорожным хозяйством.

Более того, в состав ИТС города Ставрополя будет внедрена система контроля эффективности. Таким образом, в процессе внедрения и развития можно будет контролировать основные показатели. На основе данных, получаемых в результате контроля, можно будет тонко управлять процессом создания ИТС и получить к концу 2024 года эффективную интеллектуальную транспортную систему, полностью соответствующую стратегическим планам по цифровизации процессов управления в Российской Федерации.

- Расскажите чуть подробнее о структуре интеллектуальной транспортной системы.

- Она регламентируется в соответствии с методикой Федерального дорожного агентства. Там чётко прописано, что ИТС состоит из большого количества подсистем. Они и будут управлять всеми аспектами дорожной деятельности на территории Ставропольской городской агломерации. В проекте были определены главные компоненты будущей системы, без которых будет сложно достичь целевых показателей эффективности. Это, в первую очередь, комплекс подсистем, которые все вместе выполняют функцию автоматизированного управления дорожным движением. Сюда входят прямое и косвенное управление движением, мониторинг транспортных и пешеходных потоков и так далее, а также входит подсистема транспортного моделирования. Данная связка – управление дорожным движением и транспортное моделирование – является ядром ИТС города Ставрополя.

В дополнение к этому будут автоматизированы и другие виды деятельности – управление общественным транспортом, контроль выполнения требований правил дорожного движения, обеспечение транспортной безопасности, управление дорожными работами и многое другое.

- То есть безопасность движения в Ставрополе в ближайшее время реально повысится?

- Это – одна из главных целей внедрения в городе ИТС. Несколько подсистем напрямую направлено на её достижение. Транспортное моделирование и прогнозирование позволят в том числе грамотно планировать мероприятия, влияющие на дорожное движение. Это поможет чётко ответить на весьма важный вопрос – как, где и когда организовать перекрытие улиц для проведения массовых мероприятий, чтобы минимизировать их влияние на эффективность дорожного движения.

- А как продумана безопасность самой ИТС?

- Конечно, как только осуществляется цифровизация каких-либо процессов, возникают новые риски и угрозы. Одной из них является возможность осуществления разного рода атак на объекты цифровой и информационной инфраструктуры. Речь идёт о так называемых киберугрозах. Вместе с тем сегодня уже достаточно методов для их предотвращения. Причем на проактивном уровне, то есть когда цифровая инфраструктура защищается даже от еще неизвестных угроз и атак на компьютерные системы и цифровые сервисы. Более того, для этого имеется и нормативно-правовая база, которая позволит защитить ИТС, построив полноценную систему обеспечения информационной безопасности.

- Итак, давайте подведём итог – что конкретно будет сделано в рамках внедрения интеллектуальных транспортных систем в Ставрополе?

- Непосредственно в городе Ставрополе планируется внедрение подсистем автоматизированного управления дорожным движением (АСУДД) посредством переоснащения 54 светофорных объектов и установки детекторов транспорта. Данная модернизация позволит в режиме реального времени отслеживать транспортные потоки и корректировать работу светофорных объектов исходя из фактической загруженности улично-дорожной сети. Это позволит увеличить пропускную способность, а также позволит снизить временные задержки транспорта.

Также запланирована установка информационных табло и специальных переменных знаков. Это позволит оперативно и своевременно информировать водителей об изменении дорожной ситуации – метеорологической обстановке, дорожно-транспортных происшествиях, образовании заторов, а также ввести единую продолжительность цикла работы светофорных объектов - так называемую «зелёную волну».

Размещение четырёх метеостанций в разных частях города позволит оперативно получать информацию об изменении погоды и своевременно информировать об этом водителей посредством электронных табло. Также это даст возможность быстро принимать решения о выведении коммунальной техники.

Также ИТС предусматривает организацию Центра управления дорожным движением, где будут располагаться все вычислительные мощности. Он будет создан на базе Ставропольского троллейбусного предприятия.

интеллектуальные транспортные системы, руководитель комитета городского хозяйства Иван Скорняков, интервью

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление