Две стороны одного бюджета

.

В конце августа в стенах городской администрации прошло межведомственное совещание, посвящённое исполнению доходной части бюджета по налоговым и неналоговым платежам за 7 месяцев текущего года и мерам, принимаемым по увеличению поступлений в бюджет. «Лицо» и «изнанку» местной казны изучали собравшиеся под одной крышей городские депутаты, налоговики, судебные приставы, специалисты комитета финансов и бюджета администрации и других подразделений мэрии, являющихся администраторами доходов.

Аверс

Чтобы понять, куда тратятся бюджетные деньги, достаточно держать глаза открытыми. За последние годы Ставрополь вполне справедливо дважды признавался самой благоустроенной региональной столицей. В городе появились две новые школы, несколько детских садов, вот-вот заработает долгожданная поликлиника в Юго-Западном районе и откроет свои двери ещё одно общеобразовательное учреждение. В нынешний же юбилейный год количество объектов, созданных и реконструированных к 240-летию краевой столицы, перевалит за девять десятков. Обновлённые магистрали, зоны отдыха, культурные комплексы…

Как говорится, нет предела совершенству при наличии денежных средств. О собираемости этих средств в начале совещания доложила замруководителя комитета финансов и бюджета администрации Ставрополя Татьяна Гордиенко. По её словам, за январь - июль 2017 года в бюджет поступило 1,8 миллиарда рублей, превзойдя плановые назначения по налоговым доходам на 3,5 %, а по неналоговым - на 1,4 %. Сам главный финансист города Валерий Костюков отметил, что позитивные результаты стали возможны благодаря целенаправленной работе финансового подразделения, выступающего координатором межведомственного взаимодействия администраторов доходов.

Реверс

Однако при ближайшем рассмотрении блеск оптимистичных цифр по перевыполнению контрольных показателей заметно тускнеет. Как полагают финансисты, по ряду доходных источников существуют реальные риски неисполнения годового плана. Это - аренда муниципального имущества, продажа земельных участков, реализация иного имущества, плата по договорам за эксплуатацию рекламных конструкций и за негативное воздействие на окружающую среду. Если за 7 месяцев недобор по этим статьям составил свыше 28 миллионов рублей, то до конца года он может вырасти в несколько раз и перешагнуть рубеж в 120 миллионов.

В сфере налоговых доходов приятная взору картина выстроена за счёт бюджетообразующего налога – на доходы физических лиц (его доля в собственных доходах муниципалитета около 42%), прирост которого в отчётном периоде по отношению к плану составил больше 27 миллионов. Одновременно с этим просели единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности (минус десять миллионов), государственная пошлина (минус девять миллионов) и акцизы (минус три миллиона).
В общем, с учётом того, что бюджет мог бы получить за прошедшие семь месяцев, но не получил, перевыполнение плана внушает лишь сдержанный оптимизм в текущем моменте и вовсе не отменяет прогнозируемых рисков в перспективе. Так что администраторам доходов есть над чем поразмыслить.

И вопрос ребром

…Который неизбежно возникает, когда речь заходит о неизлечимой пока «болезни» нашего бюджета, как, впрочем, и всей бюджетной системы, – недоимках. По сравнению с ситуацией на начало года положительная динамика, конечно, есть: недоимка по налогам снизилась на 20,8%, по неналоговым платежам - на 1,6%. Однако вдумайтесь в абсолютные цифры – 242 и 223,5 миллиона рублей соответственно, в сумме почти полмиллиарда. Такие цифры хочется писать прописью, чтобы каждый, кто прочтёт эту статью, прочувствовал масштаб. Каким подспорьем стали бы эти деньги для нашего дефицитного бюджета, даже не стоит говорить, и так понятно.

Костяк налогового недобора – в имущественных налогах физлиц. Несмотря на действительно резкое, более чем на треть, сокращение с начала года, сводная недоимка по налогу на имущество и земельному налогу продолжает оставаться самой значительной и составляет 66% от общего объема задолженности, следом идёт недоимка по НДФЛ – 42 миллиона. В неналоговом секторе «пальму первенства» держит арендная плата за земельные участки. Правда, надо сказать, что ответственный за это направление КУМИ в последние годы отточил как технику собираемости, стабильно превышая 95-процентные показатели, так и взимания недоимки с должников через претензионные иски.

Возглавивший президиум совещания вице-спикер городской Думы Геннадий Тищенко сформулировал перед участниками основной посыл встречи:
- Мы все горожане: налоговые инспекторы, судебные приставы, сотрудники администрации, депутаты. Все мы работаем на благо Ставрополя. Но сейчас, чтобы город решал стоящие перед ним задачи, развивался дальше, мы должны делать больше, чем привыкли, выкладываться на двести процентов, особенно в части сбора положенных платежей. Это не личная прихоть, а жёсткие требования действительности.

В первую очередь, мы должны создать обстановку нетерпимости к неплательщикам. Если в целом по налогам у нас недоимка снизилась, то по ЕНВД она повысилась, и не просто повысилась, взлетела на 20%, до 35 миллионов рублей. Топ списка неплательщиков мы уже знаем наизусть: «ИнтерРос», «Белвест Риэлт Ставрополь», «Мир Стекла», Кукушкин, Марачковский, Деньщиков и иже с ними. Неуплата по аренде земли – картина та же. Из года в год одни и те же лица. На десять крупнейших должников приходится треть от общей суммы задолженности. Изучая перечень «неимущих», не знаешь, то ли плакать, то ли смеяться: завод «Ставбытхим», ООО «Беркут», ООО «Ставнефть», ООО «Вершина», ООО «Ремонтно-строительная компания», Иванюта Павел Павлович, ОАО «Нефтегазовая компания Ставрополье». «Самые обездоленные» задолжали бюджету вскладчину 66 миллионов рублей. Этот вопрос пора решать кардинально. Пока такие крупные бизнес-фигуры будут игнорировать свои обязательства перед бюджетом, им будет подражать и малое предпринимательство, обоснованно полагая, что раз уж этим деятелям позволено не платить миллионы, то остальным позволено не платить тысячи.

Работа, и работа правильная, по снижению недоимки ведётся. Проводятся рейды, возбуждаются исполнительные производства, принимаются своевременные обеспечительные меры по исковым требованиям о взыскании задолженности, выявляются организации, выплачивающие низкую заработную плату, что, как правило, говорит о «серых схемах» и неуплате НДФЛ, при обращении за муниципальными услугами заявителю сообщается о наличии долга и сразу вручается квитанция для оплаты. Всё это, во многом, – результат наших предыдущих встреч. Безусловно, работу в этом направлении мы должны продолжить и интенсифицировать. Но есть ещё один важный вектор нашей совместной деятельности, о котором в процессе дискуссии мы как-то забыли. Все эти «ужасные» миллионы недополученных рублей – всего лишь часть гораздо большего бюджетного провала, поскольку отражают только официальную статистику. Между тем, по разным оценкам, примерно 40 % малого бизнеса в нашем городе работает в тени, и ни о каких налогах здесь речи не идёт вообще. Вот с этим нужно бескомпромиссно бороться, выводить предпринимателей и самозанятых граждан строго в правовое поле. Ключевую роль в этом процессе, как мне представляется, должно играть само бизнес-сообщество и общественные структуры, ориентированные на поддержку предпринимательства: «Опора России», «Деловая Россия», «Городской союз малого и среднего бизнеса» и им подобные организации. Отсюда вытекает и главная задача ставропольского бизнес-омбудсмена – практическая помощь в легализации бизнеса. Сначала легализовать, потом – представлять интересы! Только так мы можем сформировать справедливую и эффективную рыночную систему, в равной степени отвечающую потребностям муниципалитета и предпринимателей.

Дарья Катеринич.

исполнение доходной части бюджета, сбор налогов, аренда муниципального имущества

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Экономика»