История большой трагедии маленького города

Нина Погребная

Продолжение.
Начало в №№55, 66, 74-75, 84-85.

 

«Вечерний Ставрополь» совместно с музеем истории медицины Ставропольского государственного медицинского университета публикует цикл материалов о жертвах холокоста – врачах, исследователях в области медицины и тех, кто остался со своими близкими до конца. Всего от рук оккупантов в Ставрополе погибли четыре тысячи человек, в числе которых 660 душевнобольных, 33 сотрудника Ставропольского медицинского института и 39 членов их семей.

В Ставрополе на мемориале жертвам холокоста вблизи старого аэродрома, где нацисты расстреливали и уничтожали в душегубках людей, среди увековеченных имен вверху пятой плиты есть и имя Полонской Розалии Израилевны 1899 года рождения.

Профессор Розалия Полонская.
Профессор Розалия Полонская.

Розалия Полонская успешно окончила Днепропетровский медицинский институт в 1923 году. Со студенческих лет начала работать: сначала – инструктором-препаратором, а позже – ассистентом на кафедре нормальной анатомии, защитила кандидатскую диссертацию.

В начале 30-х годов была старшим ассистентом на кафедре нормальной анатомии в Краснодаре и Ленинграде, а в 1933 году Розалия Полонская стала заведующей кафедрой в Башкирском медицинском институте в Уфе. Профессора Полонскую неоднократно отмечали за хорошую организацию работы кафедры нормальной анатомии, уже спустя год после начала работы ей вручили Грамоту ударника.

К нам, в Ставрополь (Ворошиловск), Розалия Полонская попала по направлению Народного комиссариата здравоохранения РСФСР в 1938 году, ведь Ворошиловский медицинский институт только начал формироваться, поэтому опытных специалистов приглашали из разных городов. Розалию Полонскую и Алексея Полонского, о котором «Вечерний Ставрополь» уже рассказывал, связывают только фамилия и трагическая гибель, они не были родственниками.

«Розалия Полонская была назначена не просто заведующей кафедрой нормальной анатомии, фактически ей пришлось с нуля организовывать работу», – отметил руководитель музея истории медицины СтГМУ Андрей Карташев.

Семья Полонских проживала на улице Молотова (сегодня – Мира) в доме 286 – это пересечение с улицей Артема.

«В этот период большинство заведующих кафедрами проживали в коммунальных квартирах или в частных домах, снимаемых институтом, – продолжил Андрей Карташев. – Они нуждались в улучшении жилищных условий, так как по роду своей деятельности имели право на 20 квадратных метров дополнительной жилплощади. Но с началом войны эта проблема для семьи Полонских отошла на задний план».

Характеристика на Абрама Могильницкого.
Характеристика на Абрама Могильницкого.

Розалия Полонская поражала всех своей энергичностью. Чтобы больше общаться со студентами, специалист была не только заведующей кафедрой, но и выполняла работу ассистента. Удивительно, как этот человек любил свое дело! Помимо основной работы Розалия Полонская взялась за создание анатомического музея на кафедре нормальной анатомии, некоторые из экспонатов, сделанных ее руками, можно увидеть и сегодня. В характеристике от 19 декабря 1938 года директор Ворошиловского медицинского института Абрам Могильницкий пишет, что профессор Полонская «проявила себя энергичным работником и прекрасным организатором, хорошо знающим свой предмет преподавателем и научным работником, пользуется авторитетом у студенчества, профессорско-преподавательского состава и обслуживающего персонала». Этот документ, написанный директором института от руки, подшит в личном деле Полонской – одном из немногих, сохранившихся после оккупации в архиве университета.

В марте 1939 года по случаю Международного женского дня директор Ворошиловского медицинского института отметил профессора Полонскую благодарностью за организацию работы кафедры. В этом же году Розалия Полонская защитила диссертацию «К морфологии предпозвоночного лимфатического протока» при Втором Ленинградском медицинском институте и стала доктором медицинских наук. Ее главными научными интересами были актуальные и по сей день темы: проблемы лечения лимфатических сосудов и изучение патологии развития плода во время беременности. Научные труды Розалии Полонской публиковали не только в русскоязычных научных изданиях, но и за рубежом: десять работ изданы на немецком языке.

Когда в 1941 году в Ворошиловск эвакуировали сотрудников медицинских институтов из Украинской ССР, должность заведующего кафедрой нормальной анатомии занял директор Днепропетровского медицинского института профессор Моисей Тростанецкий, имевший большой опыт педагогической работы, однако если он отсутствовал по причине болезни или командировки, обязанности заведующего кафедрой исполняла Розалия Полонская, ее уважали и считали ценным работником.

С началом оккупации большинство сотрудников медицинского института эвакуироваться не успело, а 14 августа 1942 года после «обращения к еврейскому населению, постоянно проживающему в Ставрополе» (нацисты переименовали город. – Прим. ред.), Розалия Полонская, ее мать и отец, как и другие горожане еврейского происхождения, пришли в Дом Красной Армии для регистрации. Оттуда они уже не вернулась. Всех пришедших закрыли в сараях, а затем увезли в лес и расстреляли. Тела нацисты сбрасывали в общую яму на территории аэродрома.

Могилу вскрыли только 12 июня 1943 года, чтобы опознать и достойно перезахоронить невинно убитых людей. Среди тех, кто участвовал в процедуре опознания тел сотрудников Ворошиловского медицинского института, был доктор медицинских наук, заведующий кафедрой физиологии Петр Никифоровский, вошедший от медицинского института в состав комиссии Сталинского района города Ставрополя по расследованию зверств фашистских оккупантов.

Фото предоставлены музеем истории медицины
Ставропольского государственного медицинского университета.

Продолжение следует.

 

СГМУ, холокост

Другие статьи в рубрике «История»



Последние новости

Все новости

Объявление