С 1 мая открывается новый сезон уличной торговли

Лариса Денежная

Весна в этом году выдалась прохладная. Но в нижней части Ставрополя уже начала цвести черешня и готовится вишня. А с 1 мая открывается новый сезон уличной торговли. Как подготовился к нему город и каким ему быть? На этот и другие вопросы отвечает руководитель комитета экономического развития и торговли администрации г. Ставрополя Наталья Меценатова.

– Наталья Ильинична, ваш комитет заблаговременно начинает подготовку к новому сезону. И судя по тому, что в нашей газете были опубликованы эскизы павильонов и киосков, которые скоро появятся на улицах Ставрополя, эта работа идет активно.

– И давно. Еще 25 декабря 2020 года Ставропольская городская Дума утвердила схему дислокации нестационарных торговых объектов. Уже проведены конкурсные отборы, где были разыграны лоты между участниками на размещение по утвержденным адресам сезонных объектов по продаже прохладительных напитков и летних площадок ресторанов и кафе. Конкурсы сопровождались   утверждением эскизов. Отличительная особенность летних площадок этого года – их максимальная открытость, минимум тяжеловесных конструкций типа крыш и карнизов. Современный дизайн, соответствующий европейским трендам, с использованием преимущественно натуральных материалов, элементов озеленения. Чтобы наши жители ощутили в полной мере комфорт городской среды, которой мы так гордимся. На свежем воздухе, в красивой обстановке могли выпить чашечку кофе с десертом или съесть мороженое. Вместе с семьей или друзьями отдохнуть от дел и домашних забот в лучших традициях нашего города. И поверьте, в Ставрополе круассаны пекут не хуже, чем во Франции.

– Как вкусно рассказываете...

– А наш город и кормить может вкусно. У нас хорошая кухня и повара, доступные цены. И когда приезжают к нам столичные повара со своими мастер-классами, они удивляются подготовленности и мастерству наших специалистов.

– Наталья Ильинична, несколько лет назад был разработан единый дизайн киосков и павильонов в зависимости от их функционального назначения. В этом году утвержден другой. А в чем его новизна и необходимость такой перемены? Для предпринимателей — это дополнительные затраты.

– Сразу отмечу, что модернизация объектов касается только тех, которые устанавливаются в центре города и местах массового скопления людей.

Летняя площадка утопает в зелени.
Летняя площадка утопает в зелени.

Меняется город — должны соответствовать ему и торговые объекты. Они должны быть современными и гармонировать с исторической частью центра Ставрополя. И здесь важны не только их конструкция, но и цветовое решение. Сегодня, например, модны пастельные тона. Новая форма нестационарных объектов была разработана и утверждена главным архитектором города. Те объекты, которые раньше стояли в центре города, но несколько устарели, будут перемещены на периферийные территории Ставрополя. Так, стилизованные лотки по продаже кваса в форме стаканов были современны еще три-пять лет назад, а на сегодня этот формат – уже вчерашний день. На смену им будут установлены лотки привычной нам классической формы. Но это не значит, что квас на окраине по качеству будет хуже, чем в центре.

– Коль заговорили о квасе. Вместе с упомянутыми вами киосками-стаканами в город тогда пришел и производитель этого напитка из Краснодарского края. Позже конкуренцию ему составил изобильненский квас, который продавался в киосках аналогичной формы в виде стилизованных стаканов с воздушной пенкой темно-коричневого напитка.     Появятся ли новые игроки на этом рынке? Я имею в виду производителей Ставрополья.

– Будут и производители нашего края. На рынок по продаже напитков выйдет новый игрок – Невинномысский хлебокомбинат. Будут поставки кваса и из Зеленокумска.

– В предыдущие сезоны на улицах Ставрополя появились вендинговые автоматы, в том числе реализующие и напитки. Введение противоэпидемических мер в связи с пандемией как-то отразится на этих форматах нестационарной торговли?

Ярмарки — популярный формат.
Ярмарки — популярный формат.

– Городская схема размещения сезонных торговых объектов не распространяется на вендинговые автоматы. Их установка — право собственников ресторанов и кафе, магазинов, располагающих таким оборудованием. Они размещаются вблизи этих предприятий. Для города же предпочтительней продажа прохладительных напитков через лотки. Их работу легче контролировать. Любой покупатель может проверить документы на эту продукцию, узнать, когда и кем она произведена. С автоматами сложнее контролировать товарные остатки, срок их годности. Есть и ряд других проблем. Кроме того, как показала практика, их использование не очень эффективно. Сработал принцип экономической целесообразности. Некоторые предприниматели сами решили отказаться от их использования.

– Количество нестационарных торговых объектов изменилось?    

– В схеме дислокации – 86 адресов. Из них разыграно уже 69. Но до конца месяца количество участников увеличится. Есть еще желающие поучаствовать в конкурсе.

Конечно, схема — это не догма. Некоторые предприниматели сократили количество торговых точек там, где это оказалось невыгодно.

– Получит ли дальнейшее развитие мобильная торговля? Многие предприятия обзавелись «прилавками на колесах».

– Конечно, этот формат торговли будет развиваться. Он востребованный. Речь идет о специальном автотранспорте, оснащенном холодильным оборудованием и всем необходимым для соблюдения санитарных требований.   Но хочу сразу предостеречь жителей нашего города от покупки продукции с частных автомашин. Я на днях общалась с работникам ветлаборатории. Они рассказали: если бы жители знали, какой объем молочной продукции заражен бруцеллезом и какие серьезные последствия их употребления, они никогда не покупали бы молочку с частных машин у незнакомых продавцов. Ну а если кто-то хочет купить натуральное молоко из-под коровы, которое проверила лаборатория, то лучше это сделать на городском рынке. Напомню, что в Ставрополе их пять.

Традиционно во время городских мероприятий, на ярмарках, а также в парках устанавливаются мобильные кофейни и выездные прилавки по торговле прохладительными напитками. В Ставрополе будет развиваться и такой формат мобильной торговли, как фудтраки. Это такие фургоны на колесах с оборудованием для приготовления блюд. В прошлом году пандемия помешала этим планам. В этом году мы будем обсуждать развитие этого формата вместе с предпринимательским сообществом и депутатами городской Думы.

– Наталья Ильинична, ставшие уже традиционными акции «Ярмарка выходного дня» и «Овощи к подъезду» – одни из самых популярных форматов сезонной торговли. Витаминные выездные прилавки располагаются внутри кварталов, рядом с жилым сектором, что очень удобно для жителей. Чем в этом году   порадуют нас сельхозпроизводители?

– Хорошим ассортиментом витаминной продукции, чему способствует развитие в крае тепличных комплексов, расширение площадей под овощные культуры и ягодники, закладка новых садов, виноградников.

В схеме дислокации сезонных объектов – 61 площадка вместимостью до трех автолавок на 180 торговых мест для товаропроизводителей Ставропольского края. На территории Ленинского района – 18, Октябрьского – 16, Промышленного – 27. Места для товаропроизводителей предоставляются на безвозмездной основе. Период функционирования этих сезонных площадок – с 15 мая по 15 декабря. На сегодняшний день подано 90 заявок от 15 товаропроизводителей Ставропольского края. Это уже знакомые нашим жителям крестьянско-фермерские хозяйства Педашенко Е.А. (Труновский район), Манаков И.А. (Изобильненский район), Голосниченко О.Н. (Кочубеевский район), индивидуальные предприниматели Борисенко Г.П., Дащенко Е.Г. (Петровский район), Губарев А.Б., Ледовская В.В., Максимов А.В., Демченко Е.И. (Грачевский район), Махмудян А.Ж. (Труновский район) и другие.

В крае расширились клубничные плантации. И уже в мае в Ставрополь привезут ягоду, выращенную КФХ Педашенко из Труновского района и КФХ Суховой из Красногвардейского. Позже – и местную черешню из ОПХ «Шпаковское», КФХ Манакова из Изобильненского района. Лишь бы не подкачала погода.

 

Ставрополь, ярмарка выходного дня, мобильная торговля

Другие статьи в рубрике «Экономика»



Последние новости

Все новости

Объявление