Афганское небо  полковника Зубова | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Здравствуй, Родина!
 Афганское небо  полковника Зубова

 Афганское небо  полковника Зубова

14 февраля
17:36

 15 февраля – День памяти о  россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, и 36-я годовщина вывода Ограниченного контингента советских войск из Афганистана.

Перекличка  времен

История соткана из людских судеб, тем более – военная. Афганская война, сколько бы лет ни минуло с ее окончания, всегда будет оставаться частью российской истории... В 90-х ее пытались «вычеркнуть» из памяти, признать ошибкой... Но и эта либеральная идея при успешном старте в 1990-м с годами «сдулась» и в итоге потерпела крах. Хотя «кальки» нашими недругами за границей и внутри страны в отношении воинов-интернационалистов и самой военной операции применялись те же, что и сейчас. Бандитов Запад снабжал деньгами и оружием, наших солдат звал «оккупантами», а возводимых советскими специалистами мостов, школ, больниц в упор не видел... Только тогда мы не понимали, что от геополитических противников и прикормленных ими наших «свободомыслящих» сограждан ничего другого ждать и не следует. Но сейчас-то мы это осознаем. Не все, к сожалению, но большинство...

Тем интереснее слушать воспоминания воинов, сорок лет назад выполнявших свой воинский долг за пределами Отечества, защищавших интересы нашей страны, как говорится, на дальних подступах. Обеспечивающих безопасность наших граждан и их защиту  от еще неведомых советским людям бед – транснационального наркотрафика и международного терроризма. Правда, сорок лет назад мало кто из нас представлял, что это такое. А воины-интернационалисты просто честно исполняли воинский долг и делали свою тяжелую опасную мужскую работу.

Владимир Павлович Зубов сейчас. Бойцы вспоминают минувшие дни

Полковник в отставке Владимир Павлович Зубов помнит дни середины февраля 1989-го отчетливо, словно вчера все было. Но, как человек военный, сверяет воспоминания с записями в летной книжке. А она у полковника Зубова похожа на увесистый том из собрания сочинений классика мировой литературы.

Только исписана от руки короткими данными с указанием даты и времени выполнения боевых и учебных задач.

Владимир Павлович перечитывает записи за 14–15 февраля и сам немного удивляется.

– У меня за эти дни одиннадцать боевых вылетов...

Хотя удивляться не приходится, помятуя о протяженности и глубине афганского фронта. А каждую уходящую в Союз войсковую и пограничную колонну надо было прикрывать с воздуха плюс освещать дорогу в ночное время.  Так что напряженные это были дни у вертолетчиков. Даже по афганским меркам.

Тысяча боевых вылетов

Сейчас в свои 84 года  Владимир Павлович и сам удивляется, рассказывая, что профессию себе он изначально выбирал мирную. Окончил училище гражданской авиации. В ней и работал. До 1969 года, когда грянули события на острове Даманский. После чего власти срочно стали ликвидировать последствия хрущевского тотального сокращения армии. Вооруженные силы принялись в срочном порядке восстанавливать, укрупнять и укреплять. В то время многие гражданские специалисты осваивали военные специальности. Одним из таких  был  Владимир Зубов, ставший офицером пограничной авиации.

Но в первые годы службы он себе и представить не мог, с каким активом будет выходить в запас. В конце 60-х – начале 70-х годов никто даже в самых страшных снах и буйных фантазиях не увидел бы Афганской войны, крушения СССР и последующих конфликтов на таджикской границе и на Северном Кавказе. Владимиру Зубову пришлось стать участником этих событий. У него 5000 часов налета на разных типах самолетов и вертолетов, больше тысячи боевых вылетов. В Афганистане он в качестве начальника штаба авиагруппы и  офицера-инспектора участвовал  в сорока крупнейших пограничных боевых операциях: осуществлял разработку, организацию и контроль в период проведения. Был связующим звеном между пунктом управления и полем боя. Этим и объясняется такое количество боевых вылетов.

Мармоль. Операция уникальная и бескровная

Одной из самых значимых операций была Мармольская – уникальная и значимая по многим параметрам, и главное – бескровная. Несмотря на сложность задач, наша группировка при проведении операции в Мармоле не потеряла ни одного человека.

А ведь Мармоль казался абсолютно неприступным укрепрайоном душманов. Здесь у бандитов были и база подготовки, и полевой лагерь, и госпиталь, и множество складов с оружием и боеприпасами. И «духи» чувствовали себя в полной безопасности в этой котловине, со всех сторон окруженной горами, практически непроходимыми. Узкий проход был только один – по ущелью.

Генерал армии Вадим Матросов вручает Владимиру Зубову орден Красного Знамени

Этот район наши  пытались штурмовать дважды силами армейских мотострелковых подразделений. Безуспешно. Потом операцию по уничтожению укреп-района боевиков поручили пограничникам. Естественно – с применением пограничной авиации.

– Для проведения операции создали сводный авиаполк (около 60 единиц авиатехники), – рассказывает Владимир Зубов. – Я был назначен начальником штаба.  Перед началом операции  десантно-штурмовые группы были сконцентрированы на наших ближайших базах.  20 января 1984 года после артподготовки и ударов армейских истребителей началось массовое десантирование. С заранее подготовленных площадок один вертолет взлетал за другим. На борту – пограничный десант. В Мазари-Шарифе ситуация осложнялась тем, что лопасти «вертушек» поднимали такую пыль, в которой трудно было что-то разглядеть...

...Что такое афганская пыль, в полной мере может представить только тот, кто ее видел воочию. В ней реально можно утонуть, как в болоте: она чуть не до пояса доходит, а стоит ее взбаламутить – в метре ни зги не увидеть... Так что пылюку приходилось с воздуха заливать. «Водовозка» сновала от арыка и обратно без перерыва и, выбрасывая воду, прибивала к земле легковесный грунт. Очень опасная это была задача. Но выполнили ее успешно. Когда «духи» перекрыли арык, основные силы десанта были уже высажены. И  к вечеру пограничники взяли базу боевиков.

Залог успеха этой операции заключался в том, что все было просчитано до деталей и мелочей.

Начштаба Зубов совершил за время штурма 21 боевой вылет.

Отдельные штрихи Афганской войны

Можно просчитать и спланировать операцию, но в условиях боевых действий жизнь частенько  вносит коррективы даже в самые точные расчеты и продуманные планы.

Например, перелет из Тахта-Базара в Керки ничем особенным для Владимира Зубова не был ознаменован. Он просто возвращался из командировки. Даже не за штурвалом был – в качестве пассажира летел.  Вертолет в штатном режиме двигался вдоль границы и вдруг оказался в зоне проведения спецоперации.  И тут сообщение по рации: один «борт» ушел на «вынужденную»... Птицы в сопло попали – тут без вариантов: либо садиться, либо падать... Но машину и экипаж спасать надо – «духи» на такую добычу быстро слетятся.

Так что подсели рядом и кинулись пострадавшую от птиц «вертушку» разгружать под ноль, вплоть до баков в кабине пилота. За штурвал сел комполка Федотов – поврежденную машину он решил привести на базу лично, даже без штурмана. Начштаба Зубов занял место в Ми-8.

А рядом гремел бой. И вертолеты находились в зоне досягаемости огня. Поврежденный Ми-8 шел на критической высоте 25 метров и на одном двигателе... Как в песне: «...и машина летит на честном слове и на одном крыле». Но дошли. На войне с Божьей помощью каждый день совершаются чудеса.

Одну из своих наград – орден Красной Звезды – Владимир Зубов получил за ликвидацию крупной душманской группировки. В ходе боя удалось пленить главаря Каликудуса.

Бандит этот был известен своей жестокостью, а вот оказавшись в плену, в секунды утратил и боевой пыл, и элементарное достоинство. Владимир Павлович вспоминает этот персонаж с брезгливостью.

– Обычно, – рассказывает Владимир Зубов, – мы с пленными не разбирались особо. Сразу их армии ДРА передавали. Но этого Каликудуса в связи с его «заслугами» отправили в штаб, а следом в Кабул. Он оказался очень трусливым и «жидким на расправу» мерзавцем. Но крови на нем было много. По приговору суда его расстреляли.

А вот орден Красного Знамени, которым полковник Зубов был награжден за вывод пограничных колонн из Мармоля в феврале 1989 года, Владимиру Павловичу вручал в торжественной обстановке человек-легенда – генерал армии Вадим Матросов...

Заместитель председателя городского совета ветеранов Владимир Зубов на встрече со студентами

У полковника Зубова орденов и медалей много. Но парадный китель он надевает редко. На День Победы да на годовщины. Он бережно хранит фотографии из тех далеких 80-х годов, которые для него стали афганскими. Афганская эпопея для Владимира Павловича Зубова длилась семь лет и осталась с ним на всю жизнь. В памяти о погибших товарищах и о настоящей дружбе, которая начиналась там, в Афгане, и продолжается до сих пор.

Владимир Павлович – яркий пример того, что «не стареют душой ветераны». Он заместитель председателя двух общественных организаций – краевого совета ветеранов органов госбезопасности и городского совета ветеранов. Встречается со студентами и школьниками, рассказывает об Афганистане, о своих друзьях-товарищах. Активно участвует в организации сбора гуманитарной помощи для наших бойцов. Городской совет ветеранов ведет эту работу очень активно.

Конечно, возраст уже не позволяет лично возить гуманитарные грузы на фронт. Но Владимир Павлович всей душой там, с нашими ребятами... Он каждый день смотрит новости, вглядывается в лица бойцов и понимает, что, несмотря на минувшие годы и лихолетья, геополитические потрясения и прочее, эти ребята такие же, какими были 40 лет назад его друзья-офицеры и молодые бойцы в Афгане – с тем же чувством Родины, с той же ответственностью, с той же верой в Победу.

– Они такие же, какими были мы, – улыбается полковник Зубов. – Может быть, даже лучше!

– Победим врага? – спрашиваю я.

Владимир Павлович усмехается:

– Ну а куда мы денемся?!

Фото Александра ПЛОТНИКОВА и из личного архива Владимира Зубова

 

Читайте также

Задача – вывезти снег

Краевую столицу на этой неделе занесло снежными осадками. Городские пейзажи стали по-настоящему зимними, как многие жители и мечтали в начале декабря. Правда, горожане хотели такую погоду в преддверии новогодних праздников, но у природы свои планы.

21 февраля

Герои – наследники победителей

В преддверии Дня защитника Отечества в Ставропольском государственном музее-заповеднике состоялась презентация выставки «Ставропольцы в СВО: единство фронта и тыла» и краевого информационного проекта «Участники СВО – наследники победителей».

21 февраля

Первые строки увидел во сне

В канун Дня защитника Отечества в «Вечерку» часто обращаются читатели с просьбой написать о своих родных, близких, друзьях, которые с оружием в руках защищали нашу Родину или защищают ее сейчас. Мы обычно с радостью откликаемся на такие просьбы. Написать о фронтовом поэте Александре Иваницком нас просили с интервалом в два-три дня несколько человек... Даже стихи его передали в редакцию – всего несколько страниц, шесть набранных на компьютере стихотворений.

21 февраля

Материнские пироги и агелы-хранители для наших защитников

Доброй ежегодной традицией для Ставропольского городского Совета женщин стало проведение гуманитарной акции «Материнский пирог — солдату!» накануне Дня защитника Отечества.

21 февраля