Ставропольские ветераны помогают бойцам и погорельцам Антрацитовского района ЛНР
Города и дороги становятся краше благодаря ставропольцам
Сейчас я уже даже не посчитаю, сколько раз с 2014 года проезжала по этой дороге, начинающейся от пункта пропуска Новошахтинск. Раньше она выглядела совсем иначе. На ней живого места не было, сплошь ямы и выбоины. Водители каждый раз проходили на ней «практические курсы по экстремальному вождению». А пассажиры старались покрепче держаться за сиденья и поручни, чтобы на очередном вираже или кочке не угодить головой в стекло или потолок.
Все это в прошлом – дорога изменилась до неузнаваемости. Полотно гладенькое, ровненькое. Удовольствие, а не езда.
- Эту дорогу тоже ставропольцы строили, - говорит мне председатель Совета ветеранов Ленинского района Юрий Митрясов. В этой поездке в Луганскую Народную Республику он и «швец, и жнец, и на дуде игрец»... Сам организовывал сбор гуманитарки, сам ее доставляет... Его проверенная временем и фронтовыми дорогами иномарка, которую Юрий Владимирович ласково называет «Санек», летит по новенькому дорожному полотну с крейсерской скоростью, словно груза не чувствует.
Не только багажник – весь салон вместительной машины под завязку забит рулонами с утеплителем, который ждут военные для предзимнего ремонта казарм и блиндажей, коробками с продуктами, средствами гигиены – всем, в чем нуждаются бойцы и мирные жители нашего подшефного Антрацитовского района, которые из-за разгула стихии - ландшафтных пожаров, бушующих в районе с начала сентября, неожиданно стали погорельцами. Кстати, часть гумпомощи для них пришлось прямо в Антраците закупать.
Как рассказывает Юрий Митрясов, гуманитарный груз приобретался и формировался полностью на ветеранские деньги. Очень помогли советы микрорайонов, Совет ветеранов органов государственной безопасности (это первичная организация Совета ветеранов Ленинского района). Впрочем, делают они это постоянно – ставропольские ветераны только в этом году несколько раз собирали и доставляли гуманитарный груз в ЛНР. У них с военными Антрацита дружба и сотрудничество начались задолго до того, как Антрацитовский район стал подшефным для Ставрополья.
Кстати, участие нашего края в обустройстве Антрацита видно невооруженным глазом – аллеи, застеленные знакомой плиткой, фонари и многое другое напоминают «ставропольские картинки». Работы выполняли явно те же подрядчики по проектам тех же дизайнеров, что и в Ставрополе.
А над школой № 1 в центре города развеваются сразу три флага – России, Луганской Народной Республики и Ставрополья. Эта школа, носящая имя Олега Кошевого, как и многие другие социальные объекты в районе, капитально отремонтирована ставропольскими строителями.
Волшебное слово «Ставрополь»
Имя героя-молодогвардейца школа носила всегда. Даже при Украине, когда там задолго до Майдана началась «бандеровская движуха». Не привилась в шахтерском крае эта идеология. Вот и универмаг «Россия» все украинские годы именно так и назывался – никто и не думал бузить по поводу смены названия... Хотя выходцев с Западной Украины здесь проживает очень много. Когда в 1980 году вводилась в строй шахта «Комсомольская», это было событие далеко не местного значения - Всесоюзная комсомольская стройка. Бригады и стройотряды из разных городов страны собирались. Немало приехало и с западных областей Украины. Многие строители, специалисты потом так в Антраците и остались, семьи создали, укоренились здесь. Потому что «Комсомольская» вплоть до распада Союза была центром развития города. Жилье строилось, зарплаты были очень неплохие, по советским меркам. Вот город и рос, молодежь оставалась дома, потому что жизненные перспективы создавались очень неплохие – был гарантирован хороший стабильный заработок, быстрое получение квартиры. А от добра добра не ищут. Ну а в 1991 году все стремительно пошло на убыль. Государство Украина за все годы своего существования тут ни одного жилого дома не построило, ни одной школы не отремонтировало. Не дадут соврать ставропольские строители, которые проводили капитальный ремонт социальных объектов - школы и детские сады были не просто в плохом, а в критическом состоянии. Хорошо, что детям на головы перекрытия и потолки не падали... А теперь после ремонта – что ни школа и детский садик, то «конфетка»...
Обустройство подшефного города продолжается – в день нашего приезда на площади перед школой №1 работало несколько бригад ставропольских строителей... Недаром жителями Антрацита название нашего города «Ставрополь» воспринимается как волшебное слово. Тебе сразу начинают кивать и улыбаться. Да, у них много проблем – очень много: и с бюрократией, и с водоснабжением, потому что водоводы устарели и требуют уже не ремонта, а замены. Так что и на дачах не особо урожай вырастишь, и в квартирах вода бывает с большими перебоями и далека от прозрачности. Но и такую приходится запасать... И тем не менее, посетовав на сложности, тебе обязательно скажут: мол, все равно сердце радуется от того, как на глазах хорошеет город... Мол, понимают, что Москва не сразу строилась. Все потихоньку наладят – и подачу воды тоже... Есть в это у людей вера... При Украине веры в лучшее не было даже до того, как власти Незалежной окончательно сбрендили и решили воевать с Донбассом и его жителями. А уж после 2014-го люди тут от Киева ничего, кроме гадостей, и не ждут. И во всем, что происходит плохого, видят происки фашиствующих бывших своих сограждан.
Противостояние огню
Вот и в том, что огненная стихия охватила с начала сентября окрестности Антрацита, очень многие винят Киев и ждунов-диверсантов, координируемых оттуда. И хотя официальных выводов о причинах пожаров, вспыхивающих то тут, то там и моментально разносимых ветром, еще не прозвучало, земля полнится слухами о диверсиях. Люди не виноваты – они просто по понятным причинам находятся «на взводе», вот и высказывают свои версии. Но тем не менее паники нет – напротив, есть объединение, есть взаимопомощь. Не только МЧС и волонтеры Народного фронта, но и обычные граждане на своих машинах ехали в зону бедствия, помогали вывозить погорельцев, доставляли их во временный центр размещения или к родственникам, несли им продукты, одежду, одеяла.
- Вещей люди нанесли столько, что одеждой, подушками, одеялами обеспечены все погорельцы, - сказал мне протоиерей Андрей Хорунжа. Батюшка этот – настоятель храма Иконы Божией Матери «Скоропослушница», что находится в поселке Дубовском близ Антрацита. Туда мы и привезли гуманитарную помощь: продукты, моющие средства, предметы первой необходимости.
- На Шахте 26 (это и есть поселок Дубовский) у наших прихожан в первый же день дом сгорел, - продолжает отец Андрей. – Мы сразу привезли им воды, горячее питание, посмотрели, в чем еще люди нуждаются... Потом там еще сгорели дома – двое (бабушка с дедушкой) погибли, не успели выйти. Огонь же молниеносно распространялся и как-то странно. Мы там были как раз, и я это собственными глазами видел. Ветер дул с той стороны, с восточной, а пламя шло с западной – получается против ветра... С таким звуком еще
ф-ф-ф... В балку зашло, перепрыгнуло через нее, и все – еще два дома горят... Даже пожарные в шоке были...
К слову, на Луганщине ветер дует не переставая уже несколько недель, как и у нас, только в сравнении со Ставропольем там намного жарче. Под плюс 30 градусов до сих пор. В Антраците все в летних маечках и топиках ходят. А в степи сушь и жара. Пожарные говорят, что даже политая водой трава высыхает моментально и тут же начинает тлеть... Что ж удивляться, что по сухим степи и балкам, уж несколько месяцев дождя не видевшим, огонь со страшной скоростью распространяется.
- А вот там, - отец Андрей показывает в сторону другого поселка, - загорелись сначала брошенные дома. Там вообще никто не жил. А через дорогу – метрах в 10-15 бывшая школа (клуб там потом был), там еще сарай стоял за двухэтажным тоже брошенным домом. Так вот, это все загорелось сразу. И пламя сразу как двинуло!
Люди кинулись отбивать от огня жилой дом, и с соседней улицы прибежали огонь останавливать, чтоб самим не загореться. А пока они тут отбивали огонь да тушили, пламя с другой стороны прошло по бугру и двинулось на их улицу прямо навстречу ветру. А у наших прихожан, которые коров держали, сено было заготовлено, и оно как пыхнуло. И естественно, сгорели – и дом, и сарай, и две коровы. Четырех животин им еще удалось вывести, а двух вот не успели...
- Как люди переживают это горе – шутка сказать, жилья ведь лишились, хозяйства. Какие слова Вы находите им в утешение? – спросила я.
- Они же православные, - коротко отвечает отец Андрей. – Не падают духом. И люди помогают. Все время, пока продолжаются пожары, одни люди приходят на помощь другим... Недавно вот возле Орехово горело, так все сбежались поле тушить, чтоб огонь остановить...
Отец Андрей служит в храме Иконы Божией Матери «Скоропослушница» уже 22 года – с момента основания. Никуда отсюда не уезжал, даже когда рядом бои гремели. Тогда все прихожане в храме собирались, с утра до полудня молились, Акафист читали.
- Как Вы думаете, - спросила я отца Андрея, - почему именно на Украине такие вот «сатанинские пляски» начались? Ведь пытались и россиян, и белорусов на это раскачать, но не смогли, а вот на Украине это у наших врагов получилось.
- Потому что в России и Беларуси церковного раскола не было, - ответил батюшка. – А на Украине он был... В России и Беларуси никто Православную Церковь не раздирает на части... Вот и люди крепки в своей вере...пожары
...Я вспомнила, как во время осады Киево-Печерской лавры бесноватыми «украми» какой-то православный человек пытался объяснить не менее бесноватому журналисту, что такими вот захватами церквей подобные «защитники Украины» приближают смерть страны. Но этот представитель прессы вообще не способен был что-либо услышать. Он только кричал: «Россия напала на Украину!». И повторил это много раз... А православный человек ему спокойно так ответил: «Так вы не с Россией воюете, вы воюете с Богом... Вы сами губите себя и Украину»...
- Этот человек прав, - ответил отец Андрей. – Они воюют с Богом. И за это будут отвечать. Батюшка смиренно улыбнулся и добавил: «Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик».
Фото автора