Бывших комсомольцев не бывает

Ольга Метёлкина

Представить только - комсомолу 100 лет! Для многих читателей «Вечернего Ставрополя» эта организация ассоциируется с молодостью, юношеским задором, когда любая цель казалась достижимой, а любое дело - выполнимым. И вот мы уже отмечаем столетний юбилей Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. Организации с таким названием нет уже более четверти века, а память о ней живет. И не только потому, что многим нашим современникам старшего поколения приятно вспоминать о времени, когда они были молоды и полны дерзких планов, но и потому, что комсомольцы принимали самое активное участие в жизни страны.

Надпись на снимке: «В пути на комсомольскую стройку.  1960 г. Вовка Леженин - мой друг. Гена Х.».
Надпись на снимке: «В пути на комсомольскую стройку. 1960 г. Вовка Леженин - мой друг. Гена Х.».

Ставрополец Геннадий Дмитриевич Христенко принадлежит к поколению комсомольцев 60-х годов. В составе отряда добровольцев из Ставрополя, Невинномысска, городов Кавказских Минеральных Вод и Майкопа в июне 1960 года он отправился на поезде в далёкую, неведомую Сибирь, где в хакасском поселке Вершина Тёи начиналось освоение железного рудника.

К тому времени 23-летний Геннадий Христенко имел за плечами специальность плотника-столяра, полученную в профтехучилище, опыт работы в тресте «Пятигорскстрой». Для таких, как он, мастеров работы на строительстве было хоть отбавляй. На начальном этапе возводили складские помещения, подсобки и другие деревянные сооружения. Одновременно рыли котлованы для сооружения будущих производственных корпусов. К руднику тянули ветку железной дороги. Поначалу на строительстве наряду с тракторами использовали лошадей. Это позже появились самосвалы и другая мощная техника.

Однако ни самого Геннадия, ни его товарищей трудности, с которыми они встретились в сибирском поселке, ничуть не пугали. Наоборот, будоражила романтика новизны, искреннее стремление быть полезным своей стране, желание увидеть результаты своего труда.

Геннадий Христенко  перед отъездом  по комсомольской путевке  в Сибирь. 1960 год.
Геннадий Христенко перед отъездом по комсомольской путевке в Сибирь. 1960 год.

На жительство вновь прибывших с Северного Кавказа ребят определили в общежитие, расположенное в большом деревянном бараке. Но, как вспоминает Геннадий Дмитриевич, не всем, как ему, повезло получить койку в комнате на восемь человек. Мест на всех не хватало. Многие добровольцы до холодов жили в палатках. А зимы в Хакасии знатные. Но ребята с юга не теряли оптимизма даже в сибирском суровом климате. Конечно, для них были в диковинку трехметровые сугробы, которые зимой буквально заваливали поселок. Приходилось прокладывать в снегу узкие коридоры между бараками.

Невозможно было не влюбиться в местную природу. В свободное время жители поселка нередко отправлялись в лес или на речку. Летом ходили за малиной, смородиной, черникой. Ближе к осени поспевала брусника. Живописные пейзажи в окрестностях Тёйского рудника навсегда остались в памяти Геннадия Дмитриевича и в его поэтических строчках (со школьных лет он увлекался поэзией).

Через несколько лет руководство направило активистов строительства на учебу. Так Геннадий Христенко стал студентом престижного вуза - Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (сегодня это Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I). Так получилось, что после третьего курса по семейным обстоятельствам ему пришлось перевестись в Кабардино-Балкарский университет. В 1964 году с дипломом инженера-строителя Геннадий вернулся в Сибирь, в родное строительно-монтажное управление «Тёярудстрой». А через три года его назначили главным инженером в ПМК 582 треста «Абаканцелинстрой». Строил жильё в знаменитом городе горняков Абаза, сёлах Хакасии.

О своей первой комсомольской стройке, своих товарищах и годах, прожитых в Сибири, Геннадий Дмитриевич Христенко вспоминает с большой теплотой. Там он встретил свою будущую жену Валентину, которая работала в управлении инженером. Там нашел верных друзей и товарищей.
Спустя годы многие комсомольцы-добровольцы, строившие Тёйский рудник, вернулись на Ставрополье. Их вклад в развитие промышленности Сибири страна отметила орденами и медалями. Целая бригада «сибиряков» позже строила дома в Буденновске.

- Я встречался с бригадирами строительных бригад Тёйского рудника уже здесь, на Ставрополье, - говорит Геннадий Дмитриевич. - Среди них были бригадир бетонщиков Борис Чернышев и его жена Зоя, которая работала бригадиром отделочников, мастером Анатолием Середой и его супругой Раей, она была отделочницей на строительстве. Встречался с бригадиром монтажников Володей Каценко и бригадиром комплексной бригады Геной Шершаковым, руководителями СМУ «Тёярудстрой» Рудольфом Павловичем Штакком, Виктором Федоровичем Барановым и другими строителями. Эти встречи были наполнены воспоминаниями о Сибири, о комсомольском задоре и нашей молодости.

И сегодня Геннадий Дмитриевич Христенко не остается в стороне от общественной жизни. Он является секретарем регионального отделения партии пенсионеров России. Похоже, правы те, кто говорит, что бывших комсомольцев не бывает. Это о таких, как Геннадий Дмитриевич, поется в песне, которая была очень популярна в прошлом веке:

Старость меня дома не застанет,

Я в дороге, я в пути...

От себя лично и партии пенсионеров России он попросил поздравить своих товарищей, всех тех комсомольцев, которые вместе с родителями восстанавливали жизнь в послевоенные годы, ехали поднимать целину, по путевкам комсомола осваивали просторы Крайнего Севера, Сибирь, Дальний Восток, строили БАМ. «Я горжусь ими, так держать!» - сказал Геннадий Дмитриевич и продолжил строчками из своей поэмы, которая называется «Занавес века поднять»:

Нам всегда Россию доверяли,

Молодость не шла в расчет,

Мы её России доверяли,

Повторяя подвиги отцов!

Фото из личного архива Геннадия Христенко.

Ставрополь, ВЛКСМ - 100 лет

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление