Дачное нетоварищество

Наталья Ардалина

История о том, как дачный участок превратился в «неудачный»

Через пару недель после того, как было сделано фото, от домика остались только развалины. Фото из архива А. К. Москвитиной.
Через пару недель после того, как было сделано фото, от домика остались только развалины. Фото из архива А. К. Москвитиной.

Вот уже почти три года прошло с тех пор, как Анна Москвитина обнаружила, что ее дачный домик в ДНТ «Ягодка» снесен, но до сих пор женщине не удалось добиться справедливости: уголовное дело, правда, было возбуждено, однако виновные не найдены. Более того, с тех пор сам участок 64 по улице Розовой, в далеком 1977 году выделенный Алексею Москвитину, загадочным образом поменял нескольких владельцев.

В «дачном королевстве» давно не все ладно: еще в 2010 году группа инициативных товарищей решила переизбрать председателя «Ягодки». Сказано — сделано. Новым председателем стал Андрей Субач. Однако предыдущий председатель Светлана Семина обратилась в суд, и решение собрания членов ДНТ «Ягодка» от 31 июля 2010 года было признано незаконным. Впрочем, ту же самую группу это мало смутило, и меньше чем через месяц после судебного решения они провели новое собрание, на котором вновь избирают «своего» председателя.

Но не это важно, Бог с ним, с председателем, лишь бы работал на общее благо. Не тут-то было: новое правление исключает из членов товарищества более 150 человек. Сделано это было на основании инвентаризации, которая якобы выявила 165 необрабатываемых участков. И вот с этого момента, вчитываясь в документы, я вообще перестаю что-либо понимать: согласно протоколу собрания, по списку членов товарищества — 141, на собрании присутствуют 106. Казалось бы — кворум есть. Но откуда тогда 156 исключенных? И как после этого могло остаться еще 144 человека? Если же предположить, что в документ вкралась банальная ошибка и изначально членов товарищества было более 300 человек, то тогда сотни присутствующих явно недостаточно для принятия решения об исключении. В общем, куда ни кинь, всюду клин...

Анна Москвитина вообще ничего не знала ни об этом собрании, ни об исключении, ни о том, что на участок, где они с мужем работали более 35 лет, уже кто-то положил глаз. А именно, как рассказывает Анна Константиновна, Елена Маркина, которая фактически и управляла товариществом на основании доверенности, выданной новым председателем. Позже председатель сменился, новые полномочия получила Ольга Лысенко, но и она доверила свои функции все той же Елене Маркиной. (Забегая вперед, уточню, что с 1 сентября 2014 года председателем ДНТ «Ягодка» зарегистрирована уже сама Маркина.)

В 2008 году в семье Москвитиных сложилась непростая ситуация, два года они действительно не платили членские взносы. Однако на даче появлялись. «Участок у нас ровный, вода, свет проведены, вдоль бетонных дорожек устроены трубы для полива — муж сам когда-то варил, - рассказывает Анна Константиновна. - Растут фруктовые и ягодные деревья, виноград, клубника. Участок всегда был очень ухоженным». Неухоженным его сочли те, кто проводил инвентаризацию, даже несмотря на построенный здесь домик в двух уровнях.

В 2012 году Анна Константиновна обратилась в правление с просьбой принять членские взносы за прошедшие годы — вот тут и вскрылась правда об исключении. Решив, что произошла какая-то ошибка, женщина написала заявление с просьбой вновь принять семью в члены товарищества, однако получила категорический отказ. Тем не менее Анна Москвитина продолжала приходить на дачу, ухаживать за растениями. В январе 2013 года сосед сфотографировал ее на крыльце домика. Это фото стало последним в истории дачного строения. 1 апреля этого же года женщина подстригала на даче деревья, а приехав сюда 12 апреля, обнаружила, что домика нет. Его снесли, разгромив попутно часть самого участка. Анна Москвитина утверждает, что есть свидетели, которые видели, как Елена Маркина, та самая, что «рулит» всем ДНТ, руководила процессом разрушения дома.

Членская книжка, выданная в 1977 году.
Членская книжка, выданная в 1977 году.

28 ноября 2013 года полицией было возбуждено уголовное дело по факту сноса дома. Однако до сих пор результата нет. Вся проблема упирается в то, что в свое время Москвитины не получили «розовое» свидетельство на землю. Впрочем, еще в 1992 году все члены товарищества сдавали по 50 рублей именно на приватизацию, сегодня уже сложно объяснить, почему документы так и не были тогда оформлены. И даже сегодня, при наличии порядочного руководства ДНТ, это не могло бы стать причиной для волнений: чтобы получить свидетельство о праве собственности, достаточно предъявить заключение ДНТ о том, что участок закреплен именно за этим человеком. Но такую справку правление выдало не Москвитиным, а... Елене Маркиной. Выписка сделана из протокола общего собрания от 1 апреля 2012 года — но читаем протокол и видим, что даже в повестке дня такого вопроса нет. Тем не менее на основании этой «выписки» женщине удалось оформить право собственности на землю.

Участок Москвитиных Елена Маркина быстренько продала некой Панютиной. По словам Анны Константиновны, женщина работала в детском саду, которым заведовала Ольга Лысенко, на тот момент председатель «Ягодки». Следующим собственником становится Багнова, тоже работница этого детского сада, а затем участок приобретает Вадим Маркин, сын Елены. Следующий покупатель уже мог и не быть участником схемы, а оказаться вполне добропорядочным приобретателем. А Маркины получили деньги за землю, на которой более 35 лет трудилась семья Москвитиных.

Несмотря на то, что свидетельства о собственности у Москвитиных нет, есть другие документы, подтверждающие их права: например, членская книжка, выданная в 1977 году; сведения из комитета градостроительства администрации Ставрополя о списке членов ДНТ «Ягодка» от 15 марта 2005 года, согласно которому участок № 64 по улице Розовой распределен А. Г. Москвитину; сведения из ГУП Ставропольского края «Крайтехинвентаризация» о двухуровневом строении, расположенном по улице Розовой, 64, ДНТ «Ягодка».

По факту мошенничества с документами в отношении правления товарищества было возбуждено уголовное дело. Впрочем, пока оно не принесло значимых результатов: в октябре 2014-го уголовное преследование председателя ДНТ было прекращено. Но Москвитины об этом узнали только тогда, когда сами потребовали информацию о ходе расследования. В июле 2015-го прокурор отменил постановление следователя, но дело было возобновлено только в декабре.

Москвитины — не единственные пострадавшие в этой истории. Как мы помним, исключенных оказалось более 150 человек. Часть из них действительно давно забросила свои участки и не планировала сюда возвращаться, но другая часть — пусть и не «заядлые», но дачники, неожиданно оставшиеся у разбитого корыта. Среди них — ветеран Великой Отечественной войны, воин-афганец, многодетные семьи, столкнувшиеся с несправедливостью. Люди, много лет работавшие на земле, давно считали ее своей, им и в голову не приходило, что кто-то может вот так просто все взять и оформить на себя.

Большинство пострадавших — пенсионеры, инвалиды. На самом высоком уровне сегодня постоянно говорят о необходимости решения социальных вопросов незащищенных слоев населения, однако на практике получается наоборот. У них нет здоровья, чтобы бесконечно ходить по инстанциям, нет средств, чтобы оплатить работу адвокатов. Все вместе они хоть как-то пытаются бороться за свои права. Уже не раз направляли коллективные жалобы в прокуратуру, правительство края, лично губернатору. Полученные ответы пока не дают повода для радости — выходит, кто первый за спиной у настоящих владельцев оформил документы, тот и прав? В новом коллективном обращении, поданном прокурору Октябрьского района Ставрополя, обманутые члены «Ягодки» просят провести проверку по поводу «незаконного раздела земель общего пользования, образовавшихся в результате межевания; самого межевания, проведенного с нарушениями; незаконного изъятия земельных участков у собственников, не успевших должным образом оформить свое право; представления членами правления ДНТ в суд и другие органы поддельных документов».

Впрочем, движение в правильную сторону все же наметилось: так, 28 декабря 2015 года суд признал протокол собрания ДНТ «Ягодка» от 1 апреля 2012 года недействительным в части второго вопроса, касающегося приема в члены ДНТ и исключения из его членов. Сделать это удалось благодаря тому, что оригинал протокола в свое время был сдан в налоговую инспекцию, и простое сравнение документов, которые должны быть идентичными, выявило кардинальные различия. Есть и частные примеры: владелицу двух участков пытались «подвинуть», доказывая, что номер «27» на самом деле «29-й». Суд признал эти попытки неправомерными, оставив женщине право пользоваться землей.

Собственно, сложная ситуация сегодня сложилась очень во многих ДНТ — то ли пробелы в законодательстве виноваты, то ли непомерная жадность отдельных людей, желающих во что бы то ни стало набить собственный карман за счет других. В любом случае, надеемся, что эта история все же разрешится по справедливости.

Ягодка, ДНТ, дачи

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление