Труд в колонии – адаптация к жизни на свободе

.

Какова главная задача исправительных учреждений? Это понятно из их названия – исправить, наставить на путь истинный.

Производственный сектор УФСИН Ставропольского края представляют 8 центров трудовой адаптации осужденных, имеющих достаточный парк промышленного оборудования, производственных площадей, людских и материальных ресурсов для выпуска широкого ассортимента продукции.

В последнее время с УФСИН России по Ставропольскому краю активно начали сотрудничать региональные органы власти и крупные коммерческие организации. Муниципалитеты, например, имеют свои специфические потребности. Большой спрос вызывает швейная продукция.

 

Дать в руки специальность

В течение последних нескольких лет промышленный сектор уголовно-исполнительной системы существенно расширил свои мощности. Открываются новые швейные участки.

Однако передовиком в этом направлении является женская колония №7, находящаяся в Зеленокумске. Благодаря слаженной и эффективной работе под руководством начальника учреждения Альберта Биджиева, осужденные изготавливают вещи не только для личного состава и для себя, но и отшивают одежду любым, даже самым требовательным, заказчикам. Швеи качественно и в срок изготавливают необходимый товар, который отправляется по всей России.

Неизменным показателем развития производственной деятельности являются статистические данные. Так, начиная с 2021 года объем выпускаемой и реализованной продукции увеличился в 2 раза, а заработная плата осужденных больше чем в 2,5 раза.

В 2023 году начальнику колонии удалось заключить договорные отношения с заказчиками на сумму порядка 200 миллионов рублей.

– Сначала приходилось самому изучать рынок, предлагать свои услуги, выезжать на рабочие встречи. Готовили каталоги с продукцией, брали образцы и убеждали, что можем и сделаем все лучше, быстрее и дешевле, чем конкуренты. Заключали договоры и отрабатывали. Так появились постоянные заказчики. За год удалось поднять выпуск на 80%, а самое главное – увеличить заработные платы осужденных и привести в порядок швейные цеха, создать комфортные условия работы, – поделился Альберт Биджиев.

Пообщавшись с осужденными, можно сделать вывод, что в работе они могут проявить себя. Сейчас в колонии отбывают наказание около 700 женщин из разных уголков России. Конечно же, профессиональных швей из них единицы.

– Цель производственной деятельности колонии не только трудоустроить осужденную. Нужно в первую очередь обучить ее, дать специальность. У нас при центре трудовой адаптации работает профессиональное училище, где обучают и теории, и практике. Женщины получают обычный диплом гражданского образца, который многим помогает после освобождения. От нас выходят профессиональными швеями, и найти работу «на свободе» не составляет труда. Зависит только от желания самого человека, – объясняет Альберт Мудалифович.

 

Через тернии – к нормальной жизни

Пообщавшись с работницами цехов, понимаешь, что все они настолько разные, со своей судьбой и мировоззрением, но общее только одно – они отбывают наказание не по своей воле и мечты стать швеёй ни у кого не было.

Вероника П. отбывает наказание с июля 2021 года за преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств. Сейчас ей 25 лет. За всю свою жизнь на свободе она нигде не работала, учебу забросила – образования не имеет, употребляла наркотики и занималась их распространением.

– Сейчас я швея 2-го разряда с образованием по конструированию, моделированию швейных изделий. В этом году в основном работаю на линии по пошиву спецодежды для нужд СВО. К нам и технологи из разных городов приезжают, обучают, информацией делятся. Чувствую себя нужной и знаю, что не пропаду, заработать деньги смогу всегда. Я теперь специалист, – улыбаясь, подытожила девушка.

И тут вспоминаешь вывеску при входе в производственную зону «Центр трудовой адаптации осужденных»… действительно ведь адаптация.

– По-настоящему страшно одно – заходить первый раз в отряд. Ведь ты понимаешь, что здесь находятся женщины, совершившие преступления, разные преступления. А вот их характера и поведения не знаешь. Тут приходит на помощь руководство учреждения. Тебя в обиду не дадут, да и, как потом оказалось, некому обижать. Если ты адекватный человек, нормально будешь общаться со всеми. Работать я сразу не смогла, так как не умела шить, даже иголку с ниткой в руках держать. Начала учиться, параллельно практиковаться. Раздражало, что не получалось; перевели на работу – меня саму нервировала моя медлительность и, как следствие, маленькая зарплата. Но время и терпение принесли свои результаты, ну и мой труд…

Вероника смущенно улыбается и продолжает:

– Через полгода я стала неплохим специалистом. Сейчас свободных денег в месяц у меня остается более 15 тысяч рублей, я помогаю своим родителям, делаю переводы. На свободе они ждут меня вместе с сестрой, а еще мой молодой человек. В планах – наконец-то пожениться. Здесь это сделать тоже возможно, но хочется свадьбу в кругу близких и без колючей проволоки...

После паузы девушка делится деталями своей жизни здесь:

– Я читать начала, думаю, половину библиотеки перечитала. Сейчас вот взяла Дэниела Киза «Таинственная история Билли Миллигана». Каждый день иду в переговорную и звоню близким. А два года назад я употребляла наркотики, и в моих планах не было ни образования, ни работы, ни семьи, ни конечно же, чтения. По собственной глупости я заплатила за это слишком дорогую цену.

Другая осужденная, которая отбывает наказание за убийство, в отличие от Вероники, имеет образование, работала в сфере медицины, но семейные проблемы привели на скамью подсудимых, а потом – в исправительную колонию.

Женщина не хотела говорить о личном, но про жизнь в колонии рассказала:

– Шить, как и Вероника, не умела: здесь обучили, работу дали. Сначала была «ручницей», а сейчас контролером назначили. Лично увидела, как за последний год условия труда стали идеальными, ну вы сами видите: свежий ремонт, машинки, столовая. Значит, не зря трудимся, раз результат налицо. Работаем по 8 часов, «на свободе» приходилось зачастую больше трудиться. Это осужденным, которые ни одного дня не работали за жизнь, тяжело, все характер пытаются показать, а я дочь одна поднимала много лет, поэтому есть с чем сравнить. Меня, как спокойную и мудрую, назначили дневальной в отряде. Вот тогда я поняла, как необходима дисциплина в таких учреждениях. Раз за разом подставляли, я ведь добрая, и в положение вхожу, поставить на место не могу. Сама попросила убрать меня с дневальных. Здесь же не детский лагерь, слабину дашь – начинают кусать. Не будет требований – начнется хаос.

Самое удивительное было увидеть в колонии настоящих профессионалов на каждом этапе, начиная от раскроя материалов и заканчивая проверкой качества и соответствия готового изделия.

– Ничего особенного в этом нет. Мы отшиваем продукцию крупным поставщикам не только края, но и всей страны, шьем для Министерства обороны. Колония не может себе позволить сделать некачественную продукцию. Мы закупаем сырье, материалы, разрабатываем эскизы под каждый заказ. В контракте прописываются все мельчайшие характеристики. Я каждый день вижу и контролирую производственный процесс и знаю, на что обратить внимание, – в конце встречи сказал Альберт Биджиев.

Конечно, главные чаяния каждого осужденного – оказаться наконец на свободе, начать новую, счастливую жизнь. А еще сегодня, когда вся страна в едином порыве стремится помочь нашим бойцам в зоне СВО, не стали исключением и люди, отбывающие наказание в колониях Ставрополья. Работая над заказами Минобороны, они понимают, что эта одежда будет согревать и защищать наших ребят в зоне СВО. И искренне желают нашим бойцам победы. И конечно – вернуться домой живыми и здоровыми.

Анастасия МАСТЕПАНОВА

осужденные, трудоустройство, исправительная колония, швейная продукция, женская колония, СВО, УФСИН СК

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Закон и порядок»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление