«Добраться до другого государства – порой настоящий квест» | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
«Добраться до другого государства – порой настоящий квест»

«Добраться до другого государства – порой настоящий квест»

10 сентября
16:13

Встреча с каннибалами в Африке, слезы темнокожего дедушки, впервые увидевшего белых людей в Юго-Восточной Азии, вызволение из рабства православных в Пакистане… Всё это не описание приключений героя-путешественника из придуманного популярного романа, а настоящие будни ставропольского священнослужителя.

В каждой епархии Русской Православной Церкви существует миссионерский отдел, который регулярно проводит собрания миссионеров и другие полезные мероприятия. Девять лет назад на должность его руководителя жителя краевого центра, иерея Антония Скрынникова, назначил митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. За десятилетие молодой священник побывал уже в 70 странах мира!

Нашим читателям он знаком как избранный в июне этого года новый президент Федерации шахмат Ставропольского края (статья «Перед началом игры попросите у Господа разумения» от 18 июля 2025 г.). Теперь представляем вашему вниманию не менее захватывающий рассказ о путешествиях по всему миру, в которых отважному ставропольцу по долгу своей службы приходится не только проповедовать о христианской вере, но и в прямом смысле порой спасать человеческие жизни.

– Отец Антоний, расскажите, пожалуйста, как вы стали руководителем миссионерского отдела Ставропольской епархии?

– Я сам просил об этом назначении, так как всегда чувствовал потребность делиться радостью православной веры, тем, что мне дорого. Еще будучи студентом, организовал при университете православный студенческий клуб, в котором собиралась молодежь для общения и проповеди окружающим.

– Вы отправляетесь в различные поездки по миру, потому что ваша должность обязывает или это, скорее, веление души? Как родилась идея – нести духовную миссию вдали от дома? 

– Как раз в этом случае моя должность таких поездок не предполагает. Я – клирик Ставропольской епархии, а значит мои полномочия и обязанности, если говорить канцелярским языком, ограничены территорией края. Миссионерская работа за пределами Ставрополья, в различных далеких странах – это зов души, потребность донести истину до людей в разных частях света.

Естественно, все поездки совершаются по благословению нашего архиерея, если есть необходимость, он помогает финансово. Бывает так, что я сам еду куда-то проповедовать или служить по своей инициативе, например в Афганистан или Пакистан. Бывает, еду по просьбе Патриарших экзархатов в Африке и  Юго-Восточной Азии.

– В каких государствах уже побывали, что больше всего запомнилось? Возможно, были нештатные ситуации или курьезные моменты. Или всё всегда проходит легко с Божьей помощью?

– На данный момент я посетил 70 стран. Во многих был по нескольку раз. Бывало, успевал посещать 15 стран за 12 месяцев. Как-то выдался год, когда я провел за пределами России в командировке в совокупности семь месяцев. Нештатных ситуаций и просто необычных сопутствующих миссии приключений у меня было много. К примеру, есть такое малоизвестное государство, как Тимор-Лешти, или Восточный Тимор. Оно занимает половину небольшого острова в Индийском океане. Одно из беднейших в мире. Добраться туда – целый квест. В глубине острова мы встретили племя каннибалов. При этом, как сказали местные жители, это «цивилизованные» каннибалы. Они едят только своих сородичей и только в случае их естественной смерти. То есть они не нападают на туристов и не убивают соплеменников ради еды. Но если ты из их племени и умер…

Кстати, выбраться с этого острова оказалось гораздо труднее, чем попасть на него. Это был самый разгар коронавируса, и пришлось очень тяжело. Ранее, в 2014 году, я впервые попал в удивительное государство Юго-Восточной Азии – Мьянму, историческое название которого Бирма. Мне с моим помощником удалось забраться очень высоко в горы в штатах Чин, Качин, Карен.

В одну деревушку мы добирались особенно долго. Когда пришли туда, жители были в большом шоке. Старейшина, дедушка лет 75, увидев нас, расплакался. Наш переводчик постарался выяснить, в чем причина такой бурной реакции, и сам был шокирован. Оказалось, что в этой затерянной деревушке никогда не видели белых людей.

Старейшина сказал нам примерно следующее: «В детстве отец рассказывал мне, что есть белые люди и что он однажды встретил белого охотника. Но я всю жизнь думал, что отец меня обманывал, подшучивал так надо мной. А теперь я вижу вас и понимаю, что он не шутил».

После этого пожилой человек попросил разрешения потрогать нас руками. Это непередаваемые ощущения, чувствуешь себя героем приключенческих романов Жюля Верна!

В другой деревне, которая называется Вангту, нас встретили особенно радостно. В ней бывали белые люди, но очень давно. Больше сорока лет назад местных жителей посещали английские миссионеры-методисты. Селяне на радостях соорудили настоящие носилки, как в фильмах, усадили нас на них и торжественно пронесли по всей деревне. Такой же прием нам оказали еще в одной деревушке. Кстати, было довольно интересно и опасно посещать бразильские фавелы или некоторые населенные пункты Косово и Метохии (автономный край в Сербии. – Авт.).

– Насколько знаю, во время миссий вы не только общаетесь с православными жителями страны (проводите лекции, богослужения, совершаете обряды крещения и другие), но еще и спасаете людей в прямом смысле слова, например из рабства, как было в Пакистане.

– Большей частью мои встречи и проповедь направлены на наших соотечественников, которые оказались в далеких странах по причине вступления в брак или приезда на работу по контракту. Много раз приходилось проповедовать представителям разных народов и религий, включая папуасов Новой Гвинеи. Что касается Пакистана, да, на протяжении почти года мною ведется сбор средств для выкупа православных семей, которые находятся в самом настоящем рабстве на кирпичных заводах страны. С начала этого года мы выкупили девять семей, спасены 49 человек. Курирует эту работу единственный православный священник Русской Православной Церкви в Пакистане отец Павел Анджул Сушил. Он этнический пенджабец, хорошо говорит на многих языках, включая русский, окончил духовную семинарию в Томске.

–  До каких стран вам было тяжелее всего добираться, сколько уходило на это времени? Кто и как вас обычно встречает за границей?

– После ковида ряд туристических направлений просто исчезли, и их до сих пор не возобновили. Плюс после начала специальной военной операции стало сложнее получать визы, а некоторыми авиакомпаниями пользоваться сейчас небезопасно. Очень тяжело было добраться до Восточного Тимора в Юго-Восточной Азии. Сложно добираться до Бирмы, Лаоса, Камбоджи, Японии и особенно до некоторых стран Латинской Америки. Приходится выдерживать множество пересадок и сидеть в аэропортах порой по 20 часов.

Что касается встреч на месте, то каждый раз всё по-разному. Иногда приходится добираться до города самому, иногда в аэропорту встречают представители посольства, Россотрудничества или просто кто-то из соотечественников.  Для них приезд священника всегда большая радость. Бывает, люди рассказывают, что живут вдали от Родины по 30-40 лет и за всё это время ни разу не видели православного священника. Часто у них катятся слёзы, когда люди приходят на Рождественское или Пасхальное богослужение, от того что имеют возможность в чужой стране прикоснуться к частичке святости из России: исповедоваться, причаститься, крестить ребенка или освятить куличи.

Дети радуются привезенным русским шоколадкам, конфетам и пряникам. Многие стараются пригласить меня к себе домой на ужин или обед, чтобы можно было спокойно пообщаться со священником, задать свои наболевшие вопросы.

– По каким направлениям в целом протекает ваша миссионерская деятельность?

– Десять лет подряд я регулярно посещал с миссионерскими визитами в основном страны Юго-Восточной Азии. Последние три года чаще бываю в Африке, а также в Афганистане и Пакистане. Как правило, в большинстве случаев визит приурочен к большим церковным праздникам. В ходе поездок совершаются многочисленные богослужения, таинства исповеди, причастия.  Обязательно проводится несколько лекций или бесед, бывают встречи со студентами или школьниками местных учебных заведений.

В большом количестве раздается православная литература на русском, английском и порой местных языках. Помимо основного направления – проповеди Христа – иногда удается способствовать открытию курсов русского языка. В 2023 году в одной из стран Африки при моем участии было открыто отделение российского клуба байкеров «Ночные волки». Так как я недавно был избран президентом Федерации шахмат Ставропольского края, в ближайшее время планирую способствовать проведению турниров в некоторых странах Африки и Азии.

– Кстати, есть ли свой «профессиональный праздник» у миссионеров?

– Да, конечно, это 12 июля – один из самых почитаемых христианских праздников, день памяти святых апостолов Петра и Павла. Эти ученики Иисуса Христа проповедовали христианство по всему миру.

– Удается ли, будучи в той или иной стране, посмотреть достопримечательности природные, культурные или на это совсем не остается времени? Появились ли у вас любимые страны за столько поездок по миру и есть ли земли, где мечтаете побывать?

– Чаще всего какое-то время на это удается выделить. Иногда я специально прилетаю на день-два раньше нужной даты, чтобы постараться хотя бы немного посмотреть страну, познакомиться с ее культурой. Иногда это даже бывает необходимым, так как потом облегчает проповедь местному населению. Из стран, где я побывал, мне очень нравятся Бирма, Сербия, Германия, Грузия и Ирландия. Наверное, такой страны, которую бы я прям мечтал посетить, уже не существует. Если бы она была, я бы обязательно туда отправился.

– Во время поездок вас, как дорогого гостя, наверняка, приглашали участвовать в различных местных традиционных национальных, культурных обрядах и обычаях, чем-то угощали необычным?  

– Да, иногда приходится пробовать местную кухню, которая включает в себя разные виды флоры и фауны, непривычные для нас. На Мадагаскаре мне пришлось поесть шашлык из змеи, в Камбодже «лакомиться» жареными тараканами, пауками-птицеедами и кузнечиками, в Бирме я ел черепаху, в Латинской Америке – морскую свинку.

– Отец Антоний, за время ваших многочисленных поездок, вы, наверняка, встречали немало необычных людей?

– Конечно, и они обогатили меня своим общением и знаниями. Одна из них – Татьяна Юрьевна Лескова – последний живой потомок известного русского писателя-прозаика и драматурга Николая Семеновича Лескова. В этом году ей исполняется 103 года! Я познакомился с ней в Рио-де-Жанейро три года назад. Удивительнейший человек, женщина, которая до сих пор сохраняет ясный ум и память, мы иногда созваниваемся по телефону. Она знает семь языков, в свое время была одной из лучших в мире балерин, позже стала балетмейстером, создателем бразильского балета. Очень близко дружила с Майей Плисецкой и Галиной Улановой, много раз принимала их в гостях у себя дома. На стене у нее висит свидетельство о крещении столетней давности. Вы не поверите, но ее крестная – сама императрица Мария Фёдоровна, супруга императора Александра III и мама причисленного к лику святых Николая второго! Общение с ней для меня было священным прикосновением к дореволюционной России.

Другой удивительный человек, с кем мне довелось познакомиться в Израиле, – полковник Эмиль Зигель (в воспоминаниях он не раз называл Кисловодск своим вторым домом, входит в галерею его Бессмертного полка, каждый год после войны приезжал на ставропольский курорт. Чудом выжил в Холокост, родителей немцы вывезли в Минеральные Воды и расстреляли 6 сентября 1942 г. – Авт). Я бывал дома у Эмиля Генриховича, знаком с его замечательной супругой. Он умер в 2022 году в возрасте 96 лет. Э. Г. Зигель – ветеран Великой Отечественной войны, лично знал советских маршалов Георгия Жукова и Константина Рокоссовского. Он показывал фотографии, на которых молодым лейтенантом его запечатлели с нашими выдающимися военачальниками. Эмиль Генрихович был гениальным композитором, профессором музыки, он лично аккомпанировал таким звездам, как Александра Пахмутова, Леонид Утесов и Иосиф Кобзон.

– Расскажите, пожалуйста, читателям «Вечернего Ставрополя» и о вашей работе в Общественном совете при Главном управлении МВД России по Ставропольскому краю. Ведь это тоже своего рода миссия – доносить до разных людей аспекты религиозной тематики.

– Да, это очень интересное направление. Мне много приходится читать лекций сотрудникам полиции разных подразделений, иногда выезжать с ними в командировки. Министерство внутренних дел само очень часто инициирует встречи членов совета с детьми, подростками, студентами высших учебных заведений. Много приходится говорить с ними на темы религиозного экстремизма, межнациональных проблем и на волнующие современных подростков темы, например об искусственном интеллекте.

– А какими иностранными языками владеете? Мечтали ли о путешествиях с детства? Какие есть планы?

– Как бы это ни показалось странным, но я не владею иностранными языками. Я знаю бытовой минимум английских слов, необходимый при заселении в гостиницу, покупке билетов или заказе еды в общепите. Иногда попадаю в такие страны, где никакое знание языков не спасет. Например, в Папуа – Новая Гвинея свыше 800 «живых» языков. Здесь выручают современные технологии и онлайн-переводчики. В детстве я мечтал посетить город Дублин в Ирландии. Сколько себя помню, всегда всем говорил, что обязательно туда попаду. Больше десяти лет назад моя мечта сбылась, я непродолжительное время даже учился в этой стране.

Если говорить о недавних поездках, то их было немного: Мадагаскар, Афганистан, Пакистан и две страны с одинаковым названием Конго. Этой осенью я планировал посетить ряд европейских стран, но, к сожалению, Греция отказала мне в шенгенской визе. Хотя, если честно, я не расстроился. В ближайшее время, если дадут визу, планирую посетить с интересной миссией Японию. Если всё получится, обязательно об этом расскажу.

Фото из личного архива иерея  Антония Скрынникова

 

Читайте также

«Весна Победы» запомнится золотой осенью

На главной площади города 15 сентября развернется фестивальный городок, он будет открыт с 10 до 19 часов ежедневно. В этом году выстраивается интересная локация с общей канвой. Офжидается квест, общее приключение по всему городку, разбитое на разные улицы – спорта, экологии и т.д. В каждой локации люди получают ключик от города и в конце – большой ключ  от фестивального городка. Участвовать могут не только прибывшие на фестиваль ребята, но и горожане и гости Ставрополя. Предусмотрены площадки – интерактивные, игровые, на которых будет интересно взрослым и детям.

10 сентября

В Ставропольском театре драмы поставили мистическую историю

Режиссер Ирина Баранникова осознанно отказалась в спектакле от нескольких сцен, которые есть в тексте пьесы. У автора, написавшего «Марьино поле» в 2004 году, вероятно, были свои причины саркастически показать реальных исторических деятелей. Но сегодня зрители вряд ли нашли бы объяснение даже выдуманным эпизодам с их участием.

10 сентября

День, изменивший мир

Для детей войны Ставропольского края эта дата имеет особое значение: люди, родившиеся включительно по 3 сентября 1945 года, относятся к категории «дети войны». Именно в этот день, 3 сентября, дети войны города Ставрополя пришли к Вечному огню, чтобы отдать дань памяти воинам, погибшим на полях сражений, возложить цветы к месту их захоронения.

10 сентября

Загадки творческой судьбы

В собрании Ставропольского музея изобразительных искусств есть две работы мастера: «Горный пейзаж» (поступил в 1964 году из Государственного Эрмитажа) и «Морской пейзаж» (поступил в 1967-м от жителя Ставрополя М.И. Тарана из собрания брата, художника А.И. Тарана (1886–1967), г. Ленинград). Обе картины отличаются камерными размерами, тем поразительнее то, насколько искусно выписаны художником все детали. «Горный пейзаж», возможно, создавался где–то в наших краях. Если внимательно всмотреться в эту картину, то можно увидеть не только природный кавказский ландшафт, но и повозку, характерную для здешних мест. Эта деталь придаёт работе особое очарование и усиливает неповторимый местный колорит.

8 сентября