Встреча с каннибалами в Африке, слезы темнокожего дедушки, впервые увидевшего белых людей в Юго-Восточной Азии, вызволение из рабства православных в Пакистане… Всё это не описание приключений героя-путешественника из придуманного популярного романа, а настоящие будни ставропольского священнослужителя.
В каждой епархии Русской Православной Церкви существует миссионерский отдел, который регулярно проводит собрания миссионеров и другие полезные мероприятия. Девять лет назад на должность его руководителя жителя краевого центра, иерея Антония Скрынникова, назначил митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. За десятилетие молодой священник побывал уже в 70 странах мира!
Нашим читателям он знаком как избранный в июне этого года новый президент Федерации шахмат Ставропольского края (статья «Перед началом игры попросите у Господа разумения» от 18 июля 2025 г.). Теперь представляем вашему вниманию не менее захватывающий рассказ о путешествиях по всему миру, в которых отважному ставропольцу по долгу своей службы приходится не только проповедовать о христианской вере, но и в прямом смысле порой спасать человеческие жизни.
– Отец Антоний, расскажите, пожалуйста, как вы стали руководителем миссионерского отдела Ставропольской епархии?
– Я сам просил об этом назначении, так как всегда чувствовал потребность делиться радостью православной веры, тем, что мне дорого. Еще будучи студентом, организовал при университете православный студенческий клуб, в котором собиралась молодежь для общения и проповеди окружающим.
– Вы отправляетесь в различные поездки по миру, потому что ваша должность обязывает или это, скорее, веление души? Как родилась идея – нести духовную миссию вдали от дома?

– Как раз в этом случае моя должность таких поездок не предполагает. Я – клирик Ставропольской епархии, а значит мои полномочия и обязанности, если говорить канцелярским языком, ограничены территорией края. Миссионерская работа за пределами Ставрополья, в различных далеких странах – это зов души, потребность донести истину до людей в разных частях света.
Естественно, все поездки совершаются по благословению нашего архиерея, если есть необходимость, он помогает финансово. Бывает так, что я сам еду куда-то проповедовать или служить по своей инициативе, например в Афганистан или Пакистан. Бывает, еду по просьбе Патриарших экзархатов в Африке и Юго-Восточной Азии.
– В каких государствах уже побывали, что больше всего запомнилось? Возможно, были нештатные ситуации или курьезные моменты. Или всё всегда проходит легко с Божьей помощью?
– На данный момент я посетил 70 стран. Во многих был по нескольку раз. Бывало, успевал посещать 15 стран за 12 месяцев. Как-то выдался год, когда я провел за пределами России в командировке в совокупности семь месяцев. Нештатных ситуаций и просто необычных сопутствующих миссии приключений у меня было много. К примеру, есть такое малоизвестное государство, как Тимор-Лешти, или Восточный Тимор. Оно занимает половину небольшого острова в Индийском океане. Одно из беднейших в мире. Добраться туда – целый квест. В глубине острова мы встретили племя каннибалов. При этом, как сказали местные жители, это «цивилизованные» каннибалы. Они едят только своих сородичей и только в случае их естественной смерти. То есть они не нападают на туристов и не убивают соплеменников ради еды. Но если ты из их племени и умер…

Кстати, выбраться с этого острова оказалось гораздо труднее, чем попасть на него. Это был самый разгар коронавируса, и пришлось очень тяжело. Ранее, в 2014 году, я впервые попал в удивительное государство Юго-Восточной Азии – Мьянму, историческое название которого Бирма. Мне с моим помощником удалось забраться очень высоко в горы в штатах Чин, Качин, Карен.
В одну деревушку мы добирались особенно долго. Когда пришли туда, жители были в большом шоке. Старейшина, дедушка лет 75, увидев нас, расплакался. Наш переводчик постарался выяснить, в чем причина такой бурной реакции, и сам был шокирован. Оказалось, что в этой затерянной деревушке никогда не видели белых людей.

Старейшина сказал нам примерно следующее: «В детстве отец рассказывал мне, что есть белые люди и что он однажды встретил белого охотника. Но я всю жизнь думал, что отец меня обманывал, подшучивал так надо мной. А теперь я вижу вас и понимаю, что он не шутил».
После этого пожилой человек попросил разрешения потрогать нас руками. Это непередаваемые ощущения, чувствуешь себя героем приключенческих романов Жюля Верна!
В другой деревне, которая называется Вангту, нас встретили особенно радостно. В ней бывали белые люди, но очень давно. Больше сорока лет назад местных жителей посещали английские миссионеры-методисты. Селяне на радостях соорудили настоящие носилки, как в фильмах, усадили нас на них и торжественно пронесли по всей деревне. Такой же прием нам оказали еще в одной деревушке. Кстати, было довольно интересно и опасно посещать бразильские фавелы или некоторые населенные пункты Косово и Метохии (автономный край в Сербии. – Авт.).

– Насколько знаю, во время миссий вы не только общаетесь с православными жителями страны (проводите лекции, богослужения, совершаете обряды крещения и другие), но еще и спасаете людей в прямом смысле слова, например из рабства, как было в Пакистане.
– Большей частью мои встречи и проповедь направлены на наших соотечественников, которые оказались в далеких странах по причине вступления в брак или приезда на работу по контракту. Много раз приходилось проповедовать представителям разных народов и религий, включая папуасов Новой Гвинеи. Что касается Пакистана, да, на протяжении почти года мною ведется сбор средств для выкупа православных семей, которые находятся в самом настоящем рабстве на кирпичных заводах страны. С начала этого года мы выкупили девять семей, спасены 49 человек. Курирует эту работу единственный православный священник Русской Православной Церкви в Пакистане отец Павел Анджул Сушил. Он этнический пенджабец, хорошо говорит на многих языках, включая русский, окончил духовную семинарию в Томске.
– До каких стран вам было тяжелее всего добираться, сколько уходило на это времени? Кто и как вас обычно встречает за границей?
– После ковида ряд туристических направлений просто исчезли, и их до сих пор не возобновили. Плюс после начала специальной военной операции стало сложнее получать визы, а некоторыми авиакомпаниями пользоваться сейчас небезопасно. Очень тяжело было добраться до Восточного Тимора в Юго-Восточной Азии. Сложно добираться до Бирмы, Лаоса, Камбоджи, Японии и особенно до некоторых стран Латинской Америки. Приходится выдерживать множество пересадок и сидеть в аэропортах порой по 20 часов.
Что касается встреч на месте, то каждый раз всё по-разному. Иногда приходится добираться до города самому, иногда в аэропорту встречают представители посольства, Россотрудничества или просто кто-то из соотечественников. Для них приезд священника всегда большая радость. Бывает, люди рассказывают, что живут вдали от Родины по 30-40 лет и за всё это время ни разу не видели православного священника. Часто у них катятся слёзы, когда люди приходят на Рождественское или Пасхальное богослужение, от того что имеют возможность в чужой стране прикоснуться к частичке святости из России: исповедоваться, причаститься, крестить ребенка или освятить куличи.
Дети радуются привезенным русским шоколадкам, конфетам и пряникам. Многие стараются пригласить меня к себе домой на ужин или обед, чтобы можно было спокойно пообщаться со священником, задать свои наболевшие вопросы.
– По каким направлениям в целом протекает ваша миссионерская деятельность?
– Десять лет подряд я регулярно посещал с миссионерскими визитами в основном страны Юго-Восточной Азии. Последние три года чаще бываю в Африке, а также в Афганистане и Пакистане. Как правило, в большинстве случаев визит приурочен к большим церковным праздникам. В ходе поездок совершаются многочисленные богослужения, таинства исповеди, причастия. Обязательно проводится несколько лекций или бесед, бывают встречи со студентами или школьниками местных учебных заведений.
В большом количестве раздается православная литература на русском, английском и порой местных языках. Помимо основного направления – проповеди Христа – иногда удается способствовать открытию курсов русского языка. В 2023 году в одной из стран Африки при моем участии было открыто отделение российского клуба байкеров «Ночные волки». Так как я недавно был избран президентом Федерации шахмат Ставропольского края, в ближайшее время планирую способствовать проведению турниров в некоторых странах Африки и Азии.
– Кстати, есть ли свой «профессиональный праздник» у миссионеров?
– Да, конечно, это 12 июля – один из самых почитаемых христианских праздников, день памяти святых апостолов Петра и Павла. Эти ученики Иисуса Христа проповедовали христианство по всему миру.
– Удается ли, будучи в той или иной стране, посмотреть достопримечательности природные, культурные или на это совсем не остается времени? Появились ли у вас любимые страны за столько поездок по миру и есть ли земли, где мечтаете побывать?
– Чаще всего какое-то время на это удается выделить. Иногда я специально прилетаю на день-два раньше нужной даты, чтобы постараться хотя бы немного посмотреть страну, познакомиться с ее культурой. Иногда это даже бывает необходимым, так как потом облегчает проповедь местному населению. Из стран, где я побывал, мне очень нравятся Бирма, Сербия, Германия, Грузия и Ирландия. Наверное, такой страны, которую бы я прям мечтал посетить, уже не существует. Если бы она была, я бы обязательно туда отправился.
– Расскажите, пожалуйста, читателям «Вечернего Ставрополя» и о вашей работе в Общественном совете при Главном управлении МВД России по Ставропольскому краю. Ведь это тоже своего рода миссия – доносить до разных людей аспекты религиозной тематики.
– Да, это очень интересное направление. Мне много приходится читать лекций сотрудникам полиции разных подразделений, иногда выезжать с ними в командировки. Министерство внутренних дел само очень часто инициирует встречи членов совета с детьми, подростками, студентами высших учебных заведений. Много приходится говорить с ними на темы религиозного экстремизма, межнациональных проблем и на волнующие современных подростков темы, например об искусственном интеллекте.
– А какими иностранными языками владеете? Мечтали ли о путешествиях с детства? Какие есть планы?
– Как бы это ни показалось странным, но я не владею иностранными языками. Я знаю бытовой минимум английских слов, необходимый при заселении в гостиницу, покупке билетов или заказе еды в общепите. Иногда попадаю в такие страны, где никакое знание языков не спасет. Например, в Папуа – Новая Гвинея свыше 800 «живых» языков. Здесь выручают современные технологии и онлайн-переводчики. В детстве я мечтал посетить город Дублин в Ирландии. Сколько себя помню, всегда всем говорил, что обязательно туда попаду. Больше десяти лет назад моя мечта сбылась, я непродолжительное время даже учился в этой стране.
Если говорить о недавних поездках, то их было немного: Мадагаскар, Афганистан, Пакистан и две страны с одинаковым названием Конго. Этой осенью я планировал посетить ряд европейских стран, но, к сожалению, Греция отказала мне в шенгенской визе. Хотя, если честно, я не расстроился. В ближайшее время, если дадут визу, планирую посетить с интересной миссией Японию. Если всё получится, обязательно об этом расскажу.
Фото из личного архива иерея Антония Скрынникова