Забытыми художниками обычно называют тех, кто не получил должного признания при жизни или чьи работы стали менее известны со временем. История знает и немало случаев, когда художник становился известным только после смерти.
Так произошло, например, с Эль Греко, Клодом Моне, Винсентом Ван Гогом. В нашей новой «Живописной истории» всё совсем наоборот.
6 (17) декабря 1859 года в наших южных краях, а именно - в городе Новочеркасске области Войска Донского (ныне – Ростовская область), в семье донского казака-старшины Никанора Андреевича Дубовского родился сын Николай – будущий прославленный русский живописец-пейзажист. До 1917 года он был известен ничуть не меньше, чем Алексей Саврасов и Иван Айвазовский. В 1886 году он вступил в знаменитое Товарищество художественных передвижных выставок и за время его существования был участником около 40 экспозиций. В 1899 году Дубовской вошёл в состав правления товарищества и стал одним из самых его влиятельных руководителей. Благодаря тактичности Николая Никаноровича, его умению сглаживать противоречия, нередко возникающие в творческой среде, товарищество благополучно работало под его руководством ещё около 18 лет. В 1900 году Николай Дубовской был избран в действительные члены Петербургской академии художеств, а в 1911-м стал её профессором, руководителем пейзажной мастерской. Современники называли Николая Дубовского лучшим пейзажистом России, а многие его работы были удостоены золотых и серебряных медалей на всемирных выставках в Париже, Мюнхене и Риме.
«Ах, какая это вещь! Лучший пейзаж всей выставки, всемирной, римской! Вас, Николай Никанорович, я особенно поздравляю! Еще никогда Вы не были так великолепны и могущественны. Оригинальная, живая и красивейшая картина!!!» — писал Дубовскому в 1811 году Илья Репин, восхищённый картиной «Родина».
Почему же после внезапной кончины Николая Дубовского в 1918 году его имя вдруг исчезло, затерялось, а позднее, в послевоенные годы, не было известно так же широко, как имена Ивана Шишкина, Архипа Куинджи и других русских пейзажистов? Попытаемся ответить на этот непростой вопрос.
Ещё при жизни свою коллекцию из 77 собственных картин и 129 работ художников–передвижников Николай Дубовской завещал родному городу Новочеркасску при условии, что для его картин будет построен музей. Первая мировая война смешала все планы, а после революции 1917 года случился новый роковой поворот судьбы: большая часть картин и этюдов Дубовского оказалась разбросана по многим – более семидесяти! – провинциальным музеям СССР. Почему так произошло именно с наследием Дубовского?
В то время в живописи были востребованы другие темы и стили. В большом почёте оказались работы художников реалистического направления, к которому принадлежал, например, Иван Шишкин. Темы искусства тогда тоже требовались другие: герои революции и Гражданской войны, затем индустриализация страны, Великая Отечественная война, а полотна Николая Дубовского были лишены идеологического подтекста. Он тяготел к романтическому стилю, и его тихие «пейзажи–настроения» не вписывались в картину новой эпохи. Крупные музеи страны распределили работы Дубовского по провинциальным музейным собраниям. Даже коллекция его полотен в Третьяковской галерее (всего картин его авторства меценатом было приобретено десять) оказалась раздробленной, несмотря на волю самого Третьякова.
Для творческого наследия художника всё это обернулось трагически: оно практически исчезло из сферы внимания искусствоведов и ценителей живописи. Имя Дубовского было, в сущности, вычеркнуто из списка ведущей когорты отечественных мастеров пейзажа, и только сейчас творчество этого самобытного художника вновь стало занимать умы искусствоведов, ценителей и коллекционеров, ведь масштаб дарования мастера по достоинству заслуживает большого признания.
Некоторые истории из жизни Николая Никаноровича стали настоящими легендами, а факты о том, что он дружил с русским художником–передвижником Николаем Ярошенко, не раз бывал у нас на Северном Кавказе и написал здесь немало новых работ, – ещё один повод рассказать об этом художнике подробнее.
Детские годы Николай Дубовской провёл на Дону, затем, по желанию отца, учился в военной гимназии Киева, но главным оружием его жизни стала… живопись.
Ещё не окончив полный курс Императорской академии художеств в Петербурге (класс пейзажной живописи Михаила Клодта), в 1879 году он получает малую серебряную медаль, а в 1880-м за рисунок с натуры и картину «Болото» — две большие серебряные медали. Но в 1882 году по идейным убеждениям молодой художник оставляет академию. Он живёт в Петербурге, работает как пейзажист, реже - как портретист. Его имя вскоре становится известным: для Зимнего дворца картины Дубовского приобретает император Александр III, покупают его картины и крупнейшие коллекционеры, среди которых был Павел Третьяков. Одна из картин чуть не стала яблоком раздора между Павлом Михайловичем и государем.
В конце 1899 года в мастерской Дубовского приближалась к окончанию работа над грандиозным полотном «Притихло». На картине изображены освещённые солнцем грозовые тучи, нависшие над водной поверхностью, и небольшая одинокая лодка с гребцом, пытающимся достичь суши до наступления непогоды. Эту картину сразу же облюбовал Третьяков и намеревался приобрести её. Наконец долгожданный день настал: заветное полотно было представлено на 18-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, открывшейся в феврале 1890 года в Санкт-Петербурге, но знаменитого коллекционера, волею обстоятельств задержавшегося в пути, опередил человек более могущественный - император Александр III. Третьяков был в отчаянии. Зная, что это художественное полотно не увидят простые зрители, хватаясь за последнюю спасительную соломинку, он обратился к Дубовскому с просьбой написать ещё одну картину «Притихло». Просьба была не просто смелой: она была невероятной, ведь далеко не всякий большой художник согласится заново написать шедевр. К несказанной радости Третьякова, Дубовской согласился. Вторая картина «Притихло», по мнению знатоков живописи, оказалась более удачной. Кстати, впоследствии Дубовской создал ещё несколько повторов данного произведения. На Всемирной парижской выставке эта картина завоевала серебряную медаль, причем Дубовской оказался единственным из русских пейзажистов, который был удостоен такой награды.
Исследователи пишут о том, что произведения этого художника производили сильный эффект на зрителей, несмотря на то, что их главным наполнением были тишина и даже пустота. «Тихий вечер», «На Волге», «Море. Парусники» – эти и другие работы имеют в основе простой сюжет. И все же от них невозможно оторвать взгляд, они находят отклик в душе зрителя. Это были «пейзажи-настроения», произведения, которые позже будут выделены в отдельное направление этого жанра. Но в начале XIX века он еще находился в числе низших в иерархии. Как известно, в то время в большинстве европейских академий жанры систематизировались по их значимости, и ведущую роль играл исторический - с мифологическими, аллегорическими, литературными и религиозными сюжетами. Следом в иерархии шли портретный жанр, жанровая живопись и лишь затем пейзаж и натюрморт. К концу столетия русские живописцы Алексей Саврасов, Василий Поленов, Архип Куинджи, Иван Шишкин совершили настоящий прорыв: появилось множество направлений пейзажной живописи, одним из которых стали «пейзажи–настроения» Николая Дубовского. Но сам художник мыслил ещё глубже и был уверен, что «средства пейзажа способны передавать духовные идеалы эпохи не менее убедительно, чем историческая или жанровая картина».
В конце 1880 — начале 1900-х годов Дубовской неоднократно совершал поездки на Дон, Азовское море, Волгу и Кавказские Минеральные Воды - к другу и коллеге Николаю Ярошенко. Его Белая вилла в Кисловодске была тогда одним из главных культурных центров на юге России. В летние месяцы в усадьбе всегда было много гостей. Здесь собиралось большое общество творческих людей: музыканты, артисты, писатели, ученые и, конечно, художники: Михаил Нестеров, Аполлинарий Васнецов, Илья Репин, Архип Куинджи. Летом 1888 года Ярошенко вместе с Дубовским совершили большую поездку верхом через горные перевалы к Черному морю, которая продолжалась месяц. Среди его работ, написанных на Кавказе, – «Казбек», «Приэльбрусье», «Солнце садится» (вид на гору Арарат), другие этюды и картины, вдохновленные красотой природы нашего региона.
Сегодня Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко в Кисловодске обладает как минимум 27 работами Николая Дубовского, около 10 из них можно увидеть в одном из залов.
После Великой Отечественной войны большую часть коллекции художника, согласно его завещанию, Русский музей передал в город Новочеркасск. Сейчас в Музее донского казачества города находится более 77 картин Дубовского. Это самая большая часть коллекции художника в стране.
Есть и ещё один примечательный для юга России факт: Николай Дубовской был одним из самых любимых художников писателя Михаила Шолохова. Картина мастера «Зимний вечер» до Великой Отечественной войны находилась в его доме в станице Вёшенской. К сожалению, подлинник не сохранился, но репродукцию и сегодня можно увидеть в Доме–музее писателя.

В собрании Ставропольского музея изобразительных искусств есть две работы мастера: «Горный пейзаж» (поступил в 1964 году из Государственного Эрмитажа) и «Морской пейзаж» (поступил в 1967-м от жителя Ставрополя М.И. Тарана из собрания брата, художника А.И. Тарана (1886–1967), г. Ленинград). Обе картины отличаются камерными размерами, тем поразительнее то, насколько искусно выписаны художником все детали. «Горный пейзаж», возможно, создавался где–то в наших краях. Если внимательно всмотреться в эту картину, то можно увидеть не только природный кавказский ландшафт, но и повозку, характерную для здешних мест. Эта деталь придаёт работе особое очарование и усиливает неповторимый местный колорит.
Летние месяцы Дубовской часто проводил на этюдах в Силламяэ на Балтийском побережье. Картина «Морской пейзаж» датирована 1900 годом, но точное место её написания неизвестно. Судя по конфигурации парусников, картина могла быть написана именно на берегах Балтики. Дубовской в этот период был уже известным и признанным мастером, а его поездки на Балтику не были случайными. В своих работах он часто обращался к морской тематике, стремясь передать красоту водной стихии. Мастер живописного пейзажа любил спокойные, «штилевые» состояния природы. Морской пейзаж — это совершенно особый жанр живописи. По мнению признанного мариниста Ивана Айвазовского, «движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры». «Морской пейзаж» Дубовского - это, прежде всего, впечатление простора и необычайного покоя, словно остановившегося времени, где почти половину работы занимает небо с парящими кучевыми облаками. Художник говорил, что небо, облака ему наиболее удаются, может быть, потому, что он наблюдал их в пору своего донского детства.
Вот так, волею судьбы, именно у нас, на юге России, оказалась самая большая коллекция картин мастера пейзажной живописи второй половины XIX – начала XX века Николая Никаноровича Дубовского, а одна из улиц родного города Новочеркасска теперь названа его именем.
Знакомство с творческим наследием Николая Дубовского можно начать с его картин «Горный пейзаж» и «Морской пейзаж» в залах «Золотой коллекции» краевого музея изобразительных искусств на улице Дзержинского, 115 – 119, а потом, возможно, появится повод побывать на Белой вилле Николая Ярошенко в Кисловодске и далее – в Музее донского казачества Новочеркасска.
Татьяна ДИЕВА, почётный работник культуры СК