Ежечасное преодоление самой себя

Валерий Манин

Редакция продолжает рассказывать о людях, попавших в беду и сумевших преодолеть ее. А порой – и научившихся жить с ней постоянно, борясь за каждый наступивший день.

Как, например, Елена Алексеевна Яковлева.

Благополучное начало

Жизнь Лены начиналась вполне благополучно. Окончила школу, поступила в Невинномысский химический техникум. Распределилась в Ставрополь, в научно­исследовательский институт люминофоров. Попала в дружный коллектив, с упоением работала, занималась общественной работой. Летом с коллективом ездила в Домбай, Приэльбрусье, Архыз. И еще любила бывать у сестры в Подмосковье, используя каждую поездку для того, чтобы походить по московским театрам. Несколько раз посчастливилось попасть в Большой, насладиться прекрасной музыкой и балетом. Жизнь набирала скорость, приобретала все новые и новые краски.

Училась

ходить заново

Болезнь, как говорят в таких случаях, подкрадывалась незаметно. Время от времени Лена чувствовала, что ее вдруг покидали силы. Сначала объясняла это вполне нормальной усталостью, переутомлением. А потом вынуждена была обратиться к врачам. Диагноз был как приговор: атрофия мышц. Необходима была операция, которую делали только в Москве.

После операции пришлось учиться ходить заново. Ходить, постоянно чувствуя, как убывают физические возможности организма – болезнь носила неодолимо прогрессирующий характер.

Теперь все зависело только от нее самой: или быть прикованной к четырем стенам, или хоть как­то передвигаться, изо всех сил превозмогая боль. Лена предпочла второе. Как ей давалось каждое движение, каждый шажок – знает только она сама и те, кому довелось идти этим же путем. Елена собрала всю волю, все свое неукротимое желание не поддаваться болезни, преодолеть ее.

Она вернулась на работу, но теперь для нее все стало трудным. Ступеньки, коридоры, вообще любое движение. И все же Лена не позволяла себе расслабляться, в обеденный перерыв с трудом спускалась во двор и заставляла себя ходить от дерева к дереву, отдыхая около каждого. И все равно мышцы рук и ног день ото дня слабели – так проявляло себя постигшее ее заболевание. Врачи видели один выход – оформляться на инвалидность.

Родители

Главным ее спасением, поддержкой были, конечно же, родители. Забыв про себя, они готовы были на все, чтобы поддержать дочь, помочь ей не упасть духом, устоять перед таким жестоким испытанием судьбы. Расспрашивали людей, консультировались с медиками, искали литературу. Лена стала заниматься аутогенной тренировкой, преодолевая немощь, она стала делать оздоровительную гимнастику по Норбекову. А вскоре новый удар – ушла из жизни мама, самый дорогой, самый необходимый ей человек. Инфаркт, скоропостижная смерть.

Остались два больных человека – Лена и папа. Непостижимо устроен человек, непостижимы его духовные и физические резервы. Необходимость заботиться об отце как бы отодвинула на второй план собственную беспомощность. Десять лет Лена делала отцу уколы, давала лекарства, готовила еду. А потом не стало и отца. Лена осталась совсем одна.

Первые результаты

А жить надо и тогда, когда жизнь становится совсем невыносимой. Лена не давала себе поблажки, вчитываясь в труды Норбекова и следуя его советам и методикам. Потом услышала про университет «Третий возраст», в котором работала группа здоровья. Стала ходить туда. А пять лет назад одной из первых пришла в группу хатха­йоги прославленного спортсмена Василия Александровича Скакуна. Истинный пропагандист здорового образа жизни, он совершенно бесплатно занимается с людьми самого разного возраста и здоровья.

Добравшись с занятий домой, Елена Алексеевна с секундомером в руках снова и снова повторяла выученные на занятиях движения. Сначала плохо что получалось. Первые результаты появились только через полгода упорных трудов. Елена Алексеевна с радостью отметила, что стала увереннее двигаться. Свой успех она закрепила на одном из праздников в группе, приняв участие в танцах. Двигаясь под музыку, она с благодарностью думала о прекрасных людях — Василии Александровиче и Таисии Трофимовне, научивших ее каждодневно заниматься йогой.

«Помоги

себе сам»

Елена Алексеевна говорит, что ее жизнь состоит из ежечасных преодолений самой себя. Ее настольными книгами стали работы Луизы Хей «Помоги себе сам». В мире есть много такого, что поможет в трудную минуту, поддержит – надо только знать об этом и желать постичь.

А еще Елена Алексеевна сочиняет стихи. Они помогают самовыражению, дают непостижимую радость творчества. Как­то узнав, что при городской организации Всероссийского общества инвалидов работает литературное объединение «Надежда», она пришла сюда. И тоже встретила понимание и поддержку. Сейчас говорит, что консультант объединения, член Союза журналистов Анатолий Кададинский научил ее выражать мысли поэтическими строками. Некоторые стихи Елены Алексеевны вошли в сборники творчества инвалидов «С надеждой в сердце» и «Огонек Надежды»…

Источники

силы

<

Чем жив человек, в чем черпает силы? Безусловно, и памятью, и незримым ощущением своих духовных корней, и любовью к ушедшим людям. Как–то очередное заседание литературного объединения «Надежда» проходило в Ставропольском музее истории ВОВ «Память». Встреча здесь была очень эмоциональной, волнующей, трогательной. Звучали письма с фронта, стихи, воспоминания.

Для Елены Алексеевны война, Победа – это ее родители. Поэтому она тоже рассказала о том, что мама ее, Людмила Николаевна Клопкова, воевала в составе 46­го гвардейского Таманского полка легких ночных бомбардировщиков. Командовала им наша землячка майор Е. Д. Бершанская. Наравне с мужчинами женщины­летчицы боролись с врагом, летали на «кукурузниках», легковесных ПО­2, сделанных из фанеры и перкаля.

Отец, Алексей Гаврилович Яковлев, был на войне авиационным техником, готовил машины к бою. Он тоже был удостоен множества военных наград. После войны мама водила в ставропольском небе неутомимый ПО­2. А папа каждый раз готовил и провожал маму и ее машину в рейс. Когда Елене Алексеевне трудно, она вспоминает то, через что пришлось пройти ее родителям.

И еще есть у нее одна опора – дневник бабушки Марии Андреевны Клопковой, мелко написанный карандашом. На его обложке выведено: «Самое дорогое — ценное». Бабушка писала: «В этой жизни для меня не было радости. Отец заболел туберкулезом и умер. Мать до свету вставала и уходила, стирала белье, вечером приносила объедки, остатки ­ кусочки хлеба и иногда что­то вареное»…И хоть дневник обрывается, когда Марии Андреевне исполнилось 17 лет, он взрослой Елене Алексеевне дает возможность бесконечно размышлять над жизнью, над ее в общем­то одинаковостью во все времена.

Что еще существует в жизни Елены Алексеевны полноценно и полноправно, так это музыка. Она собрала много кассет с записями музыкальных произведений, любимых опер, песен.

…Вот так и живет мужественный человек Елена Алексеевна Яковлева.

Людмила СЫПИНА,

член Союза журналистов России.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление