«Глядят с фотографий задумчиво строго те люди, которых давно уже нет» | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Священник Дмитриевской церкви села Безопасного И.Д. Невтонов с семьей. 1900 год
«Глядят с фотографий задумчиво строго те люди, которых давно уже нет»

«Глядят с фотографий задумчиво строго те люди, которых давно уже нет»

10 июля 2024
16:47

В России 12 июля отмечают День фотографа. Так или иначе, к этому неофициальному празднику сегодня имеют отношение практически все.

 

Среди многочисленных документальных источников, хранящих память о наших предшественниках в Государственном архиве Ставропольского края, особый интерес представляют фотографии. На них как будто остановилось время, а потускневшее монохромное изображение позволяет в деталях рассмотреть лица людей, живших более сотни лет до нашего рождения. Неудивительно, что фотографию в давние времена сравнивали с волшебством.

О некоторых снимках, которые сегодня хранятся в архивных фондах, их авторах рассказывает завотделом публикации документов ГАСК Галина Никитенко.

 

Остановилось время в кадре каждом…

Первые фотокамеры (дагерротипные приборы) появились в России в 1840 году, через год после изобретения фотографии. Развитие фотодела в стране шло в ногу со временем. Известно, что в нашем регионе первые пейзажные снимки были сделаны в 1843 году в окрестностях Пятигорска. Тогда уже существовало изобретение Дагерра и Ньепса, позволявшее получить изображение на посеребренной металлической пластинке. Родоначальник российской фотографии Сергей Львович Левицкий, сопровождая научную экспедицию на Кавказские Минеральные Воды, снял на дагерротип аппаратом французского изобретателя Шевалье окрестности Машука и Бештау и представил эти изображения на выставке в Париже, где они получили золотую медаль – первую международную награду за фотоработы.

Первое поколение российских фотографов группировалось вокруг Левицкого и училось у него азам профессионального мастерства. По имеющимся сведениям из печатных источников, одну из первых фотографий (так называли раньше фотоателье) на Кавказских Минеральных Водах открыл в Пятигорске поляк Окуловский. В «Листке для посетителей Кавказских Минеральных Вод» за 1863 год было опубликовано рекламное объявление, приглашающее местных жителей и посетителей курорта изготовить портретный снимок в его заведении. К сожалению, в Государственном архиве Ставропольского края не имеется на хранении работ Левицкого, Окуловского, других пионеров фотодела на курортах Кавминвод – Ланге, Лугерханда, Энгеля.

Один из наиболее ранних снимков в коллекции фотодокументов архива запечатлел факт пребывания наместника Кавказского Великого князя Михаила Николаевича в Кисловодске на даче М.П. Кривошеиной 18 марта 1880 года (автор фотографии неизвестен).

Казаки станицы Суворовской Терской области. Начало 1900-х гг.

В 1880-х годах на Кавминводах начал свою деятельность, продолжавшуюся более 70 лет, знаток Кавказа, ботаник, лермонтовед, фотоисторик Григорий Иванович Раев. В собрании фотодокументов Государственного архива Ставропольского края хранятся его фотографии конца XIX – начала XX века. Открыв в 1881 году в Пятигорске свое фотоателье, приобретенное у А. Энгеля, Григорий Иванович к 1889 году имел свидетельство на занятие профессиональной деятельностью в любом месте Терской области.

Экскурсия в Тегенекли (ныне – район поселка Эльбрус Кабардино-Балкарской Республики). Во втором ряду слева фотограф Георгий Раев. 1933 год

Раев много путешествовал. Итогом всегда были новые работы: пейзажи Кавказа и Закавказья, снимки курортных мест, этнографические, бытовые, жанровые фотосюжеты. Его стараниями запечатлены Военно-Грузинская, Военно-Сухумская, Военно-Осетинская дороги.

На рубеже XIX-XX веков в искусстве фотографии широкое распространение получили почтовые открытки с видами городов, пейзажами, курортными местами. Основой для открыток курортов Кавказских Минеральных Вод послужили более 100 пейзажных и ландшафтных работ Григория Ивановича Раева. В архиве также имеются снимки известного пятигорского фотографа начала XX века Н. Киселева.

Поражает качество изготовления старых фотографий. Благодаря тому, что выдержка устанавливалась порой на несколько минут, и это обеспечивало четкость изображения, фото наклеивалось на специальную картонную подложку, что уменьшало риск физических повреждений. Фотографии в архивах, музеях, частных коллекциях зачастую сохранились в более чем удовлетворительном состоянии. Следует отметить, что на обороте снимков фотограф ставил фотопечать своего заведения, а на лицевой стороне под снимком, как правило, указывал свое имя и перечислял различные полученные за свое творчество награды.

 

«Потертый альбом, потускневшее фото, в нем века ушедшего призрачный след…»

Эти строчки из стихотворения Ирины Бутримовой как нельзя лучше отражают впечатление от старинных фотографий…

В 1843 году уже известный нам С.Л. Левицкий, постигающий науку техники съемки на дагерротипном снаряде, побывал в Ставрополе. Фотографирование на дагерротип, металлическую посеребренную пластинку, изобретение Луи-Жака-Манде Дагерра, только осваивалось в России. Готовясь сопровождать на Кавказские Минеральные Воды академика Ю.Ф. Фрицше, желающего запечатлеть курортные пейзажи, Левицкий научился изготавливать дагерротипы самостоятельно. Позднее Левицкий не раз навещал губернский центр, но его снимки в архив не поступали. В 1849 году он основал в Санкт-Петербурге заведение «Светопись». Став впоследствии маститым фотохудожником, Левицкий свои предпочтения отдал портретным снимкам.

По печатным источникам архива, фотозаведения (их привычно называли фотографии, позднее – фотоателье) в Ставрополе упоминаются с 1864 года. В «Сборнике статистических сведений о Ставропольской̆ губернии за 1868 год» содержится следующая информация:

«В Ставрополе фотографий – 3 шт. В остальных городах и селениях Ставропольской губернии фотографов и фотографических заведений не имеется.

  1. Волков Петр – 2-я Александровская, собственный дом, владелец фотографии. Коллежский регистратор. Разрешения на открытие фотографии – 01.07.1864. После смерти Волкова его вдова в 1886 году подала прошение: «...дозволить мне содержать эту фотографию в том же доме, который, равно как и фотография, по смерти мужа достались мне, на что и выдать узаконенное свидетельство. Ответственным лицом в моей фотографии буду я сама. Екатерина Волкова».
  2. Иванов Григорий, владелец фотографии. Разрешение на открытие 19.05.1864.
  3. Гольденберги Хаим, владелец фотографии, турецкоподданный. Разрешение на открытие фотографии 01.01.1867».

В памятных книжках Ставропольской губернии на 1897 – 1899 годы мы видим фотоателье: С.Г. Андрюшечкина на улице Александровской (дом Митиной), Ф.С. Маркса на улице Театральной, 8 (рядом с почтово-телеграфной конторой), М. Петрушина и В. Свищева на улице Александровской (дом Есауловой) и М. Готальского на улице Воронцовской (дом Зайчевского).

В начале 1900-х годов дополнительно к перечисленным фотографам в памятных книжках Ставропольской губернии значатся Н.С. Трегубов, А.А. Берсеев, А.С. Пахалова и Е. Шаповалова, И. Руднев, Д. Локш, Е. Андрюшечкина.

Наиболее популярными у клиентов снимками были визитные карточки – фото на документы форматом примерно 5,5х9 см и кабинетные портреты (примерно 11х16 см).

В «Памятных книжках Ставропольской губернии» на 1913 – 1914 годы рекламируется фотозаведение С.М. Тосунова в Ставрополе на Воронцовской улице (дом Могильницкого). Сумбат Тосунов внес свой вклад в создание фотолетописи города. На обороте снимков, сделанных в его фотографии, указаны многочисленные награды и знаки признания фотохудожника, в том числе международные и полученные от августейшего семейства.

С развитием фотографического дела в Ставропольской губернии отдельной темой становится семейная фотография. В Государственном архиве Ставропольского края хранится немало коллективных портретов, на которых запечатлены представители известных купеческих династий и простых казачьих родов. Далеко не все могли позволить себе подобную «фотографию на память». Сам факт съемки становился событием для всех членов семьи. Женщины и мужчины надевали свою лучшую одежду, которую берегли для особых случаев, детям велели вести себя хорошо и не вертеться. Некоторых можно было заставить замереть перед объективом камеры только обещанием появления пресловутой «птички». Тем не менее на многих фотографиях именно лица и фигуры непоседливых ребятишек оказались смазанными.

Ветеран архивной службы Ставропольского края Лариса Николаевна Корри передала на хранение в ГАСК семейные снимки. Ее предки жили в селе Прасковея. Любопытно, что местным жителям даже не требовалось ехать в губернский город, чтобы сделать фотографию. В самом конце XIX века здесь было открыто фотоателье, которыми владели братья Мостовые – Николай Афанасьевич и Иван Афанасьевич. На одном из коллективных портретов, переданных в госархив, – семья Вальковых. Солидные, состоятельные люди, умевшие зарабатывать и тратить свои капиталы. Они сфотографировались в самом благополучном для Российской империи 1913 году. Очень интересно вглядываться в их лица…

Семья Вальковых. Село Прасковея. 1913 год

Как правило, семейные фотографии бережно хранили и передавали от одного поколения другому. Снимки в раме под стеклом были на почетном месте в доме, часто – рядом с иконами. Наверняка во многих современных семьях тоже сохранились портреты бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек и других родственников. Благодаря искусству фотографии те, кто жил более сотни лет назад, стали нам ближе и понятнее.

В публикации использованы материалы страницы ГАСК в социальной сети ВКонтакте.

Фотографии из фондов Государственного архива Ставропольского края

Читайте также

Воины Победы, участвовавшие в освобождении города

В Год защитника Отечества, объявленный Президентом России Владимиром Путиным, наша редакция стала информационным партнером регионального отделения Всероссийского движения «Волонтёры Победы». И раз в месяц в течение всего года будут выходить материалы в рубрике «Воины Победы», подготовленные совместно с активистами движения. Первый из них посвящен командирам, которые руководили боевыми действиями по освобождению Ставрополя от немецко-фашистских оккупантов.

20 января

Крещенская вода пришла в дома ставропольцев

Чин освящения воды проводился  над тремя чанами, установленными на островной площадке насосной станции. Потом освященной водой была наполнена специальная чаша. Даже такого малого количества святой воды достаточно, чтобы, попав в  Сенгилеевское озеро, она освятила уже всю его воду...

20 января

Результаты 2024-го

В правительстве Ставропольского края состоялся брифинг, в ходе которого на вопросы журналистов ответил исполняющий обязанности министра строительства и архитектуры региона Андрей Уваров. Главной темой встречи с представителями СМИ стали итоги ушедшего года и планы отрасли на будущее.

20 января

Кто живёт — знайте, кто знает — помните, кто помнит — живите…

Персональная выставка бывшего военнослужащего Федеральных войск Министерства обороны РФ, ныне члена Союза фотохудожников РФ Андрея Смольникова посвящена ветеранам Великой Отечественной войны, узникам концлагерей, вдовам погибших воинов и всем тем, кто выстоял и пережил те страшные события.

20 января