«Глядят с фотографий задумчиво строго те люди, которых давно уже нет» | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Священник Дмитриевской церкви села Безопасного И.Д. Невтонов с семьей. 1900 год
«Глядят с фотографий задумчиво строго те люди, которых давно уже нет»

«Глядят с фотографий задумчиво строго те люди, которых давно уже нет»

10 июля
16:47

В России 12 июля отмечают День фотографа. Так или иначе, к этому неофициальному празднику сегодня имеют отношение практически все.

 

Среди многочисленных документальных источников, хранящих память о наших предшественниках в Государственном архиве Ставропольского края, особый интерес представляют фотографии. На них как будто остановилось время, а потускневшее монохромное изображение позволяет в деталях рассмотреть лица людей, живших более сотни лет до нашего рождения. Неудивительно, что фотографию в давние времена сравнивали с волшебством.

О некоторых снимках, которые сегодня хранятся в архивных фондах, их авторах рассказывает завотделом публикации документов ГАСК Галина Никитенко.

 

Остановилось время в кадре каждом…

Первые фотокамеры (дагерротипные приборы) появились в России в 1840 году, через год после изобретения фотографии. Развитие фотодела в стране шло в ногу со временем. Известно, что в нашем регионе первые пейзажные снимки были сделаны в 1843 году в окрестностях Пятигорска. Тогда уже существовало изобретение Дагерра и Ньепса, позволявшее получить изображение на посеребренной металлической пластинке. Родоначальник российской фотографии Сергей Львович Левицкий, сопровождая научную экспедицию на Кавказские Минеральные Воды, снял на дагерротип аппаратом французского изобретателя Шевалье окрестности Машука и Бештау и представил эти изображения на выставке в Париже, где они получили золотую медаль – первую международную награду за фотоработы.

Первое поколение российских фотографов группировалось вокруг Левицкого и училось у него азам профессионального мастерства. По имеющимся сведениям из печатных источников, одну из первых фотографий (так называли раньше фотоателье) на Кавказских Минеральных Водах открыл в Пятигорске поляк Окуловский. В «Листке для посетителей Кавказских Минеральных Вод» за 1863 год было опубликовано рекламное объявление, приглашающее местных жителей и посетителей курорта изготовить портретный снимок в его заведении. К сожалению, в Государственном архиве Ставропольского края не имеется на хранении работ Левицкого, Окуловского, других пионеров фотодела на курортах Кавминвод – Ланге, Лугерханда, Энгеля.

Один из наиболее ранних снимков в коллекции фотодокументов архива запечатлел факт пребывания наместника Кавказского Великого князя Михаила Николаевича в Кисловодске на даче М.П. Кривошеиной 18 марта 1880 года (автор фотографии неизвестен).

Казаки станицы Суворовской Терской области. Начало 1900-х гг.

В 1880-х годах на Кавминводах начал свою деятельность, продолжавшуюся более 70 лет, знаток Кавказа, ботаник, лермонтовед, фотоисторик Григорий Иванович Раев. В собрании фотодокументов Государственного архива Ставропольского края хранятся его фотографии конца XIX – начала XX века. Открыв в 1881 году в Пятигорске свое фотоателье, приобретенное у А. Энгеля, Григорий Иванович к 1889 году имел свидетельство на занятие профессиональной деятельностью в любом месте Терской области.

Экскурсия в Тегенекли (ныне – район поселка Эльбрус Кабардино-Балкарской Республики). Во втором ряду слева фотограф Георгий Раев. 1933 год

Раев много путешествовал. Итогом всегда были новые работы: пейзажи Кавказа и Закавказья, снимки курортных мест, этнографические, бытовые, жанровые фотосюжеты. Его стараниями запечатлены Военно-Грузинская, Военно-Сухумская, Военно-Осетинская дороги.

На рубеже XIX-XX веков в искусстве фотографии широкое распространение получили почтовые открытки с видами городов, пейзажами, курортными местами. Основой для открыток курортов Кавказских Минеральных Вод послужили более 100 пейзажных и ландшафтных работ Григория Ивановича Раева. В архиве также имеются снимки известного пятигорского фотографа начала XX века Н. Киселева.

Поражает качество изготовления старых фотографий. Благодаря тому, что выдержка устанавливалась порой на несколько минут, и это обеспечивало четкость изображения, фото наклеивалось на специальную картонную подложку, что уменьшало риск физических повреждений. Фотографии в архивах, музеях, частных коллекциях зачастую сохранились в более чем удовлетворительном состоянии. Следует отметить, что на обороте снимков фотограф ставил фотопечать своего заведения, а на лицевой стороне под снимком, как правило, указывал свое имя и перечислял различные полученные за свое творчество награды.

 

«Потертый альбом, потускневшее фото, в нем века ушедшего призрачный след…»

Эти строчки из стихотворения Ирины Бутримовой как нельзя лучше отражают впечатление от старинных фотографий…

В 1843 году уже известный нам С.Л. Левицкий, постигающий науку техники съемки на дагерротипном снаряде, побывал в Ставрополе. Фотографирование на дагерротип, металлическую посеребренную пластинку, изобретение Луи-Жака-Манде Дагерра, только осваивалось в России. Готовясь сопровождать на Кавказские Минеральные Воды академика Ю.Ф. Фрицше, желающего запечатлеть курортные пейзажи, Левицкий научился изготавливать дагерротипы самостоятельно. Позднее Левицкий не раз навещал губернский центр, но его снимки в архив не поступали. В 1849 году он основал в Санкт-Петербурге заведение «Светопись». Став впоследствии маститым фотохудожником, Левицкий свои предпочтения отдал портретным снимкам.

По печатным источникам архива, фотозаведения (их привычно называли фотографии, позднее – фотоателье) в Ставрополе упоминаются с 1864 года. В «Сборнике статистических сведений о Ставропольской̆ губернии за 1868 год» содержится следующая информация:

«В Ставрополе фотографий – 3 шт. В остальных городах и селениях Ставропольской губернии фотографов и фотографических заведений не имеется.

  1. Волков Петр – 2-я Александровская, собственный дом, владелец фотографии. Коллежский регистратор. Разрешения на открытие фотографии – 01.07.1864. После смерти Волкова его вдова в 1886 году подала прошение: «...дозволить мне содержать эту фотографию в том же доме, который, равно как и фотография, по смерти мужа достались мне, на что и выдать узаконенное свидетельство. Ответственным лицом в моей фотографии буду я сама. Екатерина Волкова».
  2. Иванов Григорий, владелец фотографии. Разрешение на открытие 19.05.1864.
  3. Гольденберги Хаим, владелец фотографии, турецкоподданный. Разрешение на открытие фотографии 01.01.1867».

В памятных книжках Ставропольской губернии на 1897 – 1899 годы мы видим фотоателье: С.Г. Андрюшечкина на улице Александровской (дом Митиной), Ф.С. Маркса на улице Театральной, 8 (рядом с почтово-телеграфной конторой), М. Петрушина и В. Свищева на улице Александровской (дом Есауловой) и М. Готальского на улице Воронцовской (дом Зайчевского).

В начале 1900-х годов дополнительно к перечисленным фотографам в памятных книжках Ставропольской губернии значатся Н.С. Трегубов, А.А. Берсеев, А.С. Пахалова и Е. Шаповалова, И. Руднев, Д. Локш, Е. Андрюшечкина.

Наиболее популярными у клиентов снимками были визитные карточки – фото на документы форматом примерно 5,5х9 см и кабинетные портреты (примерно 11х16 см).

В «Памятных книжках Ставропольской губернии» на 1913 – 1914 годы рекламируется фотозаведение С.М. Тосунова в Ставрополе на Воронцовской улице (дом Могильницкого). Сумбат Тосунов внес свой вклад в создание фотолетописи города. На обороте снимков, сделанных в его фотографии, указаны многочисленные награды и знаки признания фотохудожника, в том числе международные и полученные от августейшего семейства.

С развитием фотографического дела в Ставропольской губернии отдельной темой становится семейная фотография. В Государственном архиве Ставропольского края хранится немало коллективных портретов, на которых запечатлены представители известных купеческих династий и простых казачьих родов. Далеко не все могли позволить себе подобную «фотографию на память». Сам факт съемки становился событием для всех членов семьи. Женщины и мужчины надевали свою лучшую одежду, которую берегли для особых случаев, детям велели вести себя хорошо и не вертеться. Некоторых можно было заставить замереть перед объективом камеры только обещанием появления пресловутой «птички». Тем не менее на многих фотографиях именно лица и фигуры непоседливых ребятишек оказались смазанными.

Ветеран архивной службы Ставропольского края Лариса Николаевна Корри передала на хранение в ГАСК семейные снимки. Ее предки жили в селе Прасковея. Любопытно, что местным жителям даже не требовалось ехать в губернский город, чтобы сделать фотографию. В самом конце XIX века здесь было открыто фотоателье, которыми владели братья Мостовые – Николай Афанасьевич и Иван Афанасьевич. На одном из коллективных портретов, переданных в госархив, – семья Вальковых. Солидные, состоятельные люди, умевшие зарабатывать и тратить свои капиталы. Они сфотографировались в самом благополучном для Российской империи 1913 году. Очень интересно вглядываться в их лица…

Семья Вальковых. Село Прасковея. 1913 год

Как правило, семейные фотографии бережно хранили и передавали от одного поколения другому. Снимки в раме под стеклом были на почетном месте в доме, часто – рядом с иконами. Наверняка во многих современных семьях тоже сохранились портреты бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек и других родственников. Благодаря искусству фотографии те, кто жил более сотни лет назад, стали нам ближе и понятнее.

В публикации использованы материалы страницы ГАСК в социальной сети ВКонтакте.

Фотографии из фондов Государственного архива Ставропольского края

Читайте также

Шарлотка и общественное мнение

Сколько людей, столько и мнений. Я бы добавила: сколько хозяек, столько и рецептов одного и того же блюда. Борщ. Вот только среди моих друзей я могу насчитать минимум 5 разных вариаций приготовления этого супа. Хотя, казалось бы… Что любопытно, мы же с друзьями не кричим друг на друга, что их рецепт неправильный. Нет, наверняка каждая хозяйка считает свой борщ (подставить любое другое блюдо) идеальным, но скорее всего драться из-за этого с соседкой (или подругой) она не станет.

3 ноября

Никто не останется без поддержки

Процедура получения удостоверения ветерана боевых действий на текущий момент упрощена, они выдаются прямо на месте, в военной части. Если же это боец ЧВК «Вагнер», то пакет документов от него принимает филиал фонда «Защитники Отечества» и направляет в Минобороны РФ. Как только решение по военнослужащему принимается, фонд выдает ему удостоверение. Также идет плотная работа по вопросу выдачи справок бойцам частных военных компаний, рассказала Оксана Романенко.

1 ноября

Событие, объединившее народ

Праздник народного единства окончательно прижился в России, несмотря на недовольство недоброжелателей. Более того, в настоящее время наша страна находится в очень непростой внешнеполитической ситуации. Специальная военная операция на Украине стала фактическим противостоянием государства со всем так называемым «коллективным Западом». Конечно, и у нас есть союзники, а идея полной блокады Российской Федерации очевидно показала свою несостоятельность. Однако сражаться на линии боевого соприкосновения нашим бойцам приходится практически в одиночку. На исход противостояния сегодня смотрит весь мир без исключения. Кто-то с явной к нам симпатией, даже стараясь оказать помощь, впрочем, особо не «засвечиваясь». Большинство же с ожиданием того, чья сила победит.

1 ноября

Ставропольские памятники в поэзии и музыке

Вернувшись в путешествие по памятникам краевой столицы, зрители неожиданно для себя услышали рассказ об «украденном фонтане» - скульптурной композиции, посвящённой мелиораторам Ставрополья. Был прочитан отрывок главы «А без воды – и ни туды и ни сюды» из книги Татьяны Пестряковой «Поэзия в бронзе», прозвучала часть из сюиты Виктора Кипора «Посвящение».

1 ноября