Ставропольская государственная филармония подарила меломанам нашего города новый интересный проект «Выход в свет».
Первый вечер «Искусство против стресса», посвящённый творчеству Йозефа Гайдна, с участием музыковеда Татьяны Диевой, искусствоведа Ольги Бендюк, симфонического оркестра под управлением главного дирижёра Юрия Михайленко и пианиста Ни Ченьчже (Китай) прошёл с большим успехом.
Задумка, претворённая в жизнь
Думаю, все со мной согласятся, что наша жизнь сегодня проходит в стрессовой ситуации. Все нормальные люди переживают за то, что происходит на фронтах СВО, с тревогой слушают и смотрят новости, радуются успехам наших воинов и делают всё возможное для победы: плетут маскировочные сети, изготавливают окопные свечи, собирают гуманитарную помощь для передачи бойцам на передовую и в госпитали. Не остались в стороне и артисты филармонии - члены группы «Автоволонтёр Ставрополь», успешно работающей под руководством Артура Гюлумяна, которая готовится в эти дни к 13-й поездке с гуманитарным грузом для наших ребят.
Активным членом группы стала музыковед Татьяна Диева, регулярно передающая воинам посылки с продуктами и медикаментами, письма и рисунки детей, со сцены филармонии рассказывающая о подвигах героев СВО. Она придумала и долго вынашивала идею вечера «Искусство против стресса», которой поделилась с коллегами - художественным руководителем филармонии почётным деятелем искусств СК Еленой Бутовой и главным дирижёром симфонического оркестра Юрием Михайленко. Заручившись поддержкой коллег, Татьяна пригласила принять участие в программе искусствоведа Ольгу Бендюк, которая сразу же дала согласие. Оставалось только найти пианиста, который исполнением произведений Йозефа Гайдна смог бы украсить эту программу. На помощь пришёл друг нашего города и филармонии скрипач Карэн Шахгалдян, которому мы неоднократно аплодировали, восхищаясь его сольными выступлениями и в составе трио имени А. Хачатуряна. Карэн посоветовал и помог договориться с юным китайским пианистом Ни Ченьчже. И это был идеальный выбор!
Татьяна Диева по ходу вечера рассказала о судьбе композитора, а Ольга Бендюк поведала о воздействии музыки Йозефа Гайдна вкупе с живописными полотнами французских художников-импрессионистов (картины во время звучания музыки демонстрировались на светодиодном экране), на снятие последствий стрессовых ситуаций.
Так кто же он такой - великий маг музыки Йозеф Гайдн?
«Весёлый папаша Гайдн» или всеобъемлющий гений?
«Весёлым папашей» композитора назвал известный советский музыковед Леонид Гаккель. Всеобъемлющий гений, великий австрийский композитор, стоявший у истоков создания жанров симфонии и струнного квартета, друг Вольфганга Амадея Моцарта и учитель Людвига ван Бетховена, ставший при жизни классиком, родился в деревне Рорау в 1732 году в семье каретного мастера и кухарки. В раннем детстве у мальчика обнаружили абсолютный слух и отличное чувство ритма, что дало ему возможность быть принятым на работу в церковный хор, который пел во время служб, на свадебных церемониях и похоронах. Маленькому Йозефу довелось участвовать в отпевании знаменитого композитора Антонио Вивальди в 1741 году. Работа в хоре, по его воспоминаниям, за которую «чаще били, чем кормили», многому научила. Всегда спасало чувство юмора с первого и до последнего дня жизни. Талант к розыгрышам был в него заложен в день его рождения - 1 апреля. Когда началась ломка голоса (мутация), юношу могли уволить, но шутка ускорила это событие. На репетиции он отрезал косичку хористу, за что был нещадно избит и выставлен на улицу. Впечатлениями от детства и юности остались голод, холод и поиски работы. Единственным учителем Йозефа был итальянец Николо Порпора, уроки которого оказались не по карману юноше, но он получил разрешение сидеть в классе в углу за занавеской, слушая советы педагога, которые он давал своим ученикам. К тому же маэстро отличался жёстким характером и часто своё раздражение вымещал на ученике, награждая тумаками. Йозеф в это время уже много сочинял, и произведения приносили ему известность.
Золотым периодом жизни Гайдн считал годы служения в должности капельмейстера оркестра в замке Айзенштадт у венгерского князя Павла Эстерхази. Он был на положении слуги и находился в полной власти своего патрона. Это устраивало композитора, так как он мог сочинять музыку, сразу её репетировать с оркестром и исполнять в «домашних» концертах для семьи князя. В замке прошли почти 30 лет, которые стали для Гайдна расцветом творчества. Возможность бывать в Вене подарила дружбу с Моцартом. В эти годы были созданы произведения, написанные с чувством юмора, которое никогда не покидало композитора.
Его симфонии называются «Охота», «Медведь», «Курица». Есть «Детская» симфония с участием свистулек, трещоток, детских барабанов и труб. В симфонии «Сюрприз» оглушительный грохот литавр будил сонную публику, а в «Расстроенной» симфонии музыканты вдруг начинали шумно настраивать свои инструменты. Когда старый князь ушёл из жизни, его наследник распустил оркестр и даровал Йозефу Гайдну свободу с пожизненным содержанием, что дало возможность композитору купить на окраине Вены дом, о котором он мечтал всю жизнь, и свободно заниматься творчеством. Итог своей 77-летней жизни Гайдн подвёл такими словами: «Бог даровал мне талант, и я благодарю Его за это. Я выполнил свой долг и старался принести пользу людям своей музыкой». Сам написал надгробную эпитафию — veni, scripsi, vixi (пришёл, писал, жил).
Незадолго до кончины маэстро собрал слуг и ознакомил их с завещанием. Они были поражены щедростью и со слезами благодарили его за обеспеченную жизнь. А нам Йозеф Гайдн завещал 104 симфонии, 83 струнных квартета, 52 сонаты, 36 концертов, 24 оперы, мессы, оратории, кантаты, фантазии и танцы .
Респект оркестру!
Погасли люстры... Слуга князя (артист Владимир Смуглиенко) в парике, ливрее, башмаках с бантами внёс на сцену свечу. Зал наполнила божественная музыка Йозефа Гайдна, и зрители оказались в замке Айзенштадт на концерте оркестра. Звучала 2-я часть симфонии №6 «Утро», рисующая картину восходящего солнца. Так театрализованно начался этот чудесный вечер в зале филармонии. В концерте в исполнении симфонического оркестра ещё были представлены 1-я и 4-я части симфонии №8 «Вечер». Эти произведения композитор написал в первый год службы у князя Эстерхази в 1761 году. Обе симфонии изобилуют сольными вставками, которые отлично сыграли артисты оркестра — Анжелика Туницкая (1-я скрипка оркестра), Роман Стороженко (виолончель) и Юлия Колесникова (флейта). Грациозно и элегантно были исполнены медленные части и бравурно прозвучал финал симфонии «Вечер», в котором композитор изобразил бурю. Вы помните, что Гайдн был шутником. Большое значение он придавал паузе.
Пауза не просто тишина, если она логически выстроена. Таким эффектом в шутку пользовался композитор. Зная это, эффект паузы сделал и дирижёр Юрий Михайленко. Отзвучал последний аккорд «Бури», наступила тишина. Зал и артисты на сцене замерли... А потом был взрыв аплодисментов и возгласы «браво!». Очень достойно звучал оркестр, аккомпанируя солисту Ни Ченьчже Концерт для клавира D–dur. Хочется отметить работу дирижёра Юрия Михайленко (по характеру он перфекционист) с оркестром над интонированием, фразировкой, штриховой оснащённостью и единым дыханием. Глубокое и мягкое звучание, хорошее чувство ансамбля было продемонстрировано в этой программе. Браво, коллеги! Это был настоящий успех!
«Шаг за шагом можно достигнуть цели» (китайская мудрость)
Главным действующим лицом вечера был китайский пианист Ни Ченьчже. Эмоции переполняли слушателей во время игры этого 16-летнего музыканта, студента 2-го курса музыкального училища при Российской музыкальной академии имени Гнесиных, покорившего всех с первого прикосновения волшебных рук к клавишам рояля. Ни Ченьчже родился в Китае в городе Фучжоу в 2008 году. Четырехлетним ребёнком он увлёкся игрой на барабане, в 6 лет стал учиться на фортепиано. Весной 2018 года профессор Российской музыкальной академии имени Гнесиных, заслуженный артист РФ пианист Юрий Богданов, будучи на гастролях в Китае, познакомился с талантливым ребёнком. Его поразила «недетская страсть» в игре мальчика, и он предложил родителям привезти его в Москву. Через три недели Ни Ченьчже стал учеником профессора. За эти годы он «шаг за шагом» добился огромных успехов, став участником телепроектов «Лучше всех» и «Синяя птица», детского телевизионного конкурса «Щелкунчик», лауреатом многочисленных престижных международных конкурсов в Москве, Италии, США и Париже. В 2023 году получил лауреатство на Международном юношеском конкурсе имени П.И. Чайковского, в финале которого играл с симфоническим оркестром Первый концерт Чайковского в Большом зале Московской государственной консерватории, носящей имя великого русского композитора. Юноша принимал участие в проекте «Все концерты Сергея Рахманинова с симфоническим оркестром» в городах России. К 150-летию со дня рождения композитора он подготовил «Рапсодию на темы Паганини».
После концерта в Ставропольской филармонии, в котором были блестяще исполнены две сонаты Йозефа Гайдна и Концерт для клавира с оркестром, мы встретились с юным музыкантом и его мамой Ли Хунь Мей, которая все годы находится рядом с сыном. Ни Ченьчже хорошо говорит по-русски, а также знает английский и французский языки. Он рассказал, что очень благодарен своему профессору и родителям за возможность учиться в России. Его мечта - «играть в городах и странах всего мира». Он изучает труды великого китайского мыслителя и философа Конфуция. Для своего возраста Ни Ченьчже имеет огромный репертуар из фортепианных произведений русских, западных, китайских композиторов и является первым исполнителем композиторских опусов своего любимого учителя — профессора Юрия Богданова. Ни Ченьчже выучил сложнейший цикл из 12 трансцендентных Этюдов Ференца Листа. Я послушала запись его исполнения Этюда №8 «Дикая охота», в основу которого композитор положил древнегерманский миф о боге войны Одине, с яростью проносящемся ночью по небу, и вспомнила слова профессора о «недетской страсти» Ни Ченьчже. Ему подвластны переливы акварельных красок классической музыки Гайдна и лавинообразные страсти романтика Листа. На сцене он может многое, а в жизни этот скромный и застенчивый юноша тихим голосом рассказал, что очень любит плавать, играть в настольный теннис и собирает кубик Рубика за 6 секунд. Прощаясь с Ни Ченьчже и его мамой, я поблагодарила их за незабываемый вечер и сказала: «Смело делай шаг за шагом, и ты обязательно достигнешь заветной цели!»
Татьяна Даниелян,
заслуженный работник культуры РФ, член Союза журналистов России.
Фото Александра ПЛОТНИКОВА