Избранник музы, пленник вдохновения...

Ольга Метёлкина

Избранник музы, пленник вдохновения...
Всякий раз, встречая людей, наделённых творческим даром, не устаю удивляться, сколько рядом талантов и... как же мы бываем не внимательны друг к другу. Хочется верить, что заочное знакомство с Эмиром Исмаиловым и его творчеством эмоционально обогатит большинство читателей «Вечернего Ставрополя»...

Cначала были стихи. Автора я не видела, поскольку он приходил, когда я была в командировке.

Оставил несколько страниц текста, распечатанного на принтере. Мой взгляд сразу же остановился на строчках:

Я сын седых вершин Кавказа.

И горных рек люблю я зык.

За ясность слов и прелесть сказа

Я русский полюбил язык.

Язык, могучий и великий,

Воспели Пушкин, Тютчев, Фет.

Красив, как птичьи переклики,

Как солнечный сквозь тучи свет...

Любопытно... И вот уже автор сидит у нас в редакции и, как будто всю жизнь давал интервью журналистам, отвечает на мои вопросы.

- Родом я из Южного Дагестана, - рассказывает Эмир. - Дед был крестьянином, отец — филолог, всю жизнь проработал в школе учителем русского языка и литературы. Старший брат тоже по образованию филолог, средний брат — историк, сестра - педагог. У нас большая многодетная семья.

Так получилось, что с детства Эмир Исмаилов кроме родного лезгинского языка слышал русский, читал книги на русском, позже увлекся классической поэзией. Где-то в седьмом классе и сам начал писать стихи. Говорит, что у каждого человека в юности возникает потребность выплескивать свои эмоции, особенно когда приходит первая любовь.

Есть мнение: на каком языке ты думаешь, тому народу ты и принадлежишь. Эмир улыбается:
- Когда я работаю, часто ловлю себя на мысли, что беру рулетку и начинаю считать сантиметры на русском, а потом продолжаю

на лезгинском языке. Я счастлив, что, будучи лезгином, знаю и говорю по-русски, неплохо понимаю украинский, знаю сербский.
В наш край Эмир приехал с большим желанием поступить в пединститут, на филологический факультет. Дело было в 1987 году. В институт он не поступил, зато встретил замечательную девушку Лену, на которой вскоре женился. А там уже стало не до учебы. Один за другим родились сыновья. Настали «лихие 90-е». Вы наверняка помните, какие были зарплаты и что на них удавалось купить. Не случайно начало 90-х в России было отмечено существенным спадом рождаемости. И хотя пришлось несостоявшемуся филологу работать в поте лица, чтобы семья не ощущала нужды, Эмир с женой восприняли появление на свет своих мальчишек как огромное, ни с чем не сравнимое счастье. Семь лет глава семьи трудился на заводе автокранов, потом приятель помог устроиться в строительную компанию.

Жизнь вообще многому научила Эмира. «Голова, руки, ноги есть, - считает он, - если человек не пессимист, он может всему научиться. Главное, он не должен лениться. Могу стряпать, вязать, шить... У меня много интересов. Не имеет значения, кто ты есть по специальности, главное — кто ты есть в душе». Эмир знает, что такое тяжелый физический труд, и, наверное, поэтому с особым уважением относится к людям «непрестижных» специальностей, без которых никак не обойтись. Вот, к примеру, такое тёплое стихотворение он посвятил дворникам:  

Труженикам - дворникам,

По средам и вторникам

И в другие дни недели,

Боже, дай в дожди, метели

В очень нужном людям деле,

Сил душевных, бодрость в теле.

Солнышко, свети лучисто,

Чтобы город был наш чистым.

Как же рождаются стихи у поэта, который основное время суток проводит с мастерком в руках? Как запах краски и строительная пыль не отпугивают его трудолюбивую музу?
- Эмир, в какое время суток Вы пишете?
- В любое. Стихи рождаются мгновенно. Вдохновение — это что-то такое непонятное, не зависящее от нас, как луч света. Если я буду сидеть и что-то из головы выдумывать, я ничего не напишу.
Среди стихов Эмира Исмаилова есть и лирика, и социальная сатира, и зарисовки из жизни, и философские размышления.

Мне, Боже, и подумать жутко,

Что станет сын рабом желудка,

Наживы пагубных страстей,

Марионеткою властей.

Которые цинично врут

И служат тем, кто боле крут.

Дай, чтоб среди соблазнов груд,

Ученье выбрал бы и труд.

Над ширью праведных стезей,

Сомненья, как туман, рассей.

Плечо к плечу по жизни всей,

Дай верных, искренних друзей.

Любви, взаимной и одной,

К любимой и Земле родной.

Из века в век род длился б мой,

Да свет не обернулся б тьмой.

И, без назойливости лишней,

Я лишь молю тебя, Всевышний,

Чтоб на пиру во имя жизни

Ни я, ни сын мой не был лишний.

Я не спрашиваю у автора, какие события предшествовали написанию этого стихотворения, название которого «Мольба». В нем зарифмована жизненная позиция Эмира Исмаилова. Он живёт так, как научили его родители. И хочет, чтобы сыновья выросли порядочными, честными людьми и жили в ладу с собственной совестью.
Старший сын Эмира сейчас служит в армии. Отец с искренним недоумением говорит о родителях, которые «откупают» своих детей от армии: «Я считаю, это низко и позорно. Мы хотим, чтобы у нас были нормальные сыновья, и прячем их под мамины юбки! А потом говорим, у нас мужиков нет! Откуда они возьмутся? Извините за банальность, но жизнь наша такова, нет у нас на планете всеобщей любви и нулевой преступности. Поэтому и приходится служить».
При этом сам Эмир — человек удивительно миролюбивый и, как сейчас принято выражаться, толерантный. Об этом его стихотворение «Грядет святое Рождество...», которое не могу не процитировать:

 

Пусть нас пытаются стравить

Друг с другом злые рожи.

Им планов тех не претворить,

Ведь все мы дети божьи.

В кругу рождественских столов

Хохол, лезгин и русский.

Всем хватит хлеба, теплых слов,

И водки, и закуски.

Добром засеешь и пустырь –

Ростки благого всходят.

С своим уставом в монастырь

Чужой, мой друг, не ходят.

Главный судья в жизни Эмира — это собственная совесть, которая даёт возможность жить в гармонии с самим собой. Есть и другие базисные понятия. Например, творчество. Без него жизнь превратилась бы в серое безрадостное существование. Еще — духовность и вера в Бога. Можно не ходить в церковь, но поступать как верующий человек, считает он:

- Я мусульманин по рождению, но уважаю и другие религии, я захожу в православную церковь, любуюсь красотой, творением рук человеческих.

А вот духовный стержень его личности сформировался благодаря великой русской культуре, как считает сам Эмир.

- Это не высокие слова, - говорит он. - Я очень люблю поэзию Пушкина и Лермонтова, но ближе всего мне Тютчев и Фет, я обожаю Ахматову. Мне очень нравится вещи поэтов XIX века Акима Нахимова и Сергея Дурова. Я пишу стихи на лезгинском языке и на русском. Порой приходят такие слова, которыми в обыденной речи не разговаривают. Они возникают в тот момент, когда мне нужно что-то точно выразить, и приходят они, непонятно откуда.

Вот такой человек живёт рядом с нами. Мы ходим с ним по одним и тем же улицам, видим одни и те же дома и деревья, дышим одним воздухом. Но у большинства из нас окружающая обыденность не вызывает желания сочинять стихи. А для поэта даже затянувшийся переход зимы к весне — пора вдохновения, когда сами собой рождаются лирические рифмы.

Фото автора.
 

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление