Жизнь наша устроена таким образом, что с годами мы приобретаем опыт (это наша свобода выбора), а затем опыт может (или будет стремиться к этому) управлять нашими жизнями. Опыт – это реакция организма на приходящие к человеку обстоятельства жизни.
В Индии, да и на всем Востоке, этот самый опыт называют «кармой». Как говорил Садхгуру (все последующие цитаты его): «Карма или память об опыте – это единственное, что может дать вам мудрость, но это также и единственное, что может связать вас по рукам и ногам, отравить вашу жизнь и даже уничтожить вас». То есть карма – это не то, что с вами происходит, а то, как вы реагируете на происходящее. «Всё, что когда-либо происходило с вами, вы испытали непосредственно внутри себя. Свет и тьма, боль и удовольствие, агония и экстаз – всё это произошло внутри вас... Весь человеческий опыт на сто процентов создан им самим». Каким образом? В виде привычек, закрепляющихся в чертах характера, способов реагирования на соответствующие обстоятельства. У одних опыт подсказывает, что при опасности надо брать ноги в руки и бежать. Опыт других людей направляет их на попытки устранения этих несоответствий.
«Итак, проблема не в карме, проблема в том, как вы с ней обращаетесь, как вы к ней относитесь и как вы с ней работаете». И если нас с вами что-либо не устраивает с ранее приобретенным опытом, ибо качество ему задаем мы и никто другой, то каждый человек вправе, и это в его силах, заставить себя переучиться и воспитать в себе иные способы поведения. Это сложно, прежде всего, тем, что необходимо самому свое поведение признать ошибочным, а уж затем искать способы его изменения. Но если очень захотеть внести коррективы в стиль своего поведения, то положительные результаты, скажем честно, возможны. Это те, которыми мы и хотели бы заменить не устраивающие нас. Причем, будем знать, это, во-первых, длительный процесс со многими срывами и ошибками, которых не стоит опасаться. Это реальность перестройки кармы. И, во-вторых, необходимо учиться анализировать свои деяния, делать соответствующие выводы и постоянно вносить изменения.
А вы никогда не задумывались над тем: почему все люди не только окружающего нас мира, но и все человечество, все абсолютно разные по своим привычкам, чертам характера, реакции на внешние обстоятельства? Ведь беспричинных действий быть не может, ибо весь мир живет под неусыпным контролем закона причинно-следственных связей. Все дело в той же карме. И эти качественные основы мы способны забирать с собой в следующие жизни, и они-то и являются фундаментом нашего настоящего – кто ты и почему ты такой. Это то, что называется реинкарнацией. Шри Ауробиндо – выдающаяся личность, по этому поводу говорил: «Как, если не реинкарнацией, объяснить поразительную разницу между людьми. Как уместить в одной жизни и преступника, и человека, озаренного великими просветлениями? Это парадокс, оскорбляющий и ум, и душу, и этические чувства, и духовную интуицию».
И все те, кто в это верит, должны стараться в течение жизни, особенно во второй ее половине, выявить в себе всю негативность кармических накоплений и устранить их, чтобы уйти из жизни максимально очищенным. И знаете, все тот же Садхгуру советует, что лучшим очищающим карму свойством является служение, то есть бескорыстная помощь другим людям в любых видах ее проявлений. Помните это наставление Будды: «Тот, кто всегда стремится почитать старших и помогать им, достигает четырех благословений – долгая жизнь и красота, счастье и сила».
А вот еще один способ отрабатывания кармы по Садхгуру: «Вы должны научиться быть счастливым именно со своими желаниями, привычками и поведенческими моделями. В любом случае они у вас есть. Если вас это не устраивает, то теперь у вас две проблемы – это привычки и несчастия... Неумение быть счастливым – это проблема. Почему мы всегда говорим о радости и любви? Чтобы ваш ум и эмоции оставались позитивными... Когда ваш ум и ваши эмоции негативны, вы становитесь жестким и неподатливым. Если вы в позитивном состоянии, вы готовы меняться».
В конечном счете жизнь – это не страдания и не блаженство. Жизнь такова, какой вы ее делаете. Карма определяется не столько поступками, а намерениями. Все дело в том, как и с какими намерениями вы этот поступок совершаете.
Источник иллюстрации: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Васудев,_Джагги