Памятник надежде на лучшее

Ольга Метёлкина

В предстоящую субботу, 18 сентября, Ставропольский краевой театр кукол открывает свой 75-й творческий сезон

Памятник надежде на лучшее

К сожалению, это событие вновь произойдёт не в его родных стенах. Но если относиться к проблеме философски (а иного варианта просто нет), то слава Богу, что есть хотя бы договор с Домом офицеров, и зрители четыре раза в месяц смогут приходить сюда на спектакли.

Для первой в этом сезоне встречи с ребятишками, их родителями, бабушками и дедушками коллектив театра кукол приготовил премьеру — сказку по пьесе М. Супонина «Бука». Постановку спектакля осуществил режиссер Григорий Гольдман. Это забавная и в меру поучительная история про зайчика — вредину и эгоиста, который не понимал, как важно дружить с другими обитателями леса, но случай помог ему измениться.
— «Бука» — это игровой спектакль, — рассказывает руководитель литературной части краевого театра кукол Ирина Темниханова. — Действие разворачивается с участием зрителей. Такой прием не впервые применяется в нашем театре. Интерактив есть в спектаклях «По щучьему велению», «Репка», «Солнышко на память», «Гусенок».
Персонажи спектакля «Бука» не обычные куклы, а вязаные. Сказка создавалась, как обычно, в мастерских театра, а героев вязали художник Ирина Уткина и… ее мама. Лесные обитатели: Белочка, Медвежонок, Лиса и Зайчик получились очень славными, а их необычный дизайн напомнит взрослым и детям старый добрый мультфильм «Варежка».
В репертуаре краевого театра кукол несколько десятков спектаклей. Это постановки по народным и авторским сказкам, по знакомым и совершенно неизвестным сюжетам, многие из них много лет остаются популярными и востребованными. Отличительная черта работ театра и принципиальная позиция коллектива заключаются в том, что спектакли для детей должны быть обязательно добрыми, светлыми, нести позитивное настроение. К сожалению, с каждым годом всё труднее удаётся выбрать для постановки пьесы, отвечающие этим требованиям. Современная драматургия часто уподобляется комиксам и телесериалам с пустыми сюжетами и примитивными персонажами. «И что самое страшное, — говорит Ирина Темниханова, — жестокость и насилие, как ни странно, проникают уже и в произведения для детей. Им и так хватает недобрых компьютерных игр. Я понимаю, что наши дети изменились, но насаждать жестокость нельзя».
Что может противопоставить этому краевой театр кукол? Свою принципиальную позицию и классический репертуар. В этом сезоне театр кукол готовит еще одну премьеру — спектакль по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка». Пьесу написал известный московский драматург Н. Шувалов. Для работы над постановкой театр пригласил режиссера из Брянска Ольгу Сидоренко. Ставропольские кукольники уже знакомы с Ольгой Петровной, их первая встреча произошла на театральном фестивале. Ольга Сидоренко начинала как художник, кроме того, в ее творческом багаже уже более 150 режиссерских работ. Ожидается, что это будет интересная постановка, которая внесет элемент новизны в репертуар ставропольского театра. Основная работа над «Дюймовочкой» начнется в ноябре.
Театр кукол никогда не испытывает дефицита новых идей и творческих замыслов. Так, в новом сезоне актриса и молодой режиссер Наталья Ледовских планирует поставить русскую народную сказку «Терешечка». Говоря о задумках, завлит Ирина Темниханова очень тепло отзывается о «Сказке про всех на свете» известного советского поэта, писателя и переводчика Бориса Заходера. По ее словам, этот автор очень тонко чувствовал детские души. В «Сказке про всех на свете» есть всё необходимое для того, чтобы в эти души заложить семена доброты.

Памятник надежде на лучшее


Работая с детьми, невозможно не учитывать значение репертуарной политики. А в этой связи не мешает вспомнить и о том, что мы живём в многонациональном регионе. Детям не знакомо чужеземное слово «толерантность», но если они с юного возраста будут знакомиться с традициями, обычаями других народов, то это не только расширит их кругозор, но и сделает ближе и понятнее людей разных национальностей. Самый простой и ненавязчивый в этом случае способ — рассказать сказку. Ирина Темниханова нашла среди множества пьес «Горскую сказку» Саида Чахкиева, переведенную с ингушского языка. Сюжет простой. У родителей было два сына-близнеца. А в горах жил жестокий человек, который хотел подчинить себе всех вокруг. Но, чтобы злая сила действовала, ему нужен был помощник. Однажды злодей убил отца близнецов и украл одного из мальчиков. Мать воспитывала оставшегося сына добрым, а злой человек другого близнеца — в жестокости. В финале добро, конечно, победило. «Если пригласить на постановку национального режиссера, использовать этнографические особенности, колорит, будет очень интересно», — считает Ирина Темниханова.
Творческий потенциал театра кукол поистине неисчерпаем. И это при том, что много лет коллектив живёт «на чемоданах» в ожидании реконструкции своего здания и полной неопределённости, что будет дальше. Памятник архитектуры, в котором расположен театр, уже давно стал памятником долготерпению и надежде на лучшее. Конец прошлого сезона подкинул ещё один «сюрприз»: из театра ушёл главный режиссёр Григорий Гольдман. Конечно, это не катастрофа, в истории коллектива были подобные периоды. К примеру, в 90-е годы при отсутствии художественного руководителя для постановок приглашали специалистов из других регионов. Особенно запомнились совместные работы с краснодарским режиссёром Константином Моховым. Хотя в то время была немного другая ситуация: театр кукол ещё имел возможность играть спектакли на своей сцене. А теперь кто согласится ставить спектакли в условиях разрухи?..
«Хуже уже не будет»… Эта фраза в стенах, ожидающих лучших времён, прозвучала пугающе неоднозначно. И правда: что может быть ещё хуже? Сейчас, по крайней мере, четыре раза в месяц в зале Дома офицеров ставропольские дети, затаив дыхание или с громким смехом, следят за происходящим на сцене, учатся быть добрыми, честными, щедрыми… Театр приходит к зрителям сам, выезжая со спектаклями в детские сады и школы Ставрополя, организуя гастроли в районы края. Кукольники работают для того, чтобы их зрители не были Буками, как персонаж премьерного спектакля. Потому что маленькие буки, если их не воспитывать на примерах добрых сказок, с годами очень часто становятся большими бяками. А это, как правило, процесс необратимый.
Фото Маргариты ВОРОНОВОЙ

 

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление