Месяц остался до 9 Мая, когда мы всей страной будем отмечать 80-ю годовщину Победы нашего народа над фашистской Германией. Великой Победы. Нашей Победы.
А вчера была годовщина взятия Кенигсберга, ознаменовавшего завершение Восточно-Прусской операции, без которой, как говорят историки, не было бы операции Берлинской.
Герой Советского Союза
Восточно-Прусская операция длилась почти три месяца. Победа в ней далась Красной Армии очень большой ценой. Потери возвратные и невозвратные составили более полумиллиона человек. Но и противник понес невосполнимый урон: 25 вражеских дивизий были разгромлены, другие 12 дивизий потеряли от 50 до 70 процентов личного состава. В плен попали более 220 тысяч немецких солдат и офицеров. Трофеями Красной Армии стали 15 тысяч орудий и минометов, 1442 танка и штурмовых орудия, 363 самолета и другой боевой техники.
Конечно, в каждом уголке России, в каждом крае и городе есть свои герои Восточно-Прусской операции. Я назову лишь одного из них – нашего земляка, уроженца станицы Темнолесской Александра Рыбникова, начавшего свой боевой путь в боях за Северный Кавказ, участника штурма Кенигсберга, где он получил тяжелое (шестое за войну) ранение, но продолжал командовать своим батальоном... В архивах сохранились воспоминания ветерана о том, что представлял собой Кенигсберг в то время.
«Гитлеровцы превратили Кенигсберг в город-крепость, – писал Рыбников. – Вокруг города и внутри него были сооружены оборонительные рубежи, на которых находились десятки фортов (своего рода маленьких крепостей), 900 дзотов, множество дотов, сотни укрепленных зданий. Гарнизон крепости насчитывал 137 тысяч солдат и офицеров, более 3,5 тысячи орудий, свыше 200 танков. Его поддерживало до 150 самолетов. Гитлер отдал приказ Кенигсбергскому гарнизону удерживать крепость до последнего солдата. В плен не сдаваться: за попытку самовольно оставить позиции – расстрел на месте. Что и выполняли специальные заградотряды... Так что бои шли в буквальном смысле за каждый дом».
За успешное выполнение батальоном Рыбникова боевых задач, за уничтожение сотен гитлеровцев в ходе боя в центре города комбату уже 19 апреля было присвоено звание Героя Советского Союза. В наградных документах особо отмечено, что командир продолжал управление ротами даже после тяжелого ранения. Александру Рыбникову весной 1945 года было 26 лет. После демобилизации он вернулся в родной край и до конца жизни работал и жил в Ессентуках. Мы, ставропольцы, его помним и гордимся им.
И конечно, очень многие семьи сегодня вспоминают своих дедов и прадедов – героев битвы за Кенигсберг. В моей семье тоже есть свой герой...
Мой герой
Ох как же корежит недругов России внутри и вне страны от простого сочетания этих слов «Наша Победа»... Причем давно... Задолго до СВО, когда многие нынешние иноагенты считались уважаемыми политиками, политологами или кем-то еще значимым, они на центральных каналах с площадок различных телешоу с пеной у рта доказывали, что выражение «Наша Победа» неправильное, ибо завоевали ее деды и прадеды, а мы вроде как и ни при чем, просто примазаться пытаемся... Сейчас жизнь все по местам расставила. Авторы подобных «откровений» ошиваются в недружественных нам государствах, плюются ядом в своих телеграм-каналах, а молодые ребята – правнуки солдат Красной Армии, сломившей хребет гитлеровскому фашизму, ломают его реинкарнацию бандеровско-европейского пошиба. Они защищают не только нас, но и нашу весну 1945-го, нашу Великую Победу, которую наши враги так ненавидят и так мечтают ее у нас отобрать. Не получится, потому что Победа в Великой Отечественной войне для нашего народа не просто Память, а Память вне времени, это генетика... И восемьдесят лет назад, и сейчас, и еще через век для наших людей 9 Мая будет Днем Победы. Нашей Победы!
И сегодня, когда мы вспоминаем подвиг советских солдат в битве за Кенигсберг, я хочу поздравить с этой славной годовщиной своего деда Василия Никаноровича Павлова, участника Восточно-Прусской операции, которому не довелось дожить до ее окончания...
Не сохранилось его фотографий, и я часто пытаюсь представить, каким он был – мой дед.
…Бабушка рассказывала, что он очень полюбил наши южные степи, питерский паренек, волею судеб заброшенный на Ставрополье. И сейчас я иногда перечитываю его письма с фронта — почтовые открытки и сложенные вдвое листочки со словами Суворова: «Русские прусских всегда бивали». О себе — всегда очень коротко. И все письма наполнены любовью, болью, тревогой о своих дорогих Диночке и Толеньке — моей бабушке и отце... Не все удалось сохранить. При переезде был утрачен один из дорогих нашей семье альбомов. Но я хорошо помню открытку, которая была в том альбоме, с подковкой и подснежником. Поздравление с 23 февраля — сыну, тогда еще семилетнему. Дед, капитан-артиллерист Василий Никанорович Павлов, во всех письмах обещал вернуться, писал даже, что уверен в этом. А здесь словно забыл. Он отправил эту открытку 1 февраля 1945 года, а 10-го погиб — возле железнодорожной станции Опен в Восточной Пруссии... После нашей «захлебнувшейся» атаки он, офицер, прикрывал отход своих бойцов...
Его последнее письмо заканчивалось словами: «Сыночек, стань хорошим человеком»... Эти слова для всей нашей семьи стали завещанием. И мне всегда хотелось рассказать об этом деду. Вот я и решила написать ему письмо. Обратиться к своему деду, при жизни не верившему в Бога, в надежде, что, может быть, он ТАМ меня все-таки услышит.
Спасибо тебе, дед
Здравствуй, Василий Никанорович. Не обижайся, что я обращаюсь к тебе вот так, по-свойски. Просто сегодня день такой — по телевидению во всех программах идут кадры кинохроники той Восточно-Прусской операции, ставшей для тебя последней. И я хочу, чтобы ты знал: твою последнюю просьбу стать хорошим человеком твой сын выполнил, и стараемся выполнить мы, твои внуки, твоя правнучка, твои праправнучки — все, живущие после вас.
Я совсем немного знаю о тебе, но этого немногого достаточно, чтобы понять, что мой дед Василий Павлов был одним из тех настоящих русских мужиков, на которых держится Россия. Если бы это было не так, ты бы не отказался от партийной брони, эвакуировался бы со всеми и после оккупации вернулся бы к своей ответственной работе в Кисловодске. Если бы это было не так, то не поминали бы тебя добрым словом в Арзгирском районе. Ведь 25-тысячников крестьяне не сильно жаловали. А вот тебя вспоминали именно по-доброму и через два десятка лет после того, как ты там работал. Отец рассказывал об одной встрече в командировке, когда пожилой дядька, узнав, что перед ним сын Василия Никаноровича, пожал ему руку и сказал: «Будь таким, как твой отец, парень». Он тогда, дедушка, сам того не зная, твоему сыну твое завещание повторил...
И это завещание твой сын, Анатолий Васильевич Павлов, выполнил. Успел выполнить, хотя судьбой ему очень мало было отмерено — 38 лет. Ровно столько же, сколько и тебе... Ему не довелось воевать за свою землю, он просто растил на ней хлеб. Но самое главное, что он сделал в жизни, — научил нас, сына и дочь, любить свою Родину, нашу Россию. Мы все носим твою фамилию и стараемся ее не запятнать. Твоего внука, кстати, зовут в твою честь Василием. А для меня Родина начиналась с песни про «Русское поле», которую отец пел удивительно, и с самого поля с клонящимися под тяжестью зерен колосьями...
Знаешь, дед, профессии у всех у нас мирные, а линия фронта есть. Только она у каждого своя. Вот твоя правнучка Елизавета — на линии духовной обороны. Она актриса Великолукского драматического театра и режиссер детского театра-студии в своем городе. Сейчас ставит спектакль о войне... Ее юным актерам от 7 до 16 лет. Они – то самое поколение, которое, по замыслу наших врагов, вообще ничего не должно было знать о войне... Но они знают, помнят и точно так же, как их сверстники в военных 40-х, верят в Победу!
Твоя девятилетняя праправнучка Даша через два дня на Всероссийском конкурсе чтецов в Москве будет читать стихи о войне! Дети читают их так, что даже ветераны Афгана, Чечни, СВО сглатывают ком в горле и благодарят... Потому что дети не просто читают, они проживают эти строки, они их сердцем чувствуют. А это значит только одно, что, несмотря на крушение СССР, ту страну, за которую ты воевал, у нас не отобрали. И не отберут.
Сейчас снова идет война. И снова наша страна воюет с фашистами. А те ребята, которые сейчас на фронте, точно такие же, какими были вы восемьдесят лет назад. С тем чувством Родины в сердце, с той же жертвенностью, с тем же мужеством, с той же готовностью сражаться до Победы, с той же нерушимой верой в эту Победу... В нашу Победу!
…Поздравляю тебя с годовщиной завершения битвы за Кенигсберг, дедушка... Твоей последней битвы, предопределившей победные салюты мая 1945 года. Спасибо тебе, дедушка, за нашу Победу, за то, что благодаря тебе и миллионам других героев и воинов я могу гордиться страной, в которой живу... Спасибо за жизнь.