Подвиги отцов – крылья сыновей | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Фронт работы – общественный (второй слева – Игорь Алексеевич Никитин)
Подвиги отцов – крылья сыновей

Подвиги отцов – крылья сыновей

16 августа
19:25

Рассказ о настоящем человеке

 

День Воздушного флота в России отмечают по традиции в третье воскресенье августа. В этом году праздник пришелся на 18-е. Он объединяет не только летчиков, но и всех, кто связан с авиацией.

Именно в этот день выпускники Сызранского высшего авиационного училища летчиков, боевые друзья по Афганской войне и не только будут встречаться, созваниваться, чтобы вместе вспомнить годы учебы, полеты, сложные задания, то время, когда им было 20-30 лет, и пожелать самого наилучшего, что есть в жизни, а главное – мира. Подзаголовок к этому очерку подсказал Герой России полковник запаса ГРУ ГШ Владимир Ковтун, афганский боевой друг ставропольского летчика Игоря Никитина:

Игорь Никитин в годы военной службы

– Игорь – профессионал высочайшего уровня, настоящий друг для своих друзей. В Афгане, не думая о себе, он совершал боевые вылеты на вертолете Ми-24. Это были наши ангелы-хранители, и я преклоняю колено перед нашим другом, его бесстрашием и высокими человеческими качествами, так необходимыми в тяжелых военных условиях. Нам повезло встретиться, и я дорожу нашей крепкой дружбой.

Игорь Алексеевич родился на Кубани в поселке Рассвет Старо-Минского района Краснодарского края в 1961 году. Он с детства знал, что станет военным авиатором, как его отец Алексей Павлович – вертолетчик, командир вертолета Ми-4, служивший на Новой Земле, в Польше, в Ленинградском военном округе. Мечтал стать таким, как дядя Станислав Павлович, вертолетчик РВСН. Родители, школьные учителя развивали в мальчишке боевой дух, ответственность, стремление к знаниям, умение дружить. Игорь любил географию и геометрию, уроки физкультуры, с удовольствием занимался начальной военной подготовкой. Перед занятиями он приходил к шести утра в школу, чтобы до восьми часов поиграть в волейбол, и потом бежал на урок.

В 1978 году семья приехала в Ставрополь. Игорь решил, как отец и дядя, ехать в Сызрань и поступать высшее авиационное училище летчиков. Так и сделал. Окончил его в 1982 году, это был ускоренный выпуск на вертолетах Ми-24. После распределения попал в Забайкальский военный округ в войсковую часть 23273 – отдельную вертолетную эскадрилью. Игорь Никитин был назначен на должность старшего летчика вертолета Ми-24, а два его однокашника – на должности командиров экипажей вертолетов Ми-24. Один из них – Сергей Чернявский впоследствии получил звание Героя России.

Летом 1985 года, когда Игорь Алексеевич находился в отпуске в Ставрополе, пришла телеграмма: «Срочно прибыть в часть». Он понял, что будет серьезная работа, догадываясь, где будет проходить его дальнейшая служба. Дальше – вылет на аэродром Безречная для формирования 205-й отдельной вертолетной эскадрильи. В теплом обмундировании, в унтах военные прибыли на аэродром Карши в Узбекистане с последующей переброской в Каган под Бухарой, а на термометре +18. После сборки вертолетов в городе Чирчик под Ташкентом, борта «перегоняли» в Каган. Таким образом, боевую подготовку прошли в Кагане, а горную – в Чирчике. Приказ перебазироваться в Афганистан вышел в феврале 1986 года. Границу с Афганистаном пересекли в районе Кушки.

– Афганская служба началась с 5 февраля 1986 года, – вспоминает Игорь Алексеевич. – Осуществив перелет в Кандагар, лично я ощутил на душе чувство тревоги и какой-то скрытой угрозы из-за жаркого климата, чужого и непривычного пейзажа гор и пустыни Регистан. Во время самого первого боевого вылета, общая система боя не складывалась, ведь учеба – одно, а дела боевые – это другое. Но переданные знания опытных пилотов позволили стремительно нарабатывать опыт. Летчики летали на предельно малой высоте, 10-15 метров, порой и ниже, чтобы обмануть систему, не попасть под выстрел американского ПЗРК «Стингер» (в переводе «жалящее насекомое»). Перед нашей 205-й эскадрильей стояли задачи по обеспечению выполнения боевых операций 22-й бригады особого назначения спецназа ГРУ. Эскадрилья распределялась по четырем точкам базирования отрядов спецназа, это населенные пункты: Лашкаргах, Шахджой, Фарах и Кандагар. Мне довелось вести боевые действия совместно с 186-м отдельным отрядом специального назначения ГРУ ГШ в районе Шахджой. На высоте 1800 метров в русле речки располагалась металлическая взлетно-посадочная полоса длиной 300 метров. Бывало так, что за сутки не поспишь ни минуты, пока не вытащишь группу. Выполняли по три-четыре вылета в день до полутора часов каждый, с вооружением. Находясь на жаре +50, в полевых условиях в пустынно-гористой местности с ограниченным бытом, нам помогали дружба, воинская смекалка, здоровое физическое и психологическое состояние.

В задачу отряда входило обеспечение прикрытия групп спецназа, высадка и забор бойцов с мест засад, сопровождение колонн с оружием и продовольствием, прикрытие групп спецназа при их боевом соприкосновении или обнаружении в любое время суток. Осуществляли уничтожение караванов с оружием и наркотиками, совершали высадки, забор групп, сопровождающих колонны, производили разведывательные действия, чтобы самостоятельно выйти на «охоту», выявляли и уничтожали огневые точки и базы моджахедов. Таким образом, фактически перекрыли доступ оружия из Пакистана в центр. Каждый перехват каравана – это тысячи спасенных жизней!

Афганское братство

За весь период Афганской войны Игорь Никитин совершил более 500 боевых вылетов, а общий налет составил 3800 часов. Вторая командировка Игоря Алексеевича пришлась на осень 1988 года и закончилась 4 февраля 1989-го. Поставленная задача по обеспечению безопасности вывода колонн автотранспорта и техники советских войск под прикрытием, а также сопровождение бортов военно-транспортной авиации при их заходе на посадку или взлете, принимая огонь на себя, была выполнена.

После Афганистана кавалер орденов Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, получивший девять медалей и знаков отличия, Игорь Никитин вернулся в свою родную эскадрилью, которая перебазировалась из Забайкалья на Сахалин. Службу в должности командира звена вертолетов Ми-24 он закончил по состоянию здоровья.

В настоящее время Игорь Алексеевич Никитин в должности председателя Совета ветеранов Октябрьского района со свойственной ему энергией и ответственностью ведет огромную работу для улучшения бытовых и социальных условий жизни старшего поколения, участников Великой Отечественной войны. Он уважаемый наставник молодежи и пример для юных ставропольцев, помогает трудным подросткам найти верный путь в жизни, прививая любовь к Родине.

Татьяна РЫКУНОВА,

ветеран труда Ставропольского края,

член Союза журналистов России,

член российского Союза писателей.

Фото из личного архива Игоря Никитина

Читайте также

Все понравилось, кроме результата

Как преданному болельщику команд Центрального спортивного клуба Армии по всем видам спорта и любителю путешествий, мне нравится совмещать приятное с полезным. То есть ездить на матчи любимого ЦСКА.

16 августа

Вэй Дэ-Хань: «Где бы ты ни бегал, дорога одна – к себе»

Величайшая проблема у большинства из нас заключается в том, что наши требования к себе настолько слабы, призыв к великому внутри настолько безволен и непостоянен, что не производит не только должного впечатления, но и не влечет усердия постигать самого себя.

16 августа

Самые теплые поздравления и глубочайшая признательность

Депутаты Ставропольской городской Думы поздравили с вековым юбилеем ветерана Великой Отечественной войны

16 августа

В поход за знаниями: Ставрополье готово к новому учебному году

Школы региона уже готовы к новому учебному году, который начнется в этот раз 2 сентября. Все дело в календаре: 1 сентября выпало на воскресенье.

16 августа