Предки не знали, что их песни и обряды признают нематериальным культурным наследием | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Предки не знали, что их песни и обряды признают нематериальным культурным наследием

Предки не знали, что их песни и обряды признают нематериальным культурным наследием

9 июля
16:48

Этим летом на Ставрополье проходила совместная музыкально-этнографическая экспедиция Российской академии музыки имени Гнесиных (Москва) и Ставропольского краевого Дома народного творчества.

В ходе проекта сотрудники и студенты под руководством кандидата искусствоведения, заведующей кафедрой этномузыкологии РАМ Ларисы Белогуровой посетили населенные пункты нескольких округов Ставрополья, где с помощью местных жителей записали музыкальный и словесный фольклор, зафиксировали другую этнографическую информацию. Об этом сообщили в краевом Доме народного творчества.

В первый день работы музыкально-этнографической экспедиции в Шпаковском округе гости познакомились с местной молоканской общиной. Записали музыкальные произведения в замечательном исполнении мастеров молоканского пения.

Экспедиционная группа побывала в селе Бешпагир Грачёвского округа. На встрече с двумя главными хранительницами местных певческих традиций – Надеждой Тимофеевной Карачинцевой и Валентиной Даниловной Шевченко были записаны старинные свадебные и лирические песни. Гости из Москвы побывали в музее истории села Бешпагир, где много узнали о его первых поселенцах и освоении этого населенного пункта, о его разнообразной духовной культуре. Население Бешпагира издавна многонациональное, и даже было время, когда село делилось на «станичников» – казаков, и «краянцев» – переселенцев с Украины. Их потомки до сих пор живут в Бешпагире и сохраняют культуру своих предков.

В 1990-е годы здесь обосновались молокане. В дни экспедиции удалось организовать встречу с членами молоканской общины. В процессе общения участники экспедиции узнали много нового об их музыкальной культуре. Был записан ряд «духовных песен» - песнопений, которые исполнялись в любое время, в любых бытовых ситуациях, но которые, в отличие от традиционных псалмов, не звучали на воскресных собраниях. Представительницы молоканской культуры показали также традиционные детские и молодежные игры. Специалисты местного Дома культуры с интересом их разучивали, чтобы затем включить в обучение и досуг детских коллективов.

На примере Бешпагира можно говорить о том, что сосуществование множества разных народных традиций в одном населенном пункте создает почву для их взаимообогащения. По мнению исследователей, культурное разнообразие села Бешпагир требует пристального, внимательного изучения.

Финальные дни экспедиции группа из Российской академии музыки имени Гнесиных и Ставропольского краевого Дома народного творчества провела в Предгорном округе, в казачьих станицах: Бекешевской, Суворовской и Боргустанской. Московские фольклористы записали уникальную этнографическую информацию о традиционном свадебном обряде кубанских и терских казаков, существовавшем вплоть до 90-х годов XX века. Исследователи много общались не только с местными жителями, но также познакомились с историками и краеведами станиц, которые подробно рассказали, как происходило заселение нашего региона. Гости посетили популярный музейно-этнографический комплекс «Казачье подворье» в станице Боргустанской.

Теперь ученым фольклористам предстоит кропотливая работа с собранными материалами: их будут систематизировать и размещать в архиве. Также потребуются расшифровка народных напевов и оценка собранной информации на предмет размещения в региональном и федеральном реестрах объектов нематериального этнокультурного достояния.

Нынешняя экспедиция Гнесинки в нашем крае далеко не первая. После того как Министерство культуры Российской Федерации запустило масштабный проект по созданию медиаконтента о нематериальном этнокультурном достоянии народов России, на Ставрополье не раз приезжали известные фольклористы.

Так, в прошлом году экспедиционная группа во главе с доцентом кафедры этномузыкологии РАМ имени Гнесиных Светланой Власовой работала в Георгиевском муниципальном округе. Исследователи встречались с участниками народных ансамблей, репертуар которых состоит в основном из произведений, представляющих собой уникальную региональную идентичность культуры края.

Фото Ставропольского краевого Дома народного творчества

Читайте также

Не забыть бы тогда,  не простить бы и не потерять

У Зои Георгиевны это в тяжелом военном детстве заложенное стремление помогать тем, кому тяжелее, на всю жизнь осталось. Когда война на Донбассе началась, она сбор помощи организовала. Многие соседи откликнулись – сносили в ее квартиру консервы, медикаменты. А Зоя Георгиевна это «Русским витязям» передавала – те на Луганщину часто гуманитарку возили. Мы так с ней и познакомились.

1 августа

Верность Родине и таланту

Путь живописца П.М. Гречишкина – ярчайший пример традиционной национальной школы русского пейзажа. Его кисти принадлежит более двух тысяч полотен, написанных в степях родного Ставрополья, в горах Кавказа, на Волге, Урале, Байкале, русском Севере, в средней полосе России, а также замечательные полотна, созданные под впечатлением от поездок в Италию, Грецию, Египет, на Кипр, в Непал, Шри-Ланку, Мексику, Индию, Японию, Францию. Но всегда особой темой в творчестве художника была малая родина с ее природными богатствами, любовь к которой он пронес через всю свою жизнь. Красота родной земли всегда завораживала и восхищала, заставляла чаще биться его сердце. Среди уникальных картин, посвященных природе Ставрополья, – «Ставропольский лес», «Гроза в степи», «Степь ковыльная», «Сенгилеевские просторы», «Просторы Стрижамента», «Нива золотая» и многие другие.

1 августа

Последствия роста ключевой ставки

По оценкам некоторых аналитиков, для акций снижение ставки рефинансирования до 18% можно рассматривать как так называемый «отложенный позитив», который после краткосрочной фиксации может начать реализовываться. Есть ожидание возврата более высоких показателей индекса Мосбиржи, а также укрепления акций банков, сектора высоких технологий и ритейла.

1 августа

«В судьбе нет случайностей; человек скорее создаёт, нежели встречает свою судьбу» (Лев Толстой)

«Судьба одинаково поражает и сильных, и слабых, но дуб падает с шумом, а былинка – тихо» (П.Буаст, франц. философ, XVIII век). При этом многим из нас не хватает смелости признаться в том, что судьба со всем своим своенравием – это далеко не случайные залетные вороны, как говорил Цицерон (Древний Рим): «Нет ничего нелепее для натуралиста, чем мнение, будто что-либо может произойти без причин». И потому самое главное открытие, которое необходимо каждому из нас сделать, – осознать, что качественность нашей жизни (как бы мы к ней ни относились) – это  следствие своих же ранее принятых поступков и замыслов. И что это значит? Хочешь иной жизни – меняй себя внутренне в отношении с окружающим миром таким образом, какие последствия хотел бы получить.

1 августа