День памяти и скорби, 22 июня, символизирует собой одну из самых трагических и страшных дат в истории страны – начало Великой Отечественной войны. Напавшие на Советский Союз нацисты ставили перед собой задачу не только захвата нашей территории, но и уничтожения, а в «лучшем случае» ассимиляции проживавшего на ней населения. И самыми беззащитными перед лицом этой машины смерти были в первую очередь дети.
Бесчисленные жертвы
В 1941-1945 годах только погибших, по разным оценкам, насчитывается несколько миллионов советских детей, хотя точных данных просто нет. Война искалечила множество судеб маленьких жителей огромной страны, отняв светлое и радостное детство. Все это очень сложно подбить под сухие статистические цифры. Но надо знать и помнить, что за четыре ужасных военных года сотни и сотни тысяч невинных детей вместе с родителями были убиты нацистскими нелюдями и их пособниками погибли под обстрелами и бомбежками мирных городов, угнаны на чужбину, стали инвалидами и полными сиротами. От этих горьких мыслей становится по-настоящему жутко.
Специалисты говорят о пластичности детской психики, которая позволяет в том числе избавиться от наиболее страшных и тяжелых воспоминаний. Наверное, кому-то из детей войны это помогло справиться с пережитыми ужасами, стерев их из памяти или спрятав в самый дальний ее закоулок. Но точно не всем. А кто-то просто не мог с этим существовать, лишившись рассудка или жизни. Только вдумайтесь, что пережил маленький человечек, на глазах которого убили родителей. Тут никакая психологическая пластичность не поможет.
«Подранки»
Так называют раненых зверей или птиц. Но особенно тяжко воспринимается данный термин применительно к детям времен Великой Отечественной войны. Я в очередной раз посмотрел, а говоря точнее, пересмотрел старый советский фильм 1976 года под таким названием. Его главные герои самые настоящие «подранки» – дети и подростки, душевно искалеченные чудовищными событиями того времени. Лучше всего это подчеркивает эпиграф в начале кинокартины: «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». Это слова великого советского писателя Александра Твардовского.
Отечественный кинематограф нередко обращался к данной теме. Но сделать что-то стоящее и проникновенное выходило далеко не всегда. А вот у блестящего советского и российского режиссера и актера Николая Губенко получилось целиком и полностью. Дело в том, что фильм во многом автобиографичен и основан на детских воспоминаниях его создателя, родители которого погибли во время Великой Отечественной войны.
Фильм сначала даже смотрится как будто бы легко, но любой неравнодушный зритель очень скоро почувствует его пронзительность и глубину. Блестящая игра актеров, как очень известных, так и исполнителей эпизодических ролей, просто завораживает. Работа юных артистов просто поражает. Особенно Алеша Черствов в роли своего тезки Бартенева. Сам он о съемках рассказывал мало, говорил, что в фильме как будто играл самого себя. Что неудивительно, ведь мальчик тоже рос без родителей. После просмотра картины на Каннском кинофестивале французские газеты писали: «В фильме играет изумительный маленький актер с лицом нежным и в то же время волевым. С начала и до конца он солирует в фильме, отодвигая на второй план исполнителей взрослых ролей». Судьба талантливого парня сложилась трагически – в возрасте 44 лет он погиб, оставив в отечественном кинематографе короткий, но яркий след.
Еще одну абсолютно поразительную роль воспитанника детского дома мальчика Вальки Гандина сыграла девочка Зоя Евсеева. Тоже воспитанница детского дома. О том, как дальше сложилась ее судьба, известно мало, а интервью о своей работе в картине «Подранки» она никогда не давала.
Сам Николай Губенко, поставивший великолепный фильм, сыграл в нем весьма несимпатичного, мягко говоря, персонажа – воспитателя Криворучко. Финальная сцена картины, когда этого «педагога», применившего к ребенку рукоприкладство, разбирают на педагогическом совете, становится настоящей квинтэссенцией фильма. А слова военрука Владимира Громова в блестящем исполнении Ролана Быкова, когда он называет воспитанников детского дома подранками, просто пробирают до слез.
Фильм заканчивается чтением за кадром пронзительных строк уже многими забытого поэта, сценариста и режиссера Геннадия Шпаликова:
По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.
Путешествие в обратно
Я бы запретил,
Я прошу тебя, как брата,
Душу не мути.
А не то рвану по следу –
Кто меня вернёт?
И на валенках уеду
В сорок пятый год.
В сорок пятом угадаю,
Там, где – Боже мой!
Будет мама молодая
И отец живой.
Дети войны
Решение о том, кого считать детьми войны, принимают региональные власти. У нас на Ставрополье эта категория населения определяется законом, принятым еще 13 декабря 2018 года. По нему к детям войны относятся граждане, не достигшие совершеннолетия к 3 сентября 1945 года и постоянно проживающие на территории края. Им предоставляется определенный пакет мер социальной поддержки и ежегодная индексируемая выплата. Дети войны не сражались на фронте, но перенесли на себе все тяготы того времени – лишения, голод, а часто и потерю близких. Инициаторы принятия данного закона уверены, что общество должно хоть как-то отплатить таким гражданам за вклад в победу или восстановление страны после войны. И это справедливо.
Оба моих родителя – отец, Юрий Алексеевич, и уже ушедшая из жизни мама, Елена Константиновна, признаны детьми войны. Конечно, родились они в январе 1945 года, когда до Победы над нацизмом оставалось всего несколько месяцев. Таких тягот и страданий, как маленькие граждане Советского Союза, попавшие в оккупацию или проживавшие в прифронтовой зоне, они, к счастью, не испытали. Но это вовсе не означает, что им жилось легко. Воспитанные в семьях фронтовых офицеров, мои отец и мама, конечно, не голодали, но вполне ощутили на себе тяжелые последствия только что отгремевшей страшной войны. В том числе и нехватку продуктов и самых необходимых вещей. Отец до сих пор вспоминает, что в его школьные годы многие дома в центре Армавира, где он тогда проживал, были разрушены взрывами и еще не восстановлены. Что-то подобное я слышал и про Ставрополь от мамы.
Наша страна восстановила народное хозяйство и смогла оправиться от последствий жестокого сражения с нацизмом. Вот только не вернуть жизни всех павших в этой битве, как и потерянное на ее полях физическое и психическое здоровье людей. Все это в полной мере касается и детей, судьбы которых обожгла война. И все мы, живущие сегодня, просто обязаны помнить об этом, чтить память павших в Великую Отечественную и не допустить возрождения нацистского зверя, который в настоящее время активно поднимает голову. В том числе и на исторических российских территориях.
Кадры из фильма «Подранки»