Реквием по «Красному металлисту»

Ольга Метёлкина

Реквием по «Красному металлисту»

Жизнь — штука необратимая и, к сожалению, состоит не только из радостных и счастливых дней. Неизбежны потери, утраты, расставания. Настал день, когда на территорию бывшего завода «Красный металлист» пришла тяжёлая техника, круша на своём пути обезлюдевшие несколько лет назад производственные цеха и корпуса.

Когда люди провожают в последний путь своих близких, то вспоминают добрым словом тех, с кем прожили бок о бок длинную или не очень жизнь, с кем их связывали общий дом и судьба. Так неужели нам нечего вспомнить о заводе, который целый век работал верой и правдой, обеспечивал страну своей продукцией, а ставропольцев - рабочими местами. Будь «Красный металлист» и нынче «на плаву», его коллектив в прошлом году отметил бы 110 лет со дня основания.

Из публикации в газете «Северный Кавказ» за сентябрь 1902 года мы узнаём, что «Чугуно-меднолитейный механический завод А. Руднева и А. Шмидта в Ставрополе губернском открыл свои действия». Как рассказывает ставропольский летописец, известный краевед Герман Беликов, завод в то время выпускал оборудование для «мельничных, маслобойных и черепичных заводов, котлы для локомобилей, одно- и двухлемешные плуги, запчасти к молотилкам и косилкам, буровые снаряды для артезианов».

«Изготавливали здесь чугунные уличные фонари в разных стилях, декоративные колонны, подпирающие лестничные марши и некогда широко распространенные в городе галереи», - пишет Г. Беликов в книге «Ставрополь — врата Кавказа». Автор также цитирует информацию из газеты «Наш край» за 1909 год, которая сообщала: «Завод Шмидта получил заказ от технической конторы братьев Котляренко на изготовление по их чертежам золотодобывающей драги... До этого золотодобывающие драги делали в Голландии и на Путиловском заводе Петербурга».

После революции чугунолитейный завод был национализирован и продолжал работать. В 1921 году он получил название «Красный металлист». Начался серийный выпуск металлорежущих станков. Одновременно завод приступил к строительству новых производственных корпусов. В 1934 году «Красный металлист» начал отправлять на экспорт деревообрабатывающие токарные станки.

В первые дни Великой Отечественной войны завод полностью перешёл на выпуск оборонной продукции. Вместо признанных в действующую армию мужчин к станкам встали женщины и подростки. Завод жил по законам военного времени. Многие рабочие выполняли за смену по две-три нормы выработки, трудясь по 10 — 12 часов. Коллектив «Красного металлиста» получил задание освоить без чертежей, только по образцу и разработанной технологии, выпуск миномета. Чтобы выполнить его, рабочие и инженеры в течение 10 дней почти не покидали цеха. В 1942 году завод был эвакуирован в Тюмень, а вскоре после освобождения Ставрополя от оккупации вновь приступил к выпуску продукции для фронта. Многие цеха были разрушены фашистами при отступлении из города, поэтому рабочим приходилось не только работать за станками, но и параллельно восстанавливать завод.

После войны «Красный металлист» вернулся к выпуску мирной продукции - деревообрабатывающих станков. Благодаря реконструкции и техническому перевооружению завод стал одним из успешных предприятий города и края, его продукция поставлялась на экспорт. Так или иначе, все, кто работал на «Красном металлисте», были уверены в завтрашнем дне.

Реквием по «Красному металлисту»

Однако в начале 2000-х производство пришло в упадок, и в итоге завод был признан банкротом. В течение нескольких лет рабочие боролись за свои права, добивались справедливости, но, увы, остались ни с чем.

И вот — горький финал. Сегодня на территории некогда процветающего предприятия работает тяжелая техника, освобождая её от всего, что могло бы напомнить о славной истории «Красного металлиста». Что здесь будет через 2—3 года, пока покрыто завесой неизвестности. Торговый или жилой комплекс? Какая разница. Главное, что здесь никогда не будет «Красного металлиста». Покойся с миром в нашей памяти, дорогой завод.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление