В последнее время Ставрополье нередко становится площадкой для съемок популярных отечественных сериалов. Не очень давно на Кавказских Минеральных Водах снимали один из сезонов интересного детективного «Шифра».
Признаюсь, что узнавать знаменитые санатории курортного региона, в том числе и те, где довелось отдыхать самому, в антураже послевоенного времени было занимательно и приятно. Немного другие впечатления от увиденных на экране знакомых пейзажей оставил сериал «Трасса», вышедший в этом году на одной из популярных платформ. Смотреть на них было немного неуютно потому, что этот сериал очень жесткий, местами даже жестокий. Сценарий у него весьма качественный, сюжет захватывающий, а актеры сыграли просто замечательно.
Интересно и необычно
«Трасса» – это детективный триллер с увлекательными и нестандартными сюжетными поворотами, а также с нетипичной развязкой. Не буду пересказывать историю, чтобы не разрушить интригу для тех, кто кино еще не видел. Скажу лишь, что главной героиней сериала, состоящего из десяти частей, продолжительностью около часа каждая, является судья из Санкт-Петербурга Светлана, у которой есть дочь Кира, вдруг исчезнувшая на территории нашего края. На первый взгляд, важный государственный служащий – деловая серьезная дама и любящая мать, но у нее очень непростое прошлое. Оно-то как раз и вскрывается после похищения дочери и связано с территорией Кавказских Минеральных Вод. Напрямую ни один из городов-курортов не называется, но в кадре то и дело появляются узнаваемые объекты Пятигорска, Кисловодска, Ессентуков и Железноводска. Создатели сериала распорядились ими весьма причудливо, но об этом позже.
Актеры и роли
Роль главного персонажа – судьи Светланы Незнамовой – блестяще исполнила замечательная петербургская актриса Карина Разумовская. Если честно, я впервые видел ее в качестве героини первого плана, хотя она мне, конечно, знакома, но ассоциировалась в основном с мелодрамами. Актриса оказалась куда разностороннее и драматичнее, и ей по-настоящему веришь. Карине досталась нервная и сложная роль, пришлось вжиться в нее на все сто процентов. Получилось очень убедительно. Лично для меня игра этой актрисы стала самым настоящим открытием.
А вот в Александре Ильине-младшем я был уверен с первых кадров. Этот тогда еще совсем молодой актер понравился мне с того самого момента, когда я первый раз увидел его в кино. По-другому и быть не может – обязывает выдающаяся династия. Сын и внук талантливых актеров и племянник, без преувеличения, великого Владимира Ильина просто обязан держать марку. Кстати, он очень разносторонняя личность, помимо работы в кино и театре, пишет песни и выступает вокалистом в симпатичной музыкальной группе «План Ломоносова», играющей панк-рок. В сериале ему досталась роль бывшего полицейского Виктора Чужих, фамилия которого, думается, неслучайна. Ведь и зрители, и окружающие его персонажи считают мужчину злодеем. Александр Ильин отлично передал то отчаяние и усталость от жизни подавленного, но не сломленного человека, готового пойти на все ради правды.
Не стала неожиданностью для автора материала и блестящая игра Анны Михалковой, исполнившей роль честного следователя полиции Эльвиры Бараевой. Актриса давно вышла из тени своего звездного отца - Никиты Михалкова, став высоким профессионалом своего дела. Очень далекий от присутствующих в современном отечественном кино шаблонов образ полицейской, который она воплотила в сериале, это в очередной раз подтверждает.
Отдельно хочется отметить работу девушек, которые сыграли подростков. Елизавета Ищенко в роли дочери судьи Киры отлично показала расшатанность психики своей героини, истерики и панические атаки, а Василиса Немцова (в кино – Вита Демченкова) запомнилась тем, как до дрожи убедительно передала ужас своей героини от осознания того, кто ее отец и что он может с ней сделать. Ну и отдельным ярким моментом стало появление на экране Таисии Калининой в роли Светланы Незнамовой в юности. Всего одна ретроспективная серия с ее участием четко показала зрителям причины психологического состояния главной героини.
Непростые проблемы
Многие посмотревшие фильм зрители, особенно те из них, кто носит полицейские погоны, в своих отзывах однозначно называют сериал «чернухой». Думаю, что это не совсем так, хотя в некоторых сценах, конечно, ощущается нарочитая гипертрофированность. Но это творческий прием, на который авторы имеют право.
Важно, что в сюжете подняты две важные проблемы, реально существующие в российском обществе. Во-первых, вовлечение в занятие проституцией и торговля «живым товаром». До размаха «лихих» 90-х годов прошлого века сегодня этому делу далеко, но оно продолжает оставаться в «топе» преступных движений. Кадры с массовым наличием представительниц «продажной любви» на кисловодской трассе, чего реально, конечно, не существует, также использованы авторами для усиления эффекта. А вот имиджу курортов Кавказских Минеральных Вод эта сцена, как и многие другие подобные, явно вредит.
Вторая поднятая в «Трассе» проблема, которую отечественный кинематограф затрагивает и вовсе не часто: судьба воспитанников и особенно воспитанниц детских домов. Став совершеннолетними и выйдя из-под «крыла государства», они зачастую остаются один на один с суровой реальностью. Кто-то с этим справляется, но немало и тех, кто быстро превращается в жертву обстоятельств. О чем очень убедительно рассказала в своем отчаянном монологе отрицательная героиня второго плана. На мой взгляд, это одна из самых сильных сцен сериала.
«Я угадаю это место с первого кадра»…
Скажу честно, что наблюдать и узнавать в кадрах кинофильма красивые пейзажи и исторические здания городов-курортов было увлекательно и даже как-то лестно. Хотя вот назначение некоторых строений по сценарию иной раз вызывало изумление. Так, отдел полиции условного и не названного в фильме города располагается в здании Кисловодской филармонии, а больница – в Ессентукской грязелечебнице. Конечно, красиво, но, на мой взгляд, с перебором. В то же время дискотека из 1990-х в главном историческом павильоне железноводского парка смотрелась очень убедительно. Мой товарищ по просмотру кино Дмитрий угадывал и многие места современного Пятигорска, который я знаю хуже.
Когда я смотрю фильмы и сериалы, действие которых происходит в нашем регионе или он просто в них упоминается, то нередко меня охватывает что-то типа легкого раздражения по отношению к столичным «киношникам». Пусть это назовут, к примеру, синдромом «ущемленного провинциала», но за пренебрежение к названиям на территории родного края мне по-честному становится обидно. В частности, никогда не забуду, как двадцать лет назад у меня было напрочь испорчено впечатление от качественного в целом телевизионного фильма с Александром Абдуловым «Ледниковый период». Там одного из отрицательных героев картины назвали чемпионом Ставропольской области (!) по боксу. Не обошлась без таких ляпов и «Трасса».
Резануло слух название одного из местных новостных интернет-каналов по сценарию кино – «Криминальная Кубань». Эта замечательная река, конечно, протекает в том числе и по территории нашего края, но никак не на Кавказских Минеральных Водах, где проходили съемки. Там даже нет ее притоков. Ставрополь упоминается в фильме всего один раз в качестве места, куда в детский приемник должны отвезти девушку-подростка. Самого же нашего города в кадрах нет.
Безусловно, это лишь мнение немолодого ставропольского обывателя. Подавляющему большинству аудитории сериала эти детали не то что не испортили впечатления от его просмотра, но вовсе не были заметны.